Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её
для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей
существительными,
прилагательными,
глаголами
по
теме
непосредственно-образовательной
деятельности.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1.
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.
Рассматривание иллюстраций по теме "Вода".
3.
Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные
картинки" и др..
4.
5.Чтение художественной литературы.
5.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал:
Фонтанчик, прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
Фильтровальная бумага.
Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль,
сахар, мука, краска, марганцовка, зелёнка, любое растительное масло.
Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
Ход:
- Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в
лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей).
Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к
нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
-
Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть
фонтаны, где он находится? А что льется в фонтане (вода).
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (Ответы детей)
Опыт №1 "Вода – жидкость".
- Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу.
Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная)
- Как нужно с такой посудой обращаться. (Аккуратно.Постараться не стукать её друг об
друга, можно разбить).
- Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная
работа
детей.
Воспитатель
спрашивает
детей,
почему
они
смогли
перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. (Вода жидкая).
- Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках,
ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Кубик имеет
квадратную форму, шарик – круглую).
- Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они
свою форму? ( Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком.Форма их не меняется)
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать
воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Самостоятельная работа детей.
-
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она
принимает? ( Форму баночки)
- А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? (Вода приняла форму этих
предметов).
- Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца,
баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы,
она принимает форму того предмета, в который её наливают).
Физминутка "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на
вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо.
Почему?".
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы
детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает
только воспитатель.
- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что
произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку
(зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это
сделать сейчас сами.(Самостоятельная работа детей)
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная
вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт №3 "Вода-растворитель".
- Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые
салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Я бел, как снег,
В чести у всех.
Я нравляюсь вам
Во вред зубам. (сахар).
Какая нота и продукт называются одиноково? (соль).
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит. (масло).
- Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. (Потому что они в ней исчезают.)
Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них
находиться в желтых баночках, а что в зеленых.
- Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите
две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что
получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? (Сахар
растворилась в воде)
-
Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь
произошло? (Соль растворилась в воде)
- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло
она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идет
самостоятельная
работа
детей. Воспитатель
спрашивает
3
-
4
человек,
что
произошло с маслом в воде.
- Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
- Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым
свойством воды вы познакомились (Вода одни вещества может растворять, а другие нет)
- Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
- Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я
предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"
Игра с мячом «Какая бывае вода?». После игры, воспитатель приглашает детей подойти к
фонтану.
- Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы узнали о
свойстве воды? (Ответы детей).
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет,
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
В конце непосредственно образовательной деятельности можно предложить детям
нарисовать рисунки по теме: «Вода»
Список литературы:
1.
Бондаренко
Т.М.
«Экологические
занятия
с
детьми
6-7
лет».
Практическое пособие для воспитателей детского сада. 2006 г.
2.
Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. 2005 г.
3.
Николаева
С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве». 2005 г.
4.
Паршукова И. Л.. «Маленькие исследователи в детском саду».
5.
«Ребенок
в
мире
поиска»
Программа
по
организации
поисковой
деятельности детей дошкольного возраста. Под ред. О.В. Дыбиной.