Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.
Автор: Давлетзянова Фанузя Шамиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №139"Облачко" Населённый пункт: г. Тольятти Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.
Давлетзянова Фанузя Шамиловна воспитатель коррекционной группы
МБУ детский сад №139 «Облачко», г.о. Тольятти.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательней и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка,
о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные
нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм
данного языка.
Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет
правильная организация логопедических методик. Методика логопедического
воздействия – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как
индивидуума, так и общества в целом.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с
нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы:
нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук,
сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства
ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания,
восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-
логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в
развитии речи, и т.д.
Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической
коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят
следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-
терапия, сказкотерапия.
Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи
представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-
марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это
взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство
ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Куклы
помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты.
Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками:
помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе
что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или
другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить
различные развивающие занятия, игры.
Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные
навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и
пальцами.
С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные
состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу:
«Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?».
Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А
ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей
развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных
состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней
забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных
состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться
ему в жизни.
Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного
творчества. Проведение атр-терапии предполагает, во-первых, использование
языка изобразительной экспрессии - во многих случаях применяются музыка,
драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой
активности человека, при этом, однако, изобразительная деятельность
является основополагающей; во-вторых, необходимо непосредственное
участие человека в изобразительном творчестве. Арт-терапия является
средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно
ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью,
затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для
коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у
взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность
(апатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она
мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции
как взрослого, так и ребенка.
Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра
неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению
взаимоотношений между людьми. Одна из главных функций арт-терапии -
создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.
Следующее направление - пескотерапия (sand-play). Наблюдения показывают,
что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых,
что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка.
За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне
приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я
ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив
образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он
чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова
описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается
«скользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись»
ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков,
ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись»
каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые
упражнения обладают колоссальным значением для развития психики
ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-
вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать
свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания
и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное -
ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать
себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования
навыков позитивной коммуникации.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс
обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории
своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные
возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
И последнее направление по описанию, но не по значимости - это
сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную
сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать,
развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях,
нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается
личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты,
становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным
средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье,
разносторонность воспитания.
Список литературы.
1.Волкова Г.А. Логопедия. – М., 1996. - 156 с.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. -С-П3.
3.Дефектологический словарь. Гл. Ред. А.Н. Дьячков. – М.: Педагогика,
1980. – 346 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение,
1990. - 566с.
6. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972. -
264 с.
7. Ковшиков В.А. Исправление нарушений ритмичных звуков. – С-
ПБ.:Сатис, 1995. – 178 с.
11. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. –
М.: Просвещение, 1987. -112 с.