Методические особенности формирования познавательных интересов в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Костерина Юлия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: творческая разработка Тема: Методические особенности формирования познавательных интересов в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
познавательных интересов в экспериментальной деятельности
детей дошкольного возраста
Костерина Ю.Ю., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
Введение
Актуальность
проблемы
повышения
качества
дошкольного
образования
на
современном
этапе
подтверждается
заинтересованностью
со
стороны
государства
вопросами
воспитания
и
развития
детей
дошкольного
возраста.
Примером
является
принятие
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО).
Данный
документ
регламентирует
образовательную
деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по иному
рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
в
различных
видах
деятельности.
Кроме
того
стандарт
направлен
на
развитие
интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Каждый
дошкольник —
маленький
исследователь,
с радостью
и удивлением
открывающий
для
себя
окружающий
мир.
Познавательно-исследовательская
деятельность дает нашим воспитанникам возможность удовлетворить присущую им
любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практиковаться
в установлении
причинно-следственных
родовых,
пространственных
и
временных
связей
между
предметами
и
явлениями,
расширять
и
упорядочивать
свои
представления
о
мире,
достигать высокого умственного развития.
1
Задача
воспитателей
и родителей —
помочь
ему
сохранить
и развить
стремление
к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной умственной деятельности
.
I. Теоретические основы формирования познавательных интересов детей
дошкольного возраста
ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность
которой раскрывает следующим образом:
развитие любознательности и умственных способностей;
развитие познавательной мотивации;
формирование познавательных действий,
становление сознания;
развитие интеллектуальных умений и навыков;
формирование простейших способов умственной деятельности;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает
рассматривать
его
как
процесс
постепенного
перехода
от
одной
стадии
развития
познавательной
деятельности
к
другой.
К
стадиям
познавательного
развития
мы
относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие
познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1. К первой стадии мы относим любопытство . Для неё характерно избирательное
отношение
к
любому
предмету,
обусловленное
чисто
внешними,
часто
внезапно
открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник
довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью
самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса
служит обычно его первотолчком.
2
В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот
факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом
особого внимания его сущности [5].
2.
Вторую
стадию
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста
мы
определили
как любознательность ,
которая
представляет
собой
ценное
состояние
личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть
за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как
правило,
проявляются
сильные
эмоции
удивления,
радости
познания,
восторга,
удовлетворённости
деятельностью.
Сущность
любознательности
заключается
в
образовании
и
расшифровке
разного
рода
загадок.
Как
отмечает
Г.И.
Щукина,
«любознательность,
становясь
устойчивой
чертой
характера,
имеет
значительную
ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда
находятся в поиске» [Там же, с. 19]. В качестве примера проявления любознательности
можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера,
например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не
падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской
любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные
вопросы.
3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является
познавательный
интерес ,
характеризующийся
повышенной
устойчивостью,
ясной
избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой
главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует
проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения
действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление
ребёнка
самостоятельно
отвечать
на
поставленные
вопросы,
например
в
ходе
экспериментирования, исследования окружающего мира [Там же].
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы
относим познавательную активность , основой которой служит
целостный
акт
познавательной
деятельности
–
учебно-познавательная
задача.
В
соответствии
с
теорией
Д.Б.
Эльконина
развитие
познавательной
активности
осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её
источником
является
познавательная
потребность.
Процесс
удовлетворения
этой
потребности
осуществляется
как
поиск,
направляемый
на
выявление,
открытие
неизвестного
и
его
усвоение.
Познавательная
активность
выступает
как
природное
проявление
интереса
ребёнка
к
окружающему
миру
и
характеризуется
чёткими
3
параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с
определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная
заинтересованность;
эмоциональное
отношение
(удивление,
волнение,
смех
и
др.);
действия,
направленные
на
выяснение
строения
и
назначения
предмета
(тут
важно
учитывать
качество
и
разнообразие
действий
по
обследованию,
а
также
паузы
для
раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту [3, с. 74–78].
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных
областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя
познавательно-исследовательской
(исследование
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирование с ними).
В качестве используемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное
развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
организацию решения познавательных задач;
применение экспериментирования в работе ДОО;
использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является
экспериментирование, в котором дошкольник выступает в роли исследователя, который
самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы
воздействия
на
него.
В
процессе
экспериментирования
ребёнок
осваивает
позицию
субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).
1.1.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс,
следовательно,
новая
модель
выпускника
детского
сада
предполагает
изменение
характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на
первый
план
выходила
задача
воспитания
стандартного
члена
коллектива
с
определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость
формирования
компетентной,
социально-адаптированной
личности,
способной
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
отстаивать
свою
точку
зрения,
4
продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть
акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Давайте
рассмотрим
подробнее
некоторые
пункты
документа,
которые
можно
реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
Основные принципы дошкольного образования:
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка в различных видах деятельности;
Часть
2
Требования
к
структуре
образовательной
программы
дошкольного
образования и ее объему
1.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации,
его
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть
3.
Требования
к
условиям
реализации
основной Образовательной
программы дошкольного образования
Указанные
требования
направлены
на
создание
социальной
ситуации
развития
для
участников
образовательных
отношений,
включая
создание
образовательной
среды,
которая:
способствует профессиональному развитию педагогических работников;
создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
создает
условия
для
участия
родителей
(законных
представителей)
в
образовательной деятельности
п.
3.2.5.
Взаимодействие
с
родителями
по
вопросам
образования
ребенка,
непосредственное
вовлечение
их
в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с
семьей
на
основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
5
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения
учебных
и
творческих
задач,
общими
способами
мыслительной,
речевой,
художественной
и
другими
видами
деятельности.
Через
объединение
различных
областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная
работа
детей
в
подгруппах
дает
им
возможность
проявить
себя
в
различных
видах
ролевой
деятельности.
Общее
дело
развивает
коммуникативные
и
нравственные
качества,
предоставляет
детям
возможность
самостоятельного
приобретения
знаний
при
решении
практических
задач
или
проблем,
требующих
интеграции знаний из различных предметных областей
Из
этого
следует,
что
выбранная
тема
«проецируется» на
ФГОС
ДО,
и
на все
структурные
единицы
образовательного
процесса,
через
различные
виды
детской
деятельности. (п.2.7 ФГОС) рисунок1
Рисунок 1 «Виды детской деятельности по ФГОС ДО»
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный
процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая
сложности
перехода
от
предмета
к
предмету,
усвоить
больший
объем
информации,
осмыслить связи между предметами и явлениями.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской
(поисковой) деятельности у дошкольников.
6
и
грова
я
и
грова
я
коммуникативная
коммуникативная
познавательно-исследовательск
ая
познавательно-исследовательск
ая
восприятие художественной литературы
и фольклора
восприятие художественной литературы
и фольклора
самообслуживание и элементарный
бытовой труд
самообслуживание и элементарный
бытовой труд
конструирование
конструирование
изобразительная
изобразительная
музыкальная
музыкальная
двигательная
двигательная
Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности
полностью
исходит
от
самого
ребёнка.
Он
выступает
как
полноценный
субъект,
самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их
достижения
и
т.
д.
В
этом
случае
ребёнок
в
деятельности
экспериментирования
удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй
вид
ориентировочно-исследовательской
деятельности
организуется
взрослым,
который
выделяет
существенные
элементы
ситуации,
обучает
ребёнка
определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее
определены взрослым.
Эти
два
вида
тесно
связаны
между
собой
и
редко
выступают
в
чистом
виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого,
а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого
ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
И
мы
воспитатели,
и
родители
хотим
видеть
своих
детей
любознательными,
общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие
проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем
больше
новой
информации
получает
ребёнок,
тем
быстрее
и
полноценнее
он
развивается.
II.
Деятельность педагога по формированию познавательных интересов в
процессе экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ
Экспериментирование, как эффективный способ познания закономерностей и явлений
окружающего мира
активно
внедряется в практику дошкольных образовательных
учреждений. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий –
экспериментирование можно рассматривать как
метод, близкий к идеальному, ведь
совершенно
очевидно,
что
знания,
«подчерпнутые»
не
из
книг,
всегда
являются
осознанными и более прочными, так как:
в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его
предметы и явления с целью их познания самыми разнообразными способами;
в
экспериментировании
достаточно
четко
представлен
момент
саморазвития.
Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые
7
стороны и свойства объекта, что позволяет производить новые, более сложные и
совершенные преобразования.
в экспериментировании, по мере накопления
знаний об исследуемом объекте,
ребенок получает возможность ставить новые, все более сложные цели.
в
экспериментировании
ребенок,
проводя исследовательскую деятельность,
познает объект в ходе практической деятельности.
в
экспериментировании, в
результате самостоятельных действий, происходит
удовлетворение
от
конечного
результата
своей
работы,
обеспечивая
нашим
воспитанникам чувство эмоционального комфорта, чувство радости и гордости за
результат своего труда.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих
действий:
1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
2.
Организация
образовательного
экспериментально-поискового
пространства
в
группе.
3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
4.
Создание
у
воспитанников
и
их
родителей
устойчивого
интереса
к
экспериментальной деятельности.
В работе по организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников
целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов.
Их
выбор
определяется
возрастными
возможностями,
а
так
же
характером
воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна
быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности,
слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать
связь природы с жизнью, с собой.
Содержание
опытно
–
экспериментальной
деятельности
с
детьми
проходит
в
блоках:
I.
Блок
совместной
деятельности
-
является
основным
в
опытно
–
экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения,
проводятся
познавательные
беседы,
экологические
игры,
чтение
художественной
познавательной литературы. Блок совместной деятельности планируется: в утренние
беседы, на прогулках, в режимных моментах, в сюжетно-ролевой игре, в трудовой
деятельности и в игровой.
II.
Блок организованного обучения – это проведение занятий обещающего
характера (итоговая
проводится один раз в месяц). Планируется непосредственно
образовательной деятельности.
8
III.
Блок свободной самостоятельной деятельности – планирование работы
предполагает
в
первую
очередь
создание
педагогом
условий
для
возникновения
самостоятельной
деятельности
детей.
Планируется
в
индивидуальных
играх,
в
совместных
играх,
в
самостоятельной
художественной
деятельности,
в
трудовой
деятельности и т.д.
Из опыта работы нашего МБ ДОУ «Детский сад №125» рекомендуем в работе с
детьми
наблюдения и эксперименты , которые
могут быть случайными, они не
требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного
вопроса, проводятся на участке или в «Уголке природы», а плановые эксперименты
проводятся на выраженном предмете, объекте. Например, при ознакомлении детей с
природным
явлением
как
ветер
могут
быть
использованы
следующие
приемы:
наблюдение на прогулке, эксперимент «Сила ветра», игра «Разный ветер», чтение и
обсуждение отрывка « Ветер по морю гуляет» А.С. Пушкина. Экспериментальные
занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют
познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям
педагогики сотрудничества.
Проводятся
беседы
познавательные
и
эвристические
(при
наличии
у
детей
точных
представлений
о
тех
явлениях
или
причинах,
которые
нужно
отыскать).
Например: «Где ночует солнышко», «У кого какие детки», «Откуда берется вода», « Как
приходит зима».
С
детьми
проводится
экологические
игры,
чтение
художественной
и
познавательной литературы: «Энциклопедия дошкольника» Н.Н. Малофеева, «Моя
первая
энциклопедия»
Слив
Паркер,
детский
познавательный
журнал
«Коллекция
идей» и др.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации
формируется от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования живет
Сибирячек, от имени которого предлагаются детям задания (письма, записки, создание
проблемных ситуаций). Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить на группы:
Методы, повышающие познавательную активность.
Эти
методы
позволяют
формировать
заинтересованность
в
принятии
информации,
желание
уточнять
и
углублять
свои
знания,
самостоятельно
искать
ответы
на
интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.
9
Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно –
следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов,
метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы,
повышающие
эмоциональную
активность
детей
при
усвоении
знаний,
(элементы новизны, проблемно - игровые приемы), сочетание разнообразных средств.
Метод ы
коррек ц и и
и
уточн ен и я
п ред став л ен и й,
п р и
п р о в е д е н и и
экспериментирования (повторение упражнения, наблюдения, метод переключения на
другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод,
т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им
знаний).
В практике нашего МБ ДОУ «Детский сад №125» общеразвивающего вида в течение
нескольких лет используется опыт организации экспериментальной деятельности для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Перспективно-тематическое
планирование
включает в себя опыты и эксперименты из нескольких областей науки (физики, химии,
биологии, астрономии), позволяющие ребенку самостоятельно применять свои знания,
умения и навыки в этом увлекательном виде деятельности в соответствии с принципами
экспериментальной деятельности ( таблица 1).
Таблица 1 «Принципы экспериментальной деятельности»
№
Принципы
результат
1
Самостоятельности
Развитие
свободы,
самоорганизации
и
развитие
интересов
2
Безопасности
Соблюдение
правил
безопасности
и
контроля
за
поведением детей
3
Гуманизма
Запрещение экспериментов и опытов, наносящих вред
растениям и животным
4
Природосообразности
Воспитание
эстетического
отношения
к
природе
и
биосфере в целом
5
Партнерства
Гармоничное дополнение деятельности друг друга
6
Успешности
Помогает
раскрытию
потенциала,
стимулирует
новые
возможности творческого развития
В практику работы МБ ДОУ «Детский сад №125» внедрена модель обучения детей
организации экспериментирования (Таблица 2)
Таблица2 «Модель обучения детей организации экспериментирования»
10
Этапы обучения
Приемы
Навыки
исследовательской
деятельности
Мотивация деятельности
создание развивающей
среды;
проблемные ситуа
ции;
Устойчивый интерес
интрига и сюрпризные
моменты
Планирование, выбор
средств, реализация и
формулирование выводов
эксперимента при
поддержке педагога
1
эта
п
Педагог ставит
проблему и начинает
ее решение, дети
самостоятельно
осуществляют
решение проблемы
наводящие вопросы;
уважительное
отношение к любым
высказываниям ребенка,
его действиям
;
предоставление свободы
выбора, действий и
перемещения в
пространстве.
Самостоятельное
планирование,
реализация
эксперимента;
формирование
цели
и
простейших
гипотез
с
п ом о щ ь ю
п е д а г о г а ;
графическое
фиксирование
результатов.
2
эта
п
Педагог ставит
проблему, дети
самостоятельно
находят ее решение и
осуществляют
эксперимент.
проблемные вопросы;
пополнение уголка
новыми материалами и
предметами;
приемы межличностного
общения и
сотрудничества
Самостоятельная
организация детьми
исследовательской
деятельности;
фиксирование
результатов,
работа воспитателя по
указанию целей;
допущение неточности в
11
действиях воспитателя;
формулирование выводов
и рефлексия
3
эта
п
Постановка
проблемы,
отыскивание метода и
разработка самого
решения
осуществляются
самостоятельно
изготовление карточек с
символическим
изображением темы
эксперимента;
разработка совместно с
детьми условных
графических обозначений
и
памятка
для
педагогов
по
организации
экспериментальной
деятельности
детей
дошкольного возраста:
Глубоко
изучить
тематику
проекта,
подготовить
предметно-пространственную
развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный
отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой
на их личный опыт.
Заинтересовать
каждого
ребенка
тематикой
проекта,
поддерживать
его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать
детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:
ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В
ходе
работы
над
проектом
создавать
атмосферу
сотворчества
с
ребенком,
используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование
накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая
радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12
На
заключительном
этапе
проекта
тщательно
готовить
и
проводить
его
презентацию всеми участниками .
Общение
с
детьми,
в
ходе
проведения
экспериментальной
деятельности,
носит
доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному
исследованию активному познанию.
2.1.
Предметно-развивающая среда групп ДОУ по формированию познавательных
интересов через экспериментальную деятельность дошкольников
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в
группах преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-
поисковой деятельности.
В наших «научных лабораториях» педагогами, совместно с родителями и воспитанниками,
тщательно подобран
и оформлен обширный материал, который распределен по разделам
(таблица3 )
таблица 3 «Оснащение центра экспериментальной деятельности»
Компонент
дидактический
Компонент
оборудования
Компонент
стимулирующий
схемы, таблицы,
модели с
алгоритмами
выполнения
опытов;
серии картин с
изображением
природных
сообществ;
книги
познавательного
материалы распределены по
разделам: «Песок и вода»,
«Звук», «Магниты», «Бумага»,
«Свет», «Стекло», «Резина» ;
природный материал: песок,
вода, глина, камни, ракушки,
спил и листья деревьев, мох,
семена, почва разных видов и
др.);
утилизированный материал:
проволока, кусочки кожи, меха,
ткани, пластмассы, дерева,
мини-стенд
«О
чем
хочу
узнать
завтра»;
дневники
наблюдений
личные
блокноты
детей
для
ф и кс а ц и и
результатов
опытов
к а р т о ч к и -
13
характера,
атласы;
тематические
альбомы;
коллекции
пробки и т.д.;
технические материалы: гайки,
скрепки, болты, гвозди, винтики,
шурупы, детали конструктора и
т.д.;
разные виды бумаги: обычная,
картон, наждачная,
копировальная и т.д.;
красители: пищевые и
непищевые (гуашь, акварельные
краски и др.);
медицинские материалы: лупы,
микроскопы, пипетки, колбы,
деревянные палочки, мерные
ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: песочные
часы магниты , зеркала,
воздушные шары, масло, мука,
соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито, свечи и
др. ,сосуды разного объема и
формы из разнообразного
материала, клеенчатые фартуки,
нарукавники, резиновые
перчатки
подсказки
(разрешающие
-запрещающие
з н а к и )
« Ч т о
м о ж н о ,
ч т о
нельзя»
правила работы в
лаборатории
Для
рассматривания
насекомых
специальные
контейнеры
с
прозрачными
стенками
и
объективом с увеличительным стеклом для наблюдений.
Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и
минералы»,
детские
коллекции
камней
и
ракушек,
мини
–
музей
«Музей
камня»
с
14
экспозициями:
«От
горы
до
песчинки»,
«Превращения
соли»,
«Рукотворные
камни»,
«Разнообразие камней», «Гора самоцветов» с коллекцией натуральных полудрагоценных
камней и минералов, профессиональная коллекция насекомых .
Далее,
используя
технологичность
в
действиях
средового
педагога
(М.Монтессори
«Подготовка учителя») , определили позицию педагога
при взаимодействии с детьми:
прямая передача опыта через презентацию материала
показ способов контроля и коррекции ошибок
равноправное партнерство
С этой целью для наших воспитанников разработан комплект опорных карт-схем, в которых
задан
алгоритм
действий,
с
помощью
которых
дети
могут
самостоятельно
провести
интересующее их
исследование (Приложение 1), а также подобрана картотека опытов,
которая помогает педагогам выстроить разнообразную по тематике экспериментальную
деятельность с воспитанниками. (Приложение 2).
III . Работа с родителями по развитию познавательных интересов через
экспериментальную деятельность дошкольников
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище
по имени Детство» - эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной
работы
дошкольного
учреждения
и
семьи.
Именно
от
нас,
взрослых,
от
наших
согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в
нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое
здоровье.
Эффективность
такого
сотрудничества
определяется
степенью
взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно
мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное
благополучие ребенка в семье и детском саду
С целью выявления отношения родителей к поисково – исследовательской активности
проводим
анкетирование.
Качественный
анализ
полученных
ответов
показал,
что
родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не понимают
его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение
вызвали вопросы об
организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали
занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. В
индивидуальных
беседах,
консультациях,
на
родительских
собраниях,
через
виды
наглядной агитации убеждаем
родителей в необходимости поощрения в стремлении
15
ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникнуть в суть предметов и
явлений. Содержание работы с родителями включает в себя:
1.
Родительские собрания: «Экспериментируем вместе», «Неизведанное рядом».
2.
Индивидуальные и подгрупповые консультации: «Опыты в природе», «Исследуем
вместе с ребенком», «Эксперименты в детском саду», «Играем, экспериментируем везде».
3.
Анкетирование.
4.
Буклеты: «Игры с крупой, «Наблюдения экспериментов в природе», «Играем и
экспериментируем
на
кухне»,
«Экологическое
воспитание.
Опыты»,
«Детское
экспериментирование,
как
средство
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста».
5.
Подборка художественного слова: стихи, пословицы, загадки.
6.
Наборы развивающих карточек: «Секреты знакомых предметов», «Научные ответы
на детские «почему»», «Игры в ванной и на кухни».
7.
Тематическая подборка книг: «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, «Ознакомление
дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марездова и др.
8.
Открытые занятия: «Мокрые ладошки – песочные дорожки», «С водой играем –
многое узнаем».
9.
Домашние задания: «Сделаем цветные льдинки», «Секретные задания», «Закрасим
воду» и др.
В результате проведенной работы родители:
научились организовывать элементарные эксперименты;
оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних
условиях;
повысили уровень педагогических знаний.
Содержание
работы
детского
сада
в
микросоциуме
может
быть
весьма
разнообразной, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в
упрочении
связи
с
семьей,
расширении
социального
опыта
детей,
инициировании
активности и творчества сотрудников детского сада, что, в свою очередь работает на
авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Заключение
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской деятельности,
обогащает память, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи,
становится стимулом личностного развития ребенка.
16
В
ходе
опытной
экспериментальной
деятельности
дошкольники
учатся
наблюдать, размышлять сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно
–
следственную
связь
соблюдать
правила
безопасности
Ребенок,
почувствовавший
себя
исследователям,
овладевший
искусством
эксперимента,
побеждает нерешительность и не уверенность в себе. У него просыпается инициатива,
способность преодолеть трудности, переживать не удачи и достигать успеха, умение
оценивать достижения.
Освоение
систематизированных
поисково
–
познавательных
знаний
детей,
становление опытно – экспериментальных действий, формируют основы логического
мышления,
обеспечивают
максимальную
эффективность
интеллектуального
развития
дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Список литературы
1.
Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования
дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.
2.
Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение
, 1993. - 128 с.СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-
ЕФ СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ
3.
Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное
воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
4.
Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
5.
Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб.
пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ;
6.
Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения
детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. -
N 2. - С. 79-83.
7.
Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. -
С. 17-19.
8.
Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного
образования / автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Михеева Е. В. - Екатеринбург :
[б. и.] , 2009. - 23 с.
Свердловская ОУНБ; КХ;
17
9.
Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в
детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
10. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт
дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
11. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Программа эколог. образ. дошк. / Рыжова Н. А. - М. :
Linka-Press , 1998. - 128 c.
СОУНБ; КХ; Инв. номер 2200505-КХ
ПРИЛОЖЕНИЕ
18
Приложение 1
Опорные карты-схемы с алгоритмом действий
карта № 1
карта № 2
карта № 3
карта № 3
19
карта № 4
карта № 5
карта № 6
20
карта № 7
карта № 8
карта № 9
21
карта № 10
карта № 11
22
Приложение 2
Картотека опытов
23
24
25
26
27
28
29
30
31