Напоминание

Прибаутки, небылицы


Автор: Лейбас Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: Прибаутки, небылицы
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Прибаутки, небылицы.

Цели:
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в прибаутках и небылицах. Помочь учащимся выделить такую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов. Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, при работе в малых группах. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Оборудование:
рабочие тетради, иллюстрации Ю. Васнецова, детские книги с иллюстрациями художника, толковый словарь
План урока:

1. Организационный этап.
У: - Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда ни взглянешь, Всё кругом светло. Улыбнитесь друг другу, пусть в вашем сердце будет весь день также светло и тепло. У нас в классе присутствуют гости, своими улыбками подарите им капельку тепла. И так, начинаем работу. Это день больших секретов, Сто вопросов - сто ответов. Отвечай по одному, И научишься всему. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать!
2. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.
У: - Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните математические действия: прибавить – вить + утка = (прибаутка) небо – о + ы + лицо – о + а = (небылица) У: - А чтобы чтение прибаутки и небылицы было выразительным, давайте подготовим наш речевой аппарат. Те, у кого лежат словари и задание, выполните его в паре. *1 упр. «Чистим зубки» 3 упр. «Лодочка» 2 упр. «Укол» 4 упр. «Лошадка» *Прочитаем «жужжащим» чтением строчки в рабочей тетради на странице 37 упражнение №1. У: - А теперь первую строчку прочтём по «лесенке вверх». - Назовите слово, которое отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? У: - По второй строчке мы «спустимся вниз». Назовите слово-предмет. На какой вопрос оно отвечает? Можно ли сказать, что эти слова родственные, докажите. У: - Прочитайте слова третьей строчки. На какой вопрос они отвечают? 1
У: - Прочитайте несколько раз слова, которые записаны на доске ( разворот доски закрыт, на нём слова на листе): Люстра – иллюстРАция. - Как вы думаете, они родственные или нет? - Послушайте толкование этих слов, которые нашли в словарях дети.
ЛЮСТРА -
висячий осветительный прибор из нескольких ламп.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
– поясняющий рисунок. У: - К слову иллюстрация подберите родственные слова из 1 упражнения. - Интересные вопросы ожидали смельчаков. Пожелаем им удачи. Выходите! Кто готов? (Проверка выполнения групповых заданий: - прочитайте задание и докажите правильность своего ответа). - Молодцы! Маша и Миша приглашают нас в музей.
3. Этап усвоения новых знаний.
(Снимаю слова, появляется картинка из учебника Музей Ю. Васнецова, выходят дети Маша, Миша и ученик в костюме учёного Кота. Дети разыгрывают интригу учебника на стр. 65) У: - Составьте определение прибаутки . (По мере высказывания детей на доске появляются слова).
ПРИБАУТКА
– маленькая история, шуточный небольшой рассказ, сказочка- шутка. (Дети инсценируют интригу учебника дальше (диалог Миши и Кота стр. 66) У: - Кто может продолжить объяснение? -
НЕБЫЛИЦА
- то, чего не бывает на самом деле, выдумка, нелепица.
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
- А хотите окунуться в мир необычного. Откройте учебник на стр. 66 и «жужжащим чтением» прочитаем стихотворение «По поднебесью, братцы, медведь летит». (Вопрос Кота стр. 66) У: - С каким выражением лица надо говорить этот текст? Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? У: - Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие? -
А теперь поработайте в группах
. Те, у кого таблички: артисты – читают небылицу, зрители – слушают, а критики – оценивают правильность чтения. У: - Какое слово указывает, что у этой истории есть слушатели? Д: - Слово «братцы». У: - Что делает стихотворение похожим на цепочку?
5. Этап закрепления новых знаний.
- Сейчас мы с вами пройдёмся по залам музея. (открывается разворот доски, на котором иллюстрации к детским книжкам) У: - В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. 2
Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники бывают в сказках». Конечно, он не мог превратить избушку в хрустальный дворец, оживить убитого богатыря и вершить прочие чудеса, но зато мог всё это нарисовать. И хрустальный дворец, и Царевну-лягушку и всё-всё, о чём рассказывается в сказках и что подсказало художнику его воображение. Да так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? Неужели не удивимся сказке? Сказка и поныне живёт в наших душах. Пример тому – миллионные тиражи, которыми издаются детские книжки. Сказка в книжке не мыслима без картинок. Создают их художники. В числе первых художников-сказочников мы по праву называем Юрия Васнецова. У: - Найдите на «Выставке» иллюстрацию к небылице. Проверьте свой ответ. Откройте учебник на стр. 73 и внимательно рассмотрите иллюстрацию. - Что вам кажется чудесным, небывалым? Д: - Солнце и луна одновременно сияют на небе, среди людей на задних ножках идёт поросёнок, кругом снег, а дорожка летняя, песчаная… - Закройте учебники. - Солнышко заглянуло и к нам, оно зовёт нас на зарядку.
6. Динамическая пауза: «Солнце глянуло в кроватку»

7. Этап применения знаний.
У: - А сейчас прочитаем ещё одно стихотворение. Откройте тетради и выполните задания № 2 стр. 37. Чтение за диктором. - В форме чего написано это стихотворение? Д: - В форме диалога. - Давайте прочитаем его по ролям. Мальчики будут читать за первого кума, а девочки – за второго.
8. Этап обобщения и систематизации знаний.

-
Миша сказал, что это стихотворение похоже на небылицу. Обведите те фрагменты текста, на которые обратил внимание Миша. - А Маша ещё заметила, что это стихотворение напоминает сказку-цепочку. Подчеркните слова, которые отметила Маша.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний.
У: - Прочитайте те фрагменты, на которые обратил внимание Миша. - Какие повторы заметила Маша, прочитайте. - Вам понравилась небылица? Дать её определение нам поможет следующее задание.
10. Этап коррекции знаний.
У: - Соедините стрелками слова из левого и правого столбика:
Прибаутка – выдумка, нелепица.

Небылица - сказка-шутка.
- Давайте ещё раз прочитаем, что же такое прибаутка и небылица.
11. Этап информации о домашнем задании.
- А хотите побывать в роли авторов? Выберите на выставке рисунков любую понравившуюся иллюстрацию и придумайте свою небылицу. А завтра мы 3
вернёмся к творчеству Ю. Васнецова и подробнее познакомимся с другими иллюстрациями.
12. Этап подведения итогов урока.
У: - Мне сегодня понравилось как вы работали, были активны, внимательны.
13. Этап рефлексии.
У: - А теперь вы поделитесь своими впечатлениями об уроке. Выберите фразу и закончите её: Я сегодня узнал… Мне было … Больше всего мне понравилось… Я бы хотел… 4


В раздел образования