Напоминание

Методика работы над пейзажем как разновидностью иллюстрации на уроках композиции в 3-5 классах ДШИ


Автор: Старокожева Марина Юрьевна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова""
Населённый пункт: г. Карачев Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика работы над пейзажем как разновидностью иллюстрации на уроках композиции в 3-5 классах ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова» Отделение изобразительного искусства
Старокожева М. Ю.

Методика работы над пейзажем как

разновидностью иллюстрации на уроках композиции в

3-5 классах ДШИ
Карачев 2016 г.
Обоснование актуальности, цели и задачи исследования
Пейзаж является одним из наиболее изве стных ж а н р о в изобразительного искусства. Огромную часть художественного наследия как отечественного, так и зарубежного, составляют живописные полотна и графические работы, имеющие предметом изображения именно пейзажные мотивы. В художественном образовании и эстетическом воспитании обучающихся роль этого жанра изобразительного искусства, несомненно, одна из самых важных.
Задача учителя – содействовать становлению культуры учащихся, развитию у них навыка эстетического восприятия произведений искусства, формирования художественного вкуса. И воспитание любви к природе выступает как элемент воспитания эстетического. Использование благотворного воздействия природы на детей общеизвестно и исследуется в педагогической практике. В школьном возрасте дети проще воспринимают произведения, в которых легко выделить сюжетно-фабульную сторону. Жанровые картины они рассматривают с более живым интересом, чем пейзаж, в котором довольно сложно выделить определенный сюжет. Именно поэтому необходимо развивать у учащихся грамотное восприятие пейзажа. Художественное восприятие пейзажа следует связывать с естественным для школьного возраста желанием наблюдать за состоянием и явлениями окружающей природы. Изучение изображений пейзажа может не только вызывать чувство радости и восхищения, но и вдохновляет на собственное творчество. Очень важную роль в практике обучения играют занятия на пленэре, живописное изображение пейзажа с натуры, в процессе которого дети не только овладевают новыми для себя приемами работы, осваивают различные техники выполнения пейзажа, но и более пристально рассматривают окружающую природу, ближе знакомятся с ней, формируют индивидуальное отношение к миру. Многие педагоги-художники, искусствоведы в своих исследованиях обращались к проблеме педагогической важности учебных занятий по созданию пейзажа (В. С. Кузин, Н. Леонтьев, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн, А. Е. Терентьев, Е. В. Шорохов, Б. М. Теплов, А. А. Унковский и др.). Ими подчеркивается многоплановость задач, решаемых в процессе работы над пейзажем – это и знание законов композиции, и владение различными техниками живописи, и умение грамотно выстроить перспективу пейзажа, и, 2
конечно же, развитие художественного вкуса и эстетического восприятия изображаемого, самостоятельной творческой активности учащихся. В процессе учебной деятельности обучающимся нередко требуется изобразить пейзаж «по памяти и представлению», решая задачи, поставленные перед ними на уроках композиции. Выполнение таких заданий невозможно без наличия у ребят опыта работы с натуры. Одним из примеров таких заданий является создание учащимися иллюстраций к литературным произведениям, содержащим описание пейзажа – пейзажной лирике и «пейзажным зарисовкам» в прозаических произведениях. Актуальность нашего исследования заключается в недостаточной, по нашему мнению, разработанности системы методических указаний и методических пособий по работе над данным типом заданий. Основные труды по методике обучения изобразительному искусству принадлежат Э.М. Белютину, В.С. Кузину, Б.М. Неменскому, Н.Н. Ростовцеву, Е. В. Шорохову, Н.Н.Сокольниковой и др. В своих исследованиях они поднимают общие вопросы обучения особенностям рисунка и живописи пейзажа, дают основные закономерности методики. Вопросы рисования на литературные темы затрагивают Р.И. Коргузалова, К. Пигарев, однако специфические особенности над иллюстрацией-пейзажем подробно не освещаются. Задача исследования заключается в изучении особенностей работы над композицией пейзажа-иллюстрации к литературному произведению на уроках в художественных школах. Гипотеза исследования: процесс создания иллюстраций к произведениям пейзажного характера будет более успешным, если: - работу над иллюстрацией начинать с подробного разбора произведения, выделения ключевых образов, определения настроения произведения; - использовать большое количество наглядно-методических пособий, образцов иллюстраций, способствующих творческой мотивации учащихся; 3
- в процессе работы будут использованы дополнительные средства для усиления восприятия учащимися настроения и общей тональности произведения, над иллюстрацией к которому ведется работа (фотоматериалы, аудиозаписи). Методологическую основу исследования составили работы известных художников-педагогов, методистов: Р.И. Коргузаловой, В.М. Соколинского, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.Н. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, и др. Для реализации целей исследования были применены следующие методы: - анализ и исследование теоретических источников по истории изобразительного искусства, методике преподавания изобразительного искусства, учебных программ дополнительного предпрофессионального образования в области искусства «Декоративно-прикладное творчество» и «Живопись»; - обобщение и анализ практического опыта обучения иллюстрации и живописному пейзажу учащихся отделения изобразительного искусства детской школы искусств; - контроль за ходом учебно-творческой деятельности учащихся отделения изобразительного искусства детской школы искусств; - анализ и изучение творческих работ учеников по теме «Иллюстрация к стихотворению».
Специфика работы над пейзажем-иллюстрацией
Акварельная техника является одной из любимых у художников- пейзажистов. Но и в книжной иллюстрации она занимает одно из ведущих мест. К ней прибегают такие художники как Ника Гольц, Федор Лемкуль, Май Митурич, В. Курдов, В. Дугин и многие другие. Произведения русской и зарубежной классики, проза и поэзия, детская литература могут быть проиллюстрированы акварельными работами. Произведения пейзажной лирики, особенно в сборниках поэзии для детей и в хрестоматиях для внеклассного чтения, часто сопровождаются 4
иллюстрациями. Поскольку в таких стихотворениях сложно выделить определенный сюжет, ребенку легче воспринимать прочитанное, имея перед глазами некий зримый образ, выполненный художником и дающий толчок собственному воображению маленького читателя. Задания иллюстративного характера включены в программу обучения изобразительному искусству. Как на уроках в общеобразовательной школе, так и на занятиях по композиции в художественных школах учащимся предлагается выполнить иллюстрацию к тому или иному произведению. Наибольшую сложно сть в этом случае представляет и ме н н о иллюстрирование стихотворений, где не всегда четко прослеживается сюжетно-фабульная основа, и от учащихся требуется выразить собственные ощущения, восприятие, впечатление от прочитанного. По вышеназванным причинам самым сложным нередко оказывается именно пейзажная лирика. Брянская земля – родина двух выдающихся поэтов, Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Реализуя региональный компонент в обучении, мы часто обращаемся к творческому наследию этих авторов. Их произведения, этапы биографии нередко становятся темами конкурсов детского художественного творчества. Для успешного решения задач такого рода учитель предоставляет наглядный материал – фотографии мест, с которыми связано то или иное произведение, часть жизни писателя; примеры книжных изданий с иллюстрациями, и, конечно, оригиналы творческих работ, выполненные учащимися предыдущих лет и самим преподавателем. Это помогает детям яснее представить себе направление работы, мотивирует к собственному творчеству. Работая с учащимися над иллюстрациями к произведениям поэтов- земляков, мы обращаемся к образам родной природы, красоте Брянщины – нашей малой родины, сочетая художественное воспитание с духовно- нравственным. 5
Работа над пейзажем – иллюстрацией подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых призван помочь наиболее полно и точно передать содержание и настроение иллюстрируемого произведения. При работе над иллюстрацией к пейзажной лирике на первом этапе необходимо определиться с выбором текста и тщательно проработать стихотворение, выделяя ключевые образы, на которые мы будем опираться в процессе создания пейзажа. Одновременно выполняются поиски композиции, сначала в графике, линией и пятном, затем, более конкретно – в цвете. Разрабатываются фор-эскизы, определяется формат работы. Выбирается расположение линии горизонта, соотношение пространства неба и пространства земли, определяется композиционный центр. В процессе работы необходимо учитывать законы линейной и световоздушной перспективы (элементы, расположенные на дальнем плане, изображаются меньшего размера, менее детализировано и менее насыщенно по тону, чем элементы, расположенные ближе к зрителю; изображение на первом плане более четко, контрастно, насыщенно по тону и детально проработано). Следующий этап работы – выполнение подробной тоновой зарисовки эскиза будущего пейзажа, а также более детального этюда в цвете. В процессе работы над тоновой зарисовкой одновременно продумываются и стадии выполнения дальнейшей работы, ритм светлых и темных пятен, контраст. При этом важно не забывать о целостности изображения, не дробить его на отдельные пятна. Общий колорит работы задается в подготовительном живописном этюде. На завершающем этапе требуется обобщить работу, уточнить тоновые отношения, еще раз обратить внимание на композиционный центр пейзажа. Снова возвращаемся к образам стихотворения, проверяем, удается ли передать нужное настроение от сюжета, если необходимо, уточняем некоторые детали, добиваясь нужной выразительности. Таким образом, в работе над пейзажем-иллюстрацией мы прослеживаем как этапы, типичные для выполнения композиции пейзажа в 6
технике акварельной живописи так и специфические, свойственные для работы над иллюстрацией к художественному произведению: – анализ текста, выделение ключевых образов, определение настроения произведения; - выбор художественного образа пейзажа – иллюстрации к выбранному литературному произведению; - выполнение композиционных поисков, решение основных пластических образов пейзажа-иллюстрации; - работа с натуры над зарисовками, этюдами, набросками пейзажа и отдельных его деталей; - выполнение подробной тоновой зарисовки и детального цветного этюда - эскиза пейзажной композиции; - создание итоговой композиции живописного пейзажа-иллюстрации. Выбор материала для исполнения пейзажей-иллюстраций определяет сам характер поэтического текста. На наш взгляд, именно акварель лучше всего способна передать ускользающую красоту, соответствует настроению лирического произведения.
Методические особенности работы над иллюстрированием пейзажной

лирики на уроках композиции в ДХШ.
Задача детской школы искусств, художественной школы состоит не только в том, чтобы дать детям основные понятия об основах живописи, рисунка, композиции, но и в том, чтобы помочь им стать личностями с богатым духовным опытом, с навыком эстетического восприятия действительности. Восприятие явлений окружающей действительности, их оценка, анализ и попытка воплотить впечатления о них в своих работах проходит на каждом занятии. Обращение к образам природы – наиболее частое задание, встречающееся в программе обучения каждого класса. Пленэрная практика, которой завершается каждый учебный год, служит основным источником 7
впечатлений, проживаемых и перерабатываемых в рисунки на уроках композиции в течение учебного года. Именно на пленэре происходит знакомство с основными принципами и приемами изображения пейзажа живописными и графическими материалами. Спектр заданий разнообразен и направлен на изучение специфики передачи световоздушной перспективы, плановости в пейзаже, особенностей распределения светотени на открытом воздухе, изображение как статичных моделей, деталей архитектуры, различных видов пейзажа, так и наброски с непозирующей модели, зарисовки животных. Работа ведется как графическими материалами (карандаш, уголь, пастель), так и живописными (акварель, реже - гуашь). Учащиеся выполняют на пленэре не только длительные задания, но и краткосрочные этюды и зарисовки отдельных мотивов – улочек, аллей парка, городских сценок. Все эти задания не только являются упражнением, закрепляющим навыки передачи движения, плановости, реалистического изображения натуры изобразительными средствами, но и служат материалом для уроков композиции. Таким образом, работа на пленэре преследует следующие цели: - сформировать у учащихся умение изображать трехмерное пространство в двухмерной плоскости листа; - научить учащихся анализировать натуру, учитывая тональность, цветовую насыщенность, степень освещенности; - сформировать навык ведения работы большими тональными отношениями; - способствовать развитию навыка применения пленэрных работ – этюдов, зарисовок – в качестве подготовительного опорного материала при работе над композиционными заданиями. Одной из основных сфер применения пленэрного материала на уроках композиции являются задания иллюстративного характера. Возможности работы с учащимися по иллюстрированию пейзажной 8
лирики изучались нами на примере занятий с учащимися отделения изобразительного искусства Карачевской детской школы искусств имени В.Ф. Ко л ь ц о в а . В д а н н о й ш ко л е р е а л и з у е т с я д о п о л н и т е л ь н а я предпрофессиональная образовательная программа в области «Декоративно- прикладное творчество». Уже на начальном этапе обучения в программе учебного предмета «Изограмота» (8-летний срок обучения) учащиеся обращаются к сказкам, народным и литературным, при работе над образами, создают простейшие композиции, решая различные задачи, например, создание образов, противоположных по пластическому решению (Коршун – Царевна-Лебедь), образы в теплой гамме (Золотой петушок), в холодной гамме (Снежная королева). В программе учебного предмета «Композиция прикладная» для первого года обучения предусмотрены занятия по созданию иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина. Эти уроки входят в раздел «Сюжетная композиция», тема «Композиционный центр». Программа четвертого года обучения предусматривает работу над созданием образа, визуальной характеристики литературного героя, а также создания композиции с пейзажем на заднем плане. Кроме этого, мы включаем работу над иллюстрацией к стихам и прозе и при изучении других разделов. Работе над пейзажем основное внимание уделяется в программе предмета «Пленэр». Но пейзаж также является неотъемлемой деталью в тематическом рисовании. В этом случае летние зарисовки учащихся помогают им в создании образов. Также при необходимости зарисовки выполняются непосредственно на уроке – вид из окна, ветка дерева, краски неба, форма облаков. На уроках «Истории искусства и народной культуры» мы рассказываем учащимся о разных сферах применения художественного творчества и, конечно же, не можем обойти стороной книжную графику, известных мастеров – иллюстраторов, таких, как Фаворский, Шмаринов, О. Верейский, 9
Кукрыниксы, Ю. Васнецов, В. Назрук, Г.Спирин и др. Также при изучении творчества передвижников обращаем внимание на то, что часто их работы перекликаются с произведениями русской классики и могут служить иллюстрацией к ним. Изображение природы оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает ему развивать наблюдательность, внимательнее видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведения искусства. Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, влияет на эстетическое развитие и культуру личности, а также отвечает возрастной потребности во взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Работа над пейзажем строится по тем же принципам, что и при работе с натуры на пленэре. Разметка основных элементов композиции, поэтапная работа тоном – от светлого к темному, от общей массы к детализации. Зарисовки помогают учащимся запомнить форму тех или иных растений, принципы их изображения. В этом случае тематическое рисование тесно связано с пленэром. При работе над пейзажем в классе учащиеся применяют не только свои впечатления и знания об изображении предметов живой природы, но и знания по цветоведению (в зависимости от того, какая ситуация изображается на рисунке, выбирают холодную или теплую гамму оттенков, или же работают в технике гризайль), композиции (использование понятий ритма, композиционного центра), перспективе. При работе над пейзажем как разновидностью иллюстрации этапу непосредственной работы над изображением предшествует этап работы с текстом. А потому учащимся приходится использовать свои школьные навыки анализа литературного произведения. Кроме того, важную роль здесь играет работа учителя. На уроке читаем текст, выбираем ключевые образы, служащие своего рода «опорными точками» для составления композиции. Беседуем об особенностях текста, о том, какие образы кажутся детям наиболее яркими, какое настроение создается автором. 10
Обязательным условием работы на уроке по иллюстрированию пейзажной лирики мы считаем использование наглядно-методических пособий. Схема этапов работы над композицией пейзажа, примеры работ учащихся прошлых лет из «методической копилки» школы, различные иллюстрированные сборники поэзии (как правило, ориентированные на читателя школьного возраста) – все это должно присутствовать на занятии. Настроить учащихся на восприятие и осмысление произведения могут помочь аудиозаписи классической музыки, отобранные учителем заранее. Это могут быть «музыкальные иллюстрации» различных композиторов (например, «Времена года» П.И. Чайковского и «Времена года» Антонио Вивальди), небольшие пьесы, народные, этнические мотивы. Также в процессе объяснения темы может быть показана презентация на компьютере. Все это делает урок более эмоционально насыщенным, помогает учащимся в создании собственных образов и, как следствие, повышает эффективность их работы. Далее решаем вопросы о размещении, выделении главного, сравнении размеров, строения и цветовой гаммы изображаемых предметов. Особенно важна такая беседа при работе над стихотворением, как отмечает К. Пигарев, «…образы природы в литературном произведении могут и не складываться в целостный, зрительно воспринимаемый пейзаж» 1 . Чтобы избежать дополнительных сложностей, для иллюстрирования выбираем стихи Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, И.А. Бунина, А.С. Пушкина (особенно хороши для этой цели пейзажные зарисовки в «Евгении Онегине»). Здесь задача учителя – заранее выявить для себя наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами 2 . Затем учащие обращаются к своим пленэрным зарисовкам, отбирают из них те, что могут послужить при работе над конкретным стихотворением. При необходимости делают отдельные наброски растений, облаков, красок 1  Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство - М., 1972г., - С.8 2  Когргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе – Ленинград, 1959г., - С.8 11
неба (закат, ранее утро, полдень). Следующий этап – композиционные поиски. Работа выполняется первоначально на небольшом формате, затем наиболее удачный вариант переносится на большой формат, прорабатывается более тщательно, детализуется. Сложности в работе такого рода заключаются, прежде всего, в слабом знакомстве современных детей с текстами классической литературы, особенно с поэзией, и зачастую полным отсутствием навыка восприятия текста, его эмоциональной составляющей. (Срабатывает школьный стереотип – стихи это нечто скучное, обязательное, неинтересное). Поэтому на уроках истории искусства, предшествующих или идущих параллельно с работой над иллюстрацией, внимание уделяется беседам о литературе и в частности о творчестве того автора, над произведением которого работают дети. Помогает использование биографического материала, демонстрации фотографий и тех мест, где вырос писатель, или же реального места действия произведения. Особенно полезно это при работе с произведениями поэтов и писателей – наших соседей и земляков – Тютчева, Фета, Толстого, Бунина, Тургенева. В этом случае реализуется региональный компонент в обучении. Таким образом, при работе с учащимися над иллюстрированием пейзажной лирики или пейзажного фрагмента прозаического произведения необходима большая подготовительная работа с текстом, как самого учителя, так и учащихся на уроке, обязательно использование пленэрных наработок учащихся и наглядно-методических пособий. Также при выборе текста желательно останавливаться на произведениях, входящих в школьную программу и списки для внеклассного чтения, а также выбирать для иллюстрирования произведения писателей и поэтов – земляков. В этом случае учащиеся обращаются к знакомым с детства пейзажам, учатся видеть красоту родной природы, передавать свои впечатления и эмоции средствами пейзажа.
Заключение
12
Обучение в детской школе искусств, художественной школе подчинено не только цели воспитания будущего художника, но и, прежде всего, воспитания эстетически развитой личности, обладающей художественным вкусом, будущего отечественной культуры. Задача педагога-художника – не только передать детям основы творческой профессии, но и воспитать в них любовь к искусству, развивать их фантазию, воображение, чуткость восприятия красоты. Работа над пейзажем является одним из инструментов для решения этих задач. Освоение техники работы над живописным пейзажем неотъемлемо от постижения основ живописи и рисунка, их основных законов. Знание принципов построения перспективного изображения, особенностей выполнения длительных и краткосрочных этюдов и зарисовок, законов композиции – все эти элементы художественного образования учащихся используются ими на всех занятиях, в том числе и пленэрных, и аудиторных по работе над составлением композиции пейзажа. Каждый ученик при этом, знакомясь с изобразительными возможностями тех или иных художественных средств, вырабатывает свой, индивидуальный творческий почерк. Важной составляющей для развития творческого воображения являются задании по иллюстрированию, а обращение к пейзажным лирическим произведениям позволяет улучшить и закрепить навык использования зарисовок и этюдов с пленэра в работе над композицией. Библиографический список 1. Алексеев С.С. О колорите. М., Изобразительное искусство, 1974. 2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., Владос, 2008г. 3. Богемская К.Г. Пейзаж: Страницы истории. М., Галактика, 1992г. 13
4. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб., Питер, 2006г. 5. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977г. 6. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. М., Просвещение, 1984г. 7. Всеобщая история искусств. т. 1. М., 1956г. 8. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга. М., Изд. Академии художеств СССР, 1961г. 9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., АСТ-Пресс: Галарт, 2000г. 10. Есипов Б.П. Методы обучения. М., 1954г. 11. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 12. История русского искусства в двух томах. / Раковой М.М. и Рязанцева И.В. М., 1978. 13. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. Ленинград, 1959г. 14. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1972г. 15. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение, 2016г. 16. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. М . , «Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам», 1956г. 17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1980г. 18. Ростовцев Н.Н. Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция. М. Просвещение, 1989г. 19. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Акварель. М., Просвещение, 1964г. 20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусств. Основы композиции. Обнинск, Титул, 1996г. 14
21. Тютюнова Ю.М. Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды. М., Академический проект, 2012г. 22. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в 6 томах. Т.1, Т.2. – М., 2003 23. Шорохов Е. В. Основы композиции. М., Просвещение, 1979г. 24. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М., Просвещение, 1975г. 25. Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств «Декоративно-прикладное творчество» 26. Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств «Живопись»
Приложение 1
15
Ю. Щербаков «К нам в село приезжай!..» Иллюстрации Н. Чарушина , 1979г. 16
17
18
И И.А. Бунин «Листопад» Иллюстрации Н.Устинова, 1976г. 19
А.П. Чехов «Степь. История одной поездки» Иллюстрации В. Дугина, 2010г. 20
Ф.И. Тютчев «Все вторит весело громам» Иллюстрации Н. Устинова, 1978г.
Приложение 2

Конспект урока

«Пейзаж как разновидность иллюстрации»

Цель:
Создание образа, иллюстрации к стихотворению, относящемуся к пейзажной лирике.
Задачи урока:
Обучающие 1. Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации 2. Закрепить навык создания композиции на основе предварительных наработок Воспитательные Пробудить интерес и почитание к наследию русской культуры. Развивающие 1. Развитие мышления 2. Развитие воображения (репродуктивное, творческое) 3. Развитие умений учебного труда (наблюдательность, умение запоминать, работать в нужном темпе) 21

Оборудование:
1. Для учащихся: - бумага для акварели - акварельные краски, гуашь - кисти № 4, 3, 2 - баночка для воды - ветошь для вытирания кистей 2. Для учителя: - текст стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» - схемы, отражающие этапность работы над пейзажем в акварели - наглядный материал – пейзажи, выполненные в различной технике (работы учащихся) - компьютер для демонстрации презентации и музыкального ряда
Зрительный

и

музыкальный

ряд:
презентация «Русский пейзаж в иллюстрации», П.И. Чайковский «Времена года: июль»
Методы:
беседа, пояснение, практическая работа
План урока (45 мин.):
1. Организационный момент. 2. Теоретическая часть. - выявление взаимосвязи литературы и изобразительного искусства - пейзаж как разновидность иллюстрации - приемы работы над пейзажем 3. Практическая часть. Работа учащихся над пейзажем - иллюстрацией 4. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент. 2. Беседа учителя. - Сегодня на уроке мы рассмотрим, как взаимосвязаны искусство слова и изобразительное искусство. Толкование слов: изображение - образ. У этих слов – общий корень. И есть общее у художников и писателей – и те, и другие создают художественные образы, используя для этого каждый свои средства. Чем пользуется при этом художник? (кистями, красками, карандашами и т. д.) А писатель? (создает образы при помощи слов) В книгах мы часто можем видеть примеры и тех, и других образов. Речь идее, конечно же, об иллюстрации. Что же такое иллюстрация? (Изображение, сопровождающее текст) 22
В «Кратком словаре художественных терминов» есть толкования слова «иллюстрация». Иллюстрация (в переводе с латинского) - вид книжной графики, ее основа. А в «Краткой литературной энциклопедии» мы находим объяснение, что иллюстрация - изображение, как бы переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Для чего она нужна? (Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи.) Итак, мы с вами подошли к тому, что пейзаж также может быть разновидностью иллюстрации. В каких случаях? (пейзажные описания в прозе и пейзажная лирика) Напомните, каково толкование слова пейзаж? (жанр изобразительного искусства, главная задача которого – воспроизведение природы; отдельное произведение в живописи и графике, в котором основной предмет изображения - природа) 3. Демонстрация презентации «Русский пейзаж в иллюстрации». 4. Мы с вами уже работали над пейзажем с натуры, на пленэре. Ваши летние этюды помогут вам сегодня справиться с работой, послужат подготовительным материалом. С чего же нужно начать работу над иллюстрацией к стихотворению? (познакомиться с текстом, узнать, о чем стихотворение, место и время действия) Мы с вами будем работать над стихотворением А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» Прочитаем стихотворение и выберем его ключевые образы. Они будут для вас опорными точками при создании композиции. Вспомним, в какой последовательности создается пейзаж. (разметка композиции карандашом, намечаем основные массы и объемы; прописываем тени, небо; приписываем свет, полутень; уточняем детали) Итак, у нас есть все нужное для работы. Приступаем! 5. Анализ работ учащихся. У вас получились разные по настроению рисунки, хотя вы иллюстрировали одно и то же произведение. Значит, каждому из вас удалось передать в работе собственное прочтение стихотворения. Молодцы! Что же мы усвоили на сегодняшнем уроке? Вопрос – В каких случаях пейзаж бывает разновидностью иллюстрации? Ответ- пейзажные описания в прозе и пейзажная лирика Вопрос- С чего же нужно начать работу над иллюстрацией к стихотворению? 23
Ответ- познакомиться с текстом, узнать, о чем стихотворение, место и время действия, выбрать ключевые образы Молодцы! Наш урок окончен, убираем рабочие места. Спасибо и до свидания!
Литаратура по теме урока:
Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе – Л., 1959г. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство – М., 1972г. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга – М., 1961г. 24
25
26

Приложение 3

Методика работы над пейзажем - иллюстрацией на примере

стихотворений Ф.И. Тютчева
Этюды и зарисовки с натуры 27
Композиционные поиски 28
Композиционные поиски для иллюстрации к стихотворению «В небе тают облака…» Композиционные поиски для иллюстрации к стихотворению «Вечер» 29
Композиционные поиски для иллюстрации к стихотворению «Есть в осени первоначальной…» Композиционные поиски для иллюстрации к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет…» 30
Композиционные поиски для иллюстрации к стихотворению «Весенняя гроза» Итоговые варианты работ: «Весенняя гроза» 31
«Есть в осени первоначальной…» «Вечер» 32
«Смотри, как роща зеленеет…» «В небе тают облака…» 33


В раздел образования