Автор: Седельникова Ольга Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 73 "Ломоносовская гимназия" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Литературное образование в школе Раздел: среднее образование
Статья
О.А.Седельникова,
учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга
Литературное образование в современной школе.
Постановка проблемы литературного образования школе обусловлена
современными тенденциями гуманизации в системе обучения и воспитания
школьников.
Формирование концепции литературного образования теснейшим образом
связано с актуальной необходимостью нравственного самоопределения и
эстетического развития личности ученика. Подлинные художественные
творения, органично обладающие гуманитарной самоценностью и
многогранными открытиями в мире человека, способствуют возникновению
диалога между читателем и произведением. От степени эстетической реакции
зависит характер и оригинальность сотворчества автора и читателя, которое
возможно при условии глубокого личностного восприятия литературного
текста как явления искусства. Богатство содержания произведения может
открыться только через понимание словесного творчества. Близкие по
смыслу темы и идеи, воплощённые в различных художественных формах,
воздействуют иной эстетический эффект. Непонимание или забвение этих
теоретических положений неизменно приводит в обучающей практике к
авторитаризму: ученик должен слушать и зеркально отражать и усваивать
услышанное, не входя в эстетический мир произведения, творимый
авторским словом.
Рассмотрение литературного произведения преимущественно на уровне
содержания порождает обеднённое, а порой и искажённое представление о
нём. Поэтому методологической основой анализа литературного
произведения является закон единства содержания и формы, осознание
которого открывает возможности истинного постижения смысла
литературного произведения, понимания его как культурного феномена
творческой деятельности художника. Изучение процесса восприятия
литературного текста как искусства слова – одно из приоритетных
направлений в отечественном литературоведении и методике преподавания
литературы последних лет. Научно-эстетическое понятие – искусство слова –
составляет основное содержание литературного образования и определяет
стержневые направления его системы. Система литературного образования в
современной науке в достаточной степени требует пристального поискового
внимания методистов и школьных учителей. Актуальным и плодотворным
представляется методическая разработка системного обучения восприятию
литературного произведения как искусства слова, как эстетического создания.
Задача не из лёгких, потому что в школьной практике утрачены навыки и
умения постижения литературных произведений как явлений искусства. В
течение семи десятилетий советские критики и литературоведы (сознательно
или в заблуждении) формировали у читателя утилитарный взгляд на
предназначение литературы. Государственной идеологией ей отводилась роль
воспитателя, обслуживающего интересы господствующих концепций. Сверху
определялись её направление, , содержание, пафос. Вульгарно-
социологический подход в толковании произведений породил схематизм,
политический рационализм, в результате чего несколько поколений читателей
оказались не способны воспринимать литературу в её природной сущности,
то есть как искусство слова. В школьном обучении сложилась практика
разобщённого анализа содержания и формы литературного произведения.
Предпочтение отдавалось содержанию, о форме, если и велась речь, то в
завершении анализа. В многочисленных литературоведческих работах
содержится информация общественно-политического, исторического,
нравственного, философского характера, вычитанная из литературного
текста. Можно найти многоинтересной информации о художественном
мастерстве авторов. Нередко литературное произведение прочитывается как
иллюстрация к гражданской истории. Прочтение произведения в единстве
содержания и формы, по мнению В.В.Виноградова, «преодолевает чистый
идеологизм в истолковании художественного произведения, усматривающий
смысл и содержание поэтической вещи где-то вне её, над ней и разбиравший
это содержание независимо от стилистической структуры самого
произведения- на фоне развития умственных и эстетических
направлений»(1,32). Классиком русской филологии тончайшим образом
подмечены все типичные просчёты традиционной методики при изучении
литературы, существовавшей под прессом идеологии. Вне
формы(«стилистической структуры») возможно было произвольно
составлять любые «умственные и эстетические направления», впадая при
этом в «чистый идеологизм». К сожалению, прочтение произведений только
на уровне содержательных проявлений сохраняется, что способствует
примитивному восприятию художественного текста. Любые крайние
проявления во взглядах на литературу ничего общего не имеет с понятием
искусства слова и ведут к разрушению естественного восприятия подлинных
произведений. Восприятие словесного творчества как одного из видов
искусства имеет богатые традиции в российской науке и учебной практике.
Достаточно напомнить о выдающемся филологе А.Н.Веселовском, который в
своей знаменитой «Исторической поэтике» коснулся принципиально важного
свойства поэтического слова: его аналогии с музыкой и живописью. Под
таким углом зрения несколько позже воспринимал художественную речь
Г.О.Винокур: «Совершенно иное качество, иную функцию и иной смысл, чем
в слове вообще. Эти иные качества и придают поэтическому слову те
особенности, в силу которых мы называем его художественным, говорим о
нём как об искусстве» (2,51). В XIX веке курс русской словесности по
содержанию, структуре и функционально был направлен на эстетическое
чтение литературных произведений и развитие творческих способностей
учащихся . Несомненны заслуги в разработке и определении такой
ориентации отечественных методистов В.П.Осторгорского, Ф.И.Буслаева,
К.Д.Ушинского, Ц.Я.Балталона, В.Я.Стоюнина, В.И.Водовозова.
Неоценимый вклад в мировую науку в XX столетии внёс Л.С.Выготский,
научно обосновавший пути и методы обучения и развития детей. Один из
замечательных аспектов концепции Л.С.Выготского – исследование
соотношений сознательного и бессознательного в момент восприятия
искусства. «Обучить теоретическому акту искусства нельзя, но это вовсе не
значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и
появлению», - утверждал он (3,123). Выдающийся психолог и тончайший
истолкователь литературных произведений ясно осознавал, что причины
неудач в обучении и эстетическому восприятию заключаются не только в
неумении «содействовать творчеству», но и в непонимании природы
искусства и закономерности его воздействия на психику ребёнка, в
непонимании диалектики сознательного и бессознательного. Л.С.Выготскому
принадлежит открытие того, что «душевный процесс при восприятии …
искусства подводится под формулу: от эмоции формы к чему-то следующему
за ней. Начальный и отправной момент, без которого понимание искусства не
осуществляется вовсе, есть эмоция формы» (3,123). Итак, по Выготскому,
первой ступенью анализа является восприятие формы – её переживание. Под
формой Л.С.Выготский видел не столько внешние признаки произведения
(хотя они очень важны!), сколько «расположение материала по законам
художественного построения». Как видим, для него форма – особая
реальность, в которой заложена глубинная сущность произведения, он
впервые в науке поставил вопрос о психологии формы, особенностью
которой оказывается мысль о «преодолении материала художественной
формой», то есть вопрос о возникновении антитезы как основы единства
содержания и формы. Академик В.В.Виногадов, рассматривая соотношение
формы и содержания, заметил, что «содержание как словесно-структурный
элемент произведения должен аналитически обнаруживаться в глубоком
исследовании его поэтических форм»(1,46) Принципиально важные
положения учения Л.С.Выготского, В.В.Виноградова, М.М.Бахтина,
Г.О.Винокура о природе восприятия дают полное основание пересмотреть
путь анализа литературного произведения.
Анализ в единстве содержания и формы адекватен и природосообразен
самому искусству. Подлинное постижение содержания явления искусства
происходит через проникновение в мир формы. И литературное образование
школьника может состояться при условии создания системы анализа
творений словесного искусства в целостном видении содержания и формы.
Такое понимание сущности литературного образования прослеживается в
программах А.Г.Кутузова, В.Г.Маранцмана, И.Н.Сухих, в программах для
начальной школы.
При всех различиях программ по литературе в них просматриваются общие
тенденции: обоснование синтеза литературоведческого анализа и восприятия
произведения как словесного искусства; техники чтения и развития опыта
речевой творческой деятельности обучаемых, их эстетическое воспитание.
Главным основанием реализации этих задач является углублённая
подготовка учителя начальной школы:
её литературоведческая компетентность;
умение анализировать литературные произведения в единстве
содержания и формы;
осознание адекватности методических приёмов , учительских
комментариев жанрово-родовым особенностям художественного
текста.
Художественное осмысление литературных творений позволит учителю
избежать использования литературы как повода для всевозможных
построений «окололитературного» характера. Цель же эстетического
постижения – не получение информации, а возникновение сопереживания и
сотворчества с автором, возникновение диалога, поэтому на первый план
выдвигается формирование эстетически развитого читателя, способного
воспринимать произведение, приближаясь к позиции автора, и способного
самостоятельно оценивать художественное явление, то есть творить свой
читательский мир. Эта сложнейшая научно-методическая проблема может
быть решена только на уровне восприятия литературного текста как
искусства слова. Эстетически целесообразно отказаться исключительно от
репродуктивного подхода к литературным произведениям (от рассмотрения
текста только через пересказ сюжетов, действий героев, когда
преобладающими заданиями становятся: «Прочитай, перескажи», о чём
рассказывается в этом стихотворении?). Прочтение текста как искусства
слова порождает состояние самораскрытия юного читателя, открытия им
окружающего мира, природы, родного дома, зарождение понимания своего
места в ряду этих
ценностей.