Автор: Харьковская Олеся Леонидовна Должность: преподаватель художественного отделения Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Тельма" ОСП с.Большая Елань Населённый пункт: с.Большая Елань, Иркутская область Наименование материала: конспект урока Тема: Выразительные возможности линии Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств р.п.Тельма" обособленное структурное
подразделение в селе Большая Елань
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по композиции в 1 классе
МБУДО "ДШИ р.п.Тельма" ОСП с.Большая Елань
Преподаватель: Харьковская Олеся Леонидовна
2016 год
План - конспект открытого урока
Предмет: Композиция станковая.
Продолжительность урока: 45 минут
Класс: 1 художественного отделения.
Тема : «Выразительные возможности линии».
Цель: Формирование ассоциативного мышления через применение в работе
выразительных средств композиции - линий, через умение фантазировать и
выражать эмоции в словесной форме.
Задача:
Образовательная -
научить находить определенные образы в
хаотичности
линий,
дополняя
их
цветом;
научить
анализировать
свою
работу,
представляя
ее
зрителю;
познакомить
с
новым
понятием
-
"ассоциация";
повторить
выразительные
средства
композиции,
применяемые для передачи определенных образов.
Развивающая - развивать фантазию детей; логическое мышление.
Воспитательная - воспитывать усидчивость, интерес к сложному
предмету, аккуратность в работе.
Материалы и оборудование.
Оборудование
и
пособия
для
преподавателя :
таблица
«Выразительные
средства композиции», таблицы с изображением различных линий, тоновых
и цветовых пятен, таблица с понятием «Ассоциация», лист бумаги формата
А-3, простой карандаш, маркер черный.
Оборудование и пособия для учащихся : мольберт, лист бумаги формата А-
3, простой карандаш, маркер черный, акварельные краски, кисти, палитра,
банка с водой, салфетка.
I часть . Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы урока. Беседа с обучающимися по теме
урока.
II часть . Основная.
1. Беседа с учащимися по теме урока;
2.
Анализ
материала,
изученного
на
прошлых
занятиях,
знакомство
с
новыми понятиями;
3. Практическое задание.
III часть. Практическая .
Выполнение творческой работы - ассоциативной композиции.
IV часть. Итог урока.
1. Выставка работ: просмотр и краткое описание, анализ и оценка работ
обучающихся;
2. Заключительное слово преподавателя, подведение итогов урока.
Конспект урока.
I часть . Организационный момент.
Здравствуйте,
ребята.
Я
приветствую
всех
в
этом
классе
на
открытом
творческом уроке.
Постановка темы, целей и задач урока.
Тема нашего урока: «Выразительные возможности линии». Сегодня мы
будем
знакомиться
с
новым
понятием
-
«ассоциация»,
повторим
выразительные средства композиции,
познакомимся с разновидностью
линий, найдем определенные образы в своих работах, дадим название своей
композиции и представим ее друг другу.
II часть . Основная.
-Как вы думаете, ребята, что такое выразительность, где в жизни мы можем
сталкиваться
с
этим
понятием?
(
Обучающиеся
:
можно
говорить
о
выразительности
чтения,
о
выразительности
игры
на
музыкальном
инструменте, о выразительности глаз человека) .
-Совершенно
верно,
понятия
«выразительность»
и
«выразительно»
достаточно
часто
встречаются
в
нашей
жизни.
А
когда
мы
говорим
о
выразительности картины или выразительности композиции, это означает,
что
произведение
искусства
оказывает
на
нас
сильное
впечатление,
вызывает различные чувства, воспоминания.
Анализ материала, изученного на прошлых занятиях, знакомство с
новыми понятиями, выполнение ассоциативной композиции и краткое
ее описание.
- Давайте вспомним, какие основные выразительные средства композиции
нам
знакомы?
(Основными
выразительными
средствами
композиции
являются - линия, пятно, цвет).
- Напомните, что такое линия? (Линия - это след от карандаша, маркера,
мелка, кисти).
-Правильно, а что такое пятно? (Множество линий, находящихся рядом
составляют пятно и образуют тон).
-Вы правы, и в этом случае мы говорим о тоновом пятне. А что же такое
цвет?
(Цвет
–
это
один
из
признаков
окружающих
нас
предметов,
осознанное зрительное ощущение).
-Да,
можно
создать
картину,
используя
только
линию
и
тон,
но
несомненно,
что
цвет
и
цветовое
пятно
будут
являться
весомым
дополнением к художественному произведению. Итак, линия, пятно и цвет
являются выразительными средствами композиции. Скажите, сталкивались
ли вы в своей жизни с таким понятием как «Ассоциация»?
Давайте его изучим. Различные слова и понятия вызывают у нас различные
ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово
космос? (Бесконечность, звезды, черное небо и т.д.)
- Север? (Зима, холод, снег).
-Карнавал? (Веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски).
-Итак,
мы
выяснили,
что
одни
и
те
же
слова
могут
вызывать
самые
различные
ассоциации,
но
есть
такие
слова,
которые
у
всех
людей
вызывают одни и те же ассоциации – мама, солнце.
Ассоциация (с лат. association – соединение, взаимосвязь).
Ассоциация — связь, между отдельными представлениями, при которой
одно из представлений вызывает другое.
-
Скажите,
пожалуйста,
а
могут
ли
вызывать
какие-либо
ассоциации
выразительные средства композиции – линия, пятно, цвет? (Да, и линия, и
пятно, и цвет могут вызывать различные ассоциации).
- Выясним с чем это связано. Каждая линия имеет свой характер, и зависит
это от ее изображения. (показ таблицы с изображением разных линий).
Прямая линия – бывает ровная, жесткая, проведенная по линейке. Какие
ассоциации она может вызвать? (Прямолинейность, четкость, конкретность,
уверенность, цельность, целеустремленность…)
-Молодцы! Какие ассоциации у вас вызывает не совсем ровная линия? (Эта
линия
живая,
ассоциируется
с
мягко стью,
н еу в е р е н н о с т ь ю ,
спокойствием…)
-
Хорошо,
зигзагообразная
линия,
какие
ассоциации
она
вызывает?
(Напряженность, тревожность, агрессивность…)
-Волнистая
линия,
какие
ассоциации
она
вызывает?(Нежность,
женственность, умиротворение…)
-Спиралеобразная линия какие ассоциации вызывает?(Пружина...)
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать тоновое пятно. Если оно
будет
насыщенным?
(показ
таблицы
с
изображением
тоновых
пятен)
(Обучающиеся: ночь, грязь, грозовая туча, тайна…)
- А если тоновое пятно будет менее насыщенным, светло-серым? (Туман,
дым, скука…)
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно. Если оно
будет теплым, ярким? (показ таблицы с изображением цветовых пятен)
(осень, солнце, праздник…)
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно, если оно
будет теплым, спокойным? (Весна…)
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно, если оно
будет холодным, ярким? (Море…)
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно, если оно
будет холодным, спокойным? (Снег, зима…)
- Молодцы, мы с вами выяснили, что выразительные средства композиции –
линия, пятно, цвет – могут вызывать самые различные ассоциации. Скажите
ребята, для чего же нам в рисовании нужно понятие «Ассоциация»? (С
помощью ассоциации мы сможем в своих работах передать свои чувства,
эмоции, переживания и донести их до зрителя).
-Совершенно верно, если мы хотим изобразить осенний пейзаж, то для
передачи образа будем использовать соответствующие этому времени года
цвета,
если
мы
хотим
изобразить
ветер,
то
будем
использовать
соответствующее направление линий, если мы хотим изобразить ночь, то
соответствующее
тоновое
пятно.
Следовательно,
с
помощью
выразительных средств композиции и ассоциаций
мы можем добиться,
большей характерности изображаемых предметов и явлений.
Сегодня вам необходимо выполнить композицию
следующим образом
(преподаватель демонстрирует последовательность действий):
-Берем карандаш и, не отрывая его от листа бумаги, начинаем рисовать
хаотичную линию, карандаш свободно бегает по бумаге, пересекающиеся
линии образуют некие формы. Что у нас получилось? – Ничего, хаотичное
изображение, не имеющее никакого смыслового рисунка. Далее, снимаем
лист с мольберта и, поворачивая его в разные стороны, начинаем искать
определенный образ. После того, как нашли, дополняем его необходимыми
линиями и обводим маркером. В композицию вводим цвет, в зависимости от
того, каким характером или каким настроением (грустный, веселый и так
далее)
мы
хотим
наделить
образ.
Даем
нашей
работе
название,
представляем ее друг другу, кратко описывая изображенное на листе по
примерному плану:
-название работы;
-какой образ получился;
-какие цвета использовал для выразительности;
-где можно применить данную композицию.
-Есть ли у вас вопросы? Кому что-нибудь не понятно?
-Садимся за мольберты. Спину держим ровно, правильно.
III часть. Практическая .
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Во
время
практической
самостоятельной
работы
обучающихся,
преподаватель
работает
индивидуально с каждым, а также делает общие замечания для группы.
После
выполнения
задания
каждый
обучающийся
представляет
свою
композицию.
IV часть. Итог урока.
Просмотр, анализ и оценка работ обучающихся.
Работы на мольбертах выставляются полукругом.
Педагог:
-Очень красивые работы у вас ребята получились! Скажите, а какая работа
вам понравилась больше всех?
- А почему она(работа) вам нравится?
-Настя(условно), представь, пожалуйста, нам свою работу и опиши ее по
плану.(Моя работа называется «Дружок». Здесь изображена собачка, образ
которой
я
увидела
среди
хаотичных
линий.
Дружка
я
изобразила
в
спокойных
оттенках
рыжевато-коричневого
цвета,
чтобы
он
получился
добродушным, застенчивым песиком. Так как Дружок вышел на прогулку
летним
утром,
для
фона
были
использованы
оттенки
зеленого
цвета.
Считаю, что работа мне удалась и может быть использована как эскиз на
шкафчик в детском саду.)
- Настя, мне очень понравилась и твоя работа, и то, как ты ее представила.
Ты смогла найти очень добрый, нежный образ и подчеркнула его плавными
линиями,
красивыми
сочетаниями
цветов,
а
так
же
хорошо
объяснила
зрителю свою идею.
Учащиеся по очереди представляют свои работы.
-Скажите, пожалуйста, ребята, что сегодня было самым сложным в работе?
(Рассказывают о трудностях в работе.)
-В целом сегодня все с заданием справились, молодцы. Домашнее задание:
Тем, кто не дорисовал - закончить композицию и составить небольшой
рассказ о работе по плану. Тем, кто дорисовал, но не успел представить
свою работу - составить небольшой рассказ о работе по плану. Тем, кто все
сделал
-
по
желанию,
могут
поработать
над
еще
одной
подобной
композицией. Мы продолжим нашу с вами работу на следующем уроке.
Всем спасибо.
Литература:
1. Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников. М.:
Астрель: АСТ, 2005.
2.
Ломоносова
М.Т.
Графика
и
живопись:
Учебное
пособие.
М.:
ООО
"Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
3. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Искусство, 2004.
.