Автор: Сорокина Светлана Александровна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБУ Школа 89 Населённый пункт: город Тольятти Самарская область Наименование материала: Конспект Тема: Форма Рондо Раздел: начальное образование
Ход урока.
1.Приветствие.
2.Музыкальные формы(повторение)
3.Знакомство с музыкальной формой РОНДО.
4.Слушание музыкальных произведений в форме рондо( выделение рефрена и эпизодов)
5.Работа класса в кругу.
6. Слушание, разбор ,пение песни из мультфильма Смешарики – Круглая песня.
7.Физминутка.
8. Сочинение рассказа в форме рондо( в форме игры по кругу)
9. Закрепление. Работа по парам.
10. Подведение итогов.
Столы стоят по кругу( 12 парт).
Приветствие музыкальное: Здравствуйте 2 А класс – ответ: Здравствуйте, Светлана
Александровна!.
На доске: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА-. . . . .
Повторение известных ,изученных музыкальных форм(1 частная,2 частная, 3 частная)
формы. Загадки на доске изученных форм в буквенном обозначении.
А – 1 частная форма.
А Б – 2 частная форма.
А Б А – 3 частная форма.
Разгадать где какая форма( как определить на слух, найти сходство и различие).
Знакомство с новой музыкальной формой:
Посмотрим на доску – на доске расставлены буквы цветной магнитной азбуки А Б А В А Г
А Д А Е А по кругу.
Вопрос: Есть ли закономерность в расстановке букв? Какая?
Ответ: Одна буква повторяется чередуясь с другими, и она одного цвета.
Учитель: Правильно. Это схема новой формы в музыке- РОНДО. Это французское слово ,
как может быть переведено?
Ответ: Круг.
Учитель: Рондо- круг, круговая песня. Что может быть по кругу в музыке? Что это может
означать в музыке?
Ученики: По кругу звучать повторяющаяся мелодия в музыкальном произведении, песне.
Учитель: Повторяющаяся мелодия( в буквах- А) называется РЕФРЕН, а другие
буквы(Б,В,Г,Д,Е) это новые, всегда разные мелодии- ЭПИЗОДЫ.
Попробуем услышать форму рондо в музыкальных произведениях.
Портрет В.А.Моцарта на доске. Австрийский композитор 18 века гений- вундеркинд.
Слушание : В.Моцарт Турецкий марш в форме рондо. Это произведение Моцарт сочинил
под впечатлением звучания турецких барабанов, которые слышал находясь в Турции.
Встанем в круг и попробуем выделить РЕФРЕН и ЭПИЗОДЫ с помощью самодельных
шумовых инструментов. 1 вариант исполнения- выделяем только звучание
рефрена( эпизодов).2 вариант исполнения: мальчики- выделяют рефрен; девочки-
эпизоды. И наоборот.
Ученики садятся за парты.
Учитель: А теперь попробуем найти, услышать форму рондо в песнях.
Песня из мультфильма Птичий рынок Г.Гладкова(выделение слов рефрена).Слушание
отрывка песни. Вспомните персонажей современного российского мультфильма которые
по форме напоминают Рондо(круг). Ответ: Смешарики.
Учитель: Слушаем и разучиваем песню из этого мультфильма Круглая песенка(раздаются
слова песни).Где ещё можно( кроме музыки) встретить форму рондо?.....В
сказках….например в сказке Колобок. Кого встречал колобок на своём пути, какие слова
он всегда повторял персонажам сказки? Ответ: Зайца,волка,лису. Слова- Я от бабушки
ушёл, я от дедушки ушёл…Учитель: Давайте попробуем сами сочинить свой рассказ в
форме рондо на тему весны(рассказ в кругу).Рефрен учителя- Какой сегодня чудесный
день(учитель по кругу передаёт мяч ученикам, а они придумывают эпизоды(вставки) в
рассказ.
Физминутка.(В круге,движения по кругу под музыку)
Закрепление темы: Работа по парам. Каждой паре предлагается содержимое(тему) в
индивидуальном конверте разложить, наклеить на листе бумаги :1.назвать тему.2.
выделить рефрен и эпизоды.
Работы разместить на доске на магниты.
Подведение итогов 5 вопросов:
1.С какой сегодня новой формой мы познакомились? Как переводиться слово?
2.Из какого языка это слово?
3.Что такое рефрен?
4.Произведения каких композиторов мы слушали? (названия)
5.Какой страны, века композиторы?
Учитель: Спасибо за работу!
Домашнее задание на выбор.1)Придумать,зарисовать форму рондо на тему Весна.2)
Посмотреть мультфильм Птичий рынок и рассказать про эпизоды в нём.
Музыкальное: До свидания,2 А класс…..до свидания Светлана Александровна.
Цель урока.
Сформировать представление о форме рондо на примерах в музыке,
литературе ,в красках.
Задачи.
Развивать творческие способности.
Уметь анализировать, сравнивать музыкальные произведения.
Воспитывать любовь и интерес к музыке, композиторам.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Программное обеспечение.
СD записи, фортепиано, ноутбук.
Наглядное пособие.
Магнитная азбука
Портрет композитора
Распечатка исполняемой песни
Иллюстрации к сказке Колобок.
Конверты с индивидуальными заданиями.
Музыкальный материал.
В.А.Моцарт Турецкий марш.
Г.Гладков Птичий рынок.
Мультфильм Смешарики Круглая песня.
Музыка на физминутку Топ- хлоп.