Автор: Лейбас Галина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению Тема: Прибаутки, небылицы Раздел: начальное образование
Цели: Создать содержательные и организационные условия для развития у
школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в прибаутках
и небылицах.
Помочь учащимся выделить такую закономерность фольклорных жанров, как
наличие повторов.
Организовать
деятельность
школьников
по
самостоятельному
применению
знаний в разнообразных ситуациях, при работе в малых группах.
Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Оборудование: рабочие тетради, иллюстрации Ю. Васнецова, детские книги с
иллюстрациями художника, толковый словарь
План урока:
1. Организационный этап.
У: - Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
Улыбнитесь друг другу, пусть в вашем сердце будет весь день также светло и
тепло. У нас в классе присутствуют гости,
своими улыбками подарите им
капельку тепла. И так, начинаем работу.
Это день больших секретов,
Сто вопросов - сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
2. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.
У: - Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните математические
действия: прибавить – вить + утка = (прибаутка)
небо – о + ы + лицо – о + а = (небылица)
У: - А чтобы чтение
прибаутки и небылицы было выразительным, давайте
подготовим
наш
речевой
аппарат.
Те,
у
кого
лежат
словари
и
задание,
выполните его в паре.
*1 упр. «Чистим зубки» 3 упр. «Лодочка»
2 упр. «Укол» 4 упр. «Лошадка»
*Прочитаем «жужжащим» чтением строчки в рабочей тетради на странице 37
упражнение №1.
У: - А теперь первую строчку прочтём по «лесенке вверх».
- Назовите слово, которое отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
У: - По второй строчке мы «спустимся вниз».
Назовите слово-предмет. На какой вопрос оно отвечает? Можно ли сказать,
что эти слова родственные, докажите.
У: - Прочитайте слова третьей строчки. На какой вопрос они отвечают?
1
У: - Прочитайте несколько раз слова, которые записаны на доске ( разворот
доски закрыт, на нём слова на листе): Люстра – иллюстРАция.
- Как вы думаете, они родственные или нет?
- Послушайте толкование этих слов, которые нашли в словарях дети.
ЛЮСТРА - висячий осветительный прибор из нескольких ламп.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – поясняющий рисунок.
У: - К слову иллюстрация подберите родственные слова из 1 упражнения.
- Интересные вопросы ожидали смельчаков.
Пожелаем им удачи.
Выходите! Кто готов?
(Проверка выполнения групповых заданий: - прочитайте задание и докажите
правильность своего ответа).
- Молодцы! Маша и Миша приглашают нас в музей.
3. Этап усвоения новых знаний.
(Снимаю слова, появляется картинка из учебника
Музей Ю. Васнецова,
выходят
дети
Маша,
Миша
и
ученик
в
костюме
учёного
Кота.
Дети
разыгрывают интригу учебника на стр. 65)
У: - Составьте определение
прибаутки
.
(По мере высказывания детей на
доске появляются слова).
ПРИБАУТКА – маленькая история, шуточный небольшой рассказ, сказочка-
шутка.
(Дети инсценируют интригу учебника дальше (диалог Миши и Кота стр. 66)
У: - Кто может продолжить объяснение?
- НЕБЫЛИЦА - то, чего не бывает на самом деле, выдумка, нелепица.
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
- А хотите окунуться в мир необычного. Откройте учебник на стр. 66 и
«жужжащим
чтением»
прочитаем
стихотворение
«По
поднебесью,
братцы,
медведь летит».
(Вопрос Кота стр. 66)
У: - С каким выражением лица надо говорить этот текст? Надо ли делать
большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу?
У: - Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие?
- А теперь поработайте в группах . Те, у кого таблички: артисты – читают
небылицу, зрители – слушают, а критики – оценивают правильность чтения.
У: - Какое слово указывает, что у этой истории есть слушатели?
Д: - Слово «братцы».
У: - Что делает стихотворение похожим на цепочку?
5. Этап закрепления новых знаний.
- Сейчас мы с вами пройдёмся по залам
музея.
(открывается разворот
доски, на котором иллюстрации к детским книжкам)
У: - В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И
как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям
радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов.
2
Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники бывают в сказках».
Конечно,
он
не
мог
превратить
избушку
в
хрустальный
дворец,
оживить
убитого богатыря и вершить прочие чудеса, но зато мог всё это нарисовать. И
хрустальный дворец, и Царевну-лягушку и всё-всё, о чём рассказывается в
сказках и что подсказало художнику его воображение. Да так, что сказка
предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?
Неужели не удивимся сказке? Сказка и поныне живёт в наших душах.
Пример тому – миллионные тиражи, которыми издаются
детские книжки.
Сказка в книжке не мыслима без картинок. Создают их художники. В числе
первых художников-сказочников мы по праву называем Юрия Васнецова.
У: - Найдите на «Выставке» иллюстрацию к небылице. Проверьте свой ответ.
Откройте учебник на стр. 73 и внимательно рассмотрите иллюстрацию.
- Что вам кажется чудесным, небывалым?
Д: - Солнце и луна одновременно сияют на небе, среди людей на задних
ножках идёт поросёнок, кругом снег, а дорожка летняя, песчаная…
- Закройте учебники.
- Солнышко заглянуло и к нам, оно зовёт нас на зарядку.
6. Динамическая пауза: «Солнце глянуло в кроватку»
7. Этап применения знаний.
У:
-
А
сейчас
прочитаем
ещё
одно
стихотворение.
Откройте
тетради
и
выполните задания № 2 стр. 37. Чтение за диктором.
- В форме чего написано это стихотворение?
Д: - В форме диалога.
- Давайте прочитаем его по ролям. Мальчики будут читать за первого кума, а
девочки – за второго.
8. Этап обобщения и систематизации знаний.
-
Миша сказал, что это стихотворение похоже на небылицу. Обведите те
фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша.
- А Маша ещё заметила, что это стихотворение напоминает сказку-цепочку.
Подчеркните слова, которые отметила Маша.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний.
У: - Прочитайте те фрагменты, на которые обратил внимание Миша.
- Какие повторы заметила Маша, прочитайте.
- Вам понравилась небылица? Дать её определение нам поможет следующее
задание.
10. Этап коррекции знаний.
У: - Соедините стрелками слова из левого и правого столбика:
Прибаутка – выдумка, нелепица.
Небылица - сказка-шутка.
- Давайте ещё раз прочитаем, что же такое прибаутка и небылица.
11. Этап информации о домашнем задании.
- А хотите побывать в роли авторов? Выберите на выставке рисунков любую
понравившуюся иллюстрацию и придумайте свою небылицу.
А завтра мы
3
вернёмся к творчеству Ю. Васнецова и подробнее познакомимся с другими
иллюстрациями.
12. Этап подведения итогов урока.
У: - Мне сегодня понравилось как вы работали, были активны, внимательны.
13. Этап рефлексии.
У: - А теперь вы поделитесь своими впечатлениями об уроке. Выберите фразу
и закончите её:
Я сегодня узнал…
Мне было …
Больше всего мне понравилось…
Я бы хотел…
4