Напоминание

"Волшебница - вода"


Автор: Павлова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Волшебница - вода"
Тема: "Волшебница - вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственно - образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста:

«Волшебница - вода»
Подготовила: Павлова Светлана Александровна воспитатель МБДОУ «Колокольчик» г. Ноябрьск

"ВОЛШЕБНИЦА ВОДА"

Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме непосредственно-образовательной деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2. Рассматривание иллюстраций по теме "Вода". 3. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.. 4. 5.Чтение художественной литературы. 5. 6.Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал:
Фонтанчик, прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы. Фильтровальная бумага. Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, марганцовка, зелёнка, любое растительное масло. Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка. Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
Ход:
- Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его. - Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где он находится? А что льется в фонтане (вода). - Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (Ответы детей)
Опыт №1 "Вода – жидкость".
- Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная) - Как нужно с такой посудой обращаться. (Аккуратно.Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить). - Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. (Вода жидкая). - Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую). - Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? ( Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком.Форма их не меняется) - А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. Самостоятельная работа детей. - Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? ( Форму баночки) - А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? (Вода приняла форму этих предметов).
- Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают). Физминутка "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?".
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. - Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы). На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель. - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. - Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать сейчас сами.(Самостоятельная работа детей) А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт №3 "Вода-растворитель".
- Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Я бел, как снег, В чести у всех. Я нравляюсь вам Во вред зубам. (сахар). Какая нота и продукт называются одиноково? (соль). Желтое, а не солнце, Льется, а не вода, На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (масло). - Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. (Потому что они в ней исчезают.) Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых. - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? (Сахар растворилась в воде) - Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? (Соль растворилась в воде) - А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде. - Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. - Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились (Вода одни вещества может растворять, а другие нет) - Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. - Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"
Игра с мячом «Какая бывае вода?». После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану. - Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы узнали о свойстве воды? (Ответы детей).
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьет, И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать, Немало учебников нужно читать. А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг. В конце непосредственно образовательной деятельности можно предложить детям нарисовать рисунки по теме: «Вода»

Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Практическое пособие для воспитателей детского сада. 2006 г. 2. Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. 2005 г. 3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». 2005 г. 4. Паршукова И. Л.. «Маленькие исследователи в детском саду». 5. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Под ред. О.В. Дыбиной.


В раздел образования