Напоминание

Методика работы над созданием иллюстраций к истории города на уроках композиции в 4 – 5 классах ДШИ


Автор: Карсекина Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова""
Населённый пункт: г.Карачев Брянской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика работы над созданием иллюстраций к истории города на уроках композиции в 4 – 5 классах ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова» отделение изобразительного искусства
Карсекина Т. В.
Методическая разработка
Издание буклета «История города

Карачева от древности до наших дней в

иллюстрациях учащихся отделения

изобразительного искусства

Карачевской детской школы искусств

им В. Ф. Кольцова.
Карачев 2016г.
План 1. Обучение композиции, по созданию сюжетно-тематической многофигурной композиции в системе уроков по композиции в 4 классе ДШИ. 2. Задания по иллюстрированию как разновидность сюжетно-тематической многофигурной композиции. 3.Региональный компонент обучения – создание иллюстраций к художественным и научно-популярным книгам по истории родного края. 4.Специфика работы над подобной иллюстрацией – создание композиций как на исторические, так и на современные темы, взаимосвязь сюжета и техники исполнения. 5.Идея собрать иллюстрации в хронологическом порядке и сформировать, таким образом, историю города в иллюстрациях учащихся. 6.Методическая последовательность работы над буклетом.

Обучение композиции по созданию сюжетно-тематической

многофигурной композиции в системе уроков по композиции в 4 классе

ДШИ
Целью курса «Композиция» является помощь в формировании мировоззрения учащегося, воспитывающего художественно-образное мышление, вкус, восприятие красоты в природе, в человеческих отношениях, в искусстве; воспитание уучащегосяумения воплощать свои замыслы в художественные формы. Задачами обучения станковой композиции является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся вести самостоятельную работу над композицией. На примере анализа произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства преподаватель демонстрирует учащимся различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция – средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств театром, музыкой и литературой. Изучение элементов композиции не предлагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства. Предмет «композиция» требует от педагога постоянных поисков нового в методике преподавания. Она должна быть гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей как группы в целом, так и каждого учащегося. Вся работа по композиции в особенности должна способствовать нравственному воспитанию учащегося. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего. Его культура. Поэтому в
деле образования и воспитания вопросы культуры должны стоять на первом месте. Композиция понимается в широком смысле и, прежде всего как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенной идеи, поэтому закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу ставится на первое место. Ученику важно научиться осознанно, относиться к идее и понимать, как на эту идею работают: — гармония композиционной схемы; — цветовая гармония; — гармония света. В результате обучения композиции каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом. Учащиеся должны знать: . Основные законы композиции. . Основные правила композиции. . Приемы композиции. . Средства композиции. . Порядок и методы работы над композицией. Учащиеся должны уметь: . Применять навыки рисунка и живописи в композиции. . Самостоятельно выбирать сюжет. . Грамотно и последовательно вести работу над композицией. . Применять на практике основные законы и правила композиции. . Применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы. . Отбирать существенное и важное; эстетически оценивать находить образное выражение действительности.
. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
Задания по иллюстрированию как разновидность сюжетно-

тематической многофигурной композиции.
Назначение иллюстраций – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Особой областью графического искусства является книжная графика – художественное оформление книги. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ, в котором стремится отразить не только события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книг, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги. Иллюстрирование литературных произведений как часть тематического рисования является важной составляющей станковой композиции. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить. В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально- чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества учащегося является композиционное мышление. Само понятие «композиция», в применении к искусству, означает тот или иной порядок в элементах картины. Порядок в расстановке предметов, людей всей обстановки событий, порядок в распределении форм, объемов в пространстве, порядок в линиях и пятнах. Этот порядок должен выражать идею, мысли и чувства, он составляет музыку картины. Устанавливая тот или
иной порядок, мы ищем в нем цветовые и ритмические гармонии в сочетании предметов и форм. Этот порядок может быть очень простым — простая симметрия или, рисуя отдельный предмет, мы помещаем его в центре по оси. Порядок будет усложняться в зависимости от увеличения количества предметов, разнообразия их форм, окраски, от соотношения их связей между собой, от соотношения со средой и т.д. Уже в работе над эскизами каждый ученик имел возможность многократно поупражняться в разных решениях одной и той же идеи, мысли. Поиски цветовых решений, попытки разыгрывать их по-разному в каждом развороте – это приобретение бесценного творческого опыта. Композиция, в основном, работа по воображению. Хотя, конечно, она не исключает работы и с натуры, например, наброски, необходимые для уточнения движения, позы героя. Но даже в этом случае при переносе его в композицию нужно уметь представить себе этот персонаж в живом действии своего замысла. Работа по памяти, по представлению заставляет работать фантазию, воображение, которые являются, как мы знаем, главными качествами творчества, развивают его. Большое количество книг, пересмотренных в классе, научит ребят видеть в книге произведение искусства, а не только книгу-вещь или книгу- литературу. Новое отношение к книге останется с ребятами навсегда, привлечет их интерес к самостоятельной работе с книгой. В многофигурных композициях необходимо решать задачи общения, между главными действующими лицами. Иногда общение между главными фигурами можно нарочито выделить узел композиции, что позволяет сблизить многофигурную композицию с двух фигурной. Сюжет излагается в многофигурной композиции таким образом, чтобы все фигуры были связаны единым действием. Если же по характеру сюжета в изобразительном изложении должно быть несколько действий, несколько
сцен, одно действие должно быть главным и занимать главную часть картины. Для выполнения многофигурной сюжетной композиции иллюстрации литературного произведения учащимися были проведены ряд бесед, раскрывающих особенности книжной иллюстрации и основ композиции. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции
.
В самом общем смысле композицией можно было бы назвать состав и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим условиям:  ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;  части не могут меняться местами без ущерба для целого;  ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого. Организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи:  выделение композиционного узла так, чтобы обеспечивалось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;  расчленение поля такое, чтобы основные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого;  сохранение целостности поля (и образа), обеспечение постоянного связывания частей с главной частью (композиционным центром).
В однофигурной композиции композиционный центр, приковывающий сразу внимание зрителя очевиден. Он является и смысловым композиционным центром. Все соотносится с фигурой человека. В большинстве случаев фигура находится в середине картинного поля или близко к ней, часто занимает почти все поле. В двухфигурных композициях обе фигуры важны, обе приковывают внимание, даже если одна из фигур по смыслу – второстепенная. Поэтому смысловым композиционным узлом в двухфигурных решениях сюжета часто становится цезура между фигурами – своеобразный выразитель характера общения. – цезура то меньшая, то большая, то наполненная предметными деталями, то пустая в зависимости от характера общения. Композиционных же центров может быть и два. Во всех вариантах двухфигурных композиций задача выразить общение (или разобщение), общность (или внутренний контраст) остается главной. Большее удаление между фигурами может выражать не разрыв, а устремленность персонажей друг к другу. Чем больше дистанция, тем сильнее динамика ее преодоления. Направленность фигур в противоположные стороны друг от друга может выражать их разобщенность. Содержание картины – не просто только сюжет. Это замысел и весь образ как единство наглядного выражения и заложенного в нем смысла. Таким образом, со стороны особенностей сюжетного построения можно выделить три группы композиций: однофигурные, двухфигурные и многофигурные композиции, в каждой из которых перед художником возникают со стороны сюжетного построения особые задачи.
Региональный компонент обучения – создание иллюстраций к

художественным и научно-популярным книгам по истории родного

края.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучение истории народа, восстановления духовности. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о жизни своих предков. История прошлого – это память народов. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. У каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали,какой быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура. Поэтому преподаватели и учащиеся стремятся познать все стороны изучаемого предмета, восстановить историю его создания, собрать и сохранить устные свидетельства, документы и фотографии (Приложение 3, 4,5 ). Выбирая объект исследования, мы проконсультировались с местными краеведами, региональной истории, с научными сотрудниками краеведческого музея(Приложение 1). Взявшись за работу, учащиеся познакомились с объектом своего и с с л е д о в а н и я п о б л и ж е . Прошлисьпогороду, сфотографировали(Приложение6,7) и зарисовали храмы,
улицу, усадьбу(Приложение 2) (общий вид, отдельные строения, исторические и архитектурные детали здания и т.д.).(Приложение 1). Просмотрели в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты. Так были изучены книги: Передельский Л.Д. «Карачев», 20076 г., Пищулин В.П. «Сказы о древнем Карачеве»-«Прут», Черновцы,2002г. «Историческое описание церквей и приходов Карачевского и Дмитровского уездов» п/р Вязьмитина О.Р.- «Белобережье», Брянск, 2012. Р. С. Гарбузова «Они были первыми»- газета «Заря» №41 за 2012г. Как правило, в библиотеках ведутся картотеки или каталоги статей по истории и культуре края. Если не найдете много материалов по нужной теме – это значит, что объект исследовательского интереса изучен слабо и ценность исследования возрастает. Необходимо расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего памятника (священнослужителей, сотрудников, музейных работников, жильцов) об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы – тоже важный источник, который, однако, следует проверять на точность и достоверность. Важно также больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник. Следует ознакомиться с путеводителем по архиву, доступными обзорами и картотеками. В архивах дела хранятся по фондам, которые формируются из документов учреждений – фабрик, заводов, монастырей, обществ, местных учреждений, органов власти и т.д. В читальном зале можно получить описи по фондам, где приводятся названия конкретных дел. Например, в описях губернского правления, духовной консистории, народного просвещения, комиссии по культам, городского хозяйства, исполкомов и др. В дореволюционных фондах (строительное отделение) можно найти чертежи, рисунки и планы устройства здания и его фасада. Для выписок из архивных документов, книг, сборников, журналов надо завести большую общую тетрадь, создать понятную и рациональную систему
сокращений, делая выписки, не забывать записывать номер фонда, описи, дела и листа – это необходимо для правильного оформления ссылок. Учащегося следует научить правильно составлять библиографическое описание используемой литературы, показав, как это делается, на примере библиографических карточек в каталоге библиотеки.А так же мы воспользовались интернетом. После описанных этапов работы можно приступать к иллюстрированию самой работы. Очень важно точно сформулировать название и выбрать оптимальную структуру исследовательской работы. Как правило, она состоит из введения, основной части,заключения, списка используемых литературы и источников, приложений. Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижения, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратко рассказать о литературе, которой пользовались при изучении темы («Обзор литературы» или «Историографический обзор»). Если были использованы источники (опубликованные или неопубликованные: мемуары, дневники, письма, отдельные документы, устные воспоминания), надо кратко охарактеризовать их количество и основные особенности, указать, что они дали для раскрытия темы. Важно, чтобы учащийся старался анализировать источники и литературу беспристрастно, объективно, показывая их недостатки и положительные стороны. Основная часть исследования состоит из иллюстраций раскрывающих тему. Можно выбрать хронологический способ изложения, то есть самому последовательно рассказать об истории события в иллюстрациях, можно выбрать тематический или смешанный – хронологически-тематический способ. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.
В исследовательских работах надо стараться избегать обширных цитат, если они не из собранных школьником устных источников, и обязательно делать библиографические ссылки.
Специфика работы над подобной иллюстрацией – создание

композиций как на исторические, так и на современные темы,

взаимосвязь сюжета и техники исполнения
Создание иллюстрации к любому литературному произведению, детскому или взрослому, начинается, естественно, с чтения произведения. У художника по мере чтения книги начинают складываться в голове образы и картины, вызванные впечатлениямиот прочитанного. Иллюстрация – это некий симбиоз, плод совместного творчества писательского и художественного таланта. Это удивительный творческий продукт, если учитывать то, что автора, написавшего литературное произведение, и художника, представившего это произведение через призму собственных ощущений и переживаний, могут разделять десятки, и сотни лет. Анализируя развитие композиции в историческом аспекте и как специальной учебной дисциплины, можно увидеть, что на этот предмет всегда оказывали влияние композиционные находки великих мастеров. Естественно, эти достижения находили отражения и в практике преподавания изобразительного искусства. Художники-педагоги считали, что их главная задача – научить рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам сочинить эскиз, а на основе его и картину. Композиция может быть сочинением новой действительности и толкованием наличной действительности. Созданиекомпозиций, как на исторические, так и на современные темы, т.к. история прослеживается от основания города до наших дней. Сюжет и его изложение на плоскости картины, соединяясь, порождают смысл и образ в целом. Сам по себе сюжет лишен образного смысла, любое изображение надо обдуманно расположить на картинной плоскости, приняв во внимание ее размер и формат (отношение сторон по вертикали и горизонтали).
Без знаний истории искусств невозможно по-настоящему понять значение и роль композиции, рисунка, живописи. При изучении истории искусства учащиеся проникают в тайны мастерства, творческую лабораторию великих художников. Изучая их произведения, учащиеся приходят к определенным выводам, обобщениям, обнаруживают закономерности, в частности, в области композиции. Освоив основные законы композиции, выведенные из истории искусства и практики современных художников, они будут увереннее подходить к решению собственных творческих задач. В процессе обучения учащийся должен использовать различные варианты пластических решений самых разнообразных тем, и наметить возникающие при этом выразительно-смысловые эффекты. Главное — не стремиться научить детей делать «правильную» композицию, дать им почувствовать связь между пластическим решением и выразительностью картины:
-
композиционные возможности изображения: выбирать мотив, формат и т.д., трактовать предметы и пространство (решать систему соподчинения деталей, усиления и подчеркивания); выделять ритмически выразительные элементы натуры и выявлять основную цвето-тональную структуру картины; передавать состояние и «настроение». - приемы пользования эскизом в работе над тематической композицией по памяти или с натуры, учитывать необходимость предварительной эскизной работы для каждого жанра живописи и графики. - необходимость наблюдений и зарисовок в натуре с целью обогащения замысла тематической композиции оригинальными пластическими и декоративными решениями; - необходимость самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять ее недостатки. - мыслить, проникать в суть содержания задач, находить формы и краски наиболее соответствующие замыслу композиции;
- самостоятельно выбирать формат, правильно организовывать изобразительную плоскость, грамотно пользоваться выбранным материалом, применяя соответствующую технику исполнения; - работать над эскизом, создавая различные варианты композиции;
-
анализировать свою работу, собирать материал в работе над сюжетной композицией; - пытаться предвидеть конкретную «изобразительную» форму будущей работы, оценить выразительность выбранного мотива. - доводить свою работу до определённой степени законченности Эмоциональное содержание рисунка в огромной степени зависит от выбора графических средств. Иллюстрации выполнены с помощью акварели, черной туши и пера, на акварельной бумаге. Рассмотрим отдельно техники работы с данными материалами, так как при постановке и решении творческих задач необходимо знать о возможностях графических материалов, чувствовать, понимать гармоническую взаимосвязь сюжета и техники исполнения, т. е связь творческих задач с материалами рисунка.
Техника рисования пером. При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски. Техника рисования тушью. Среди различных техник рисования заметное место принадлежит рисованию с помощью туши - чёрной краски, изготовленной из сажи. Среди разновидностей её можно упомянуть жидкую, концентрированную и сухую в форме плиток или палочек. Высококачественная тушь имеет насыщенный чёрный цвет. Существует также разноцветная тушь, однако используется в работе она в исключительных случаях. Рисуют тушью зачастую с помощью кисти или пера. Широко используется также техника сухой кисти. Манера рисования тушью, как правило, штриховая. Рисунки, выполненные тушью, светостойки. Однако имеются некоторые трудности при выполнении работы тушью, а именно чувствительность пера, при этом легко меняется характер линии, её выразительность и толщина. Акварельные техники.
Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов. В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как "работа по-мокрому" ("английская" акварель) и "работа по-сухому" ("итальянская" акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов. Акварельные графические рисунки лаконичны и собраны, в своих деталях, позволяют не отвлекаться на частности и сосредоточиться на восприятии того основного, что хотел сказать художник.
Идея собрать иллюстрации в хронологическом порядке и сформировать,

таким образом, историю города в иллюстрациях учащихся.
В процессе работы над подобными заданиями родилась идея собрать иллюстрации в хронологическом порядке и сформировать, таким образом, историю города в иллюстрациях учащихся. Итогом работы явилось издание буклета «История города Карачева от древности до наших дней в иллюстрациях учащихся отделения изобразительного искусства Карачевской детской школы искусств им В. Ф. Кольцова. Методическая последовательность работы над буклетом ««История города Карачева от древности до наших дней в иллюстрациях учащихся отделения изобразительного искусства Карачевской детской школы искусств им В. Ф. Кольцова»: Сбор материалов по истории города. Робота с литературными и интернет-источниками, газетными публикациями, посещение краеведческого музея, изучение старинных фотографий города и его
жителей (в том числе из семейных архивов), беседы со старожилами и краеведами и т.д. Выбор каждым учащимся темы своей иллюстрации в зависимости от индивидуальных интересов. Тактику этого занятия удобнее всего построить таким образом: общее объяснение задания для всей группы. Выбор текста для книги, для каждого ученика. Отбирает их заранее преподаватель. Текст должен быть малого объема. Потом – первые попытки работы над эскизами, а дальше – индивидуальные занятия с каждым учеником. По ходу занятий – обязательный анализ проделанной работы. Поощрения каждой, даже незначительной, удаче. Для объяснения задания удобно подготовить несколько разных книг, например Пищулин В.П. «Сказы о древнем Карачеве», также пару макетов книг, оформленных учениками из предыдущих выпусков. Порядок в расстановке предметов, людей всей обстановки событий, порядок в распределении форм, объемов в пространстве, порядок в линиях и пятнах. Этот порядок должен выражать идею, мысли и чувства, он составляет музыку картины. Устанавливая тот или иной порядок, мы ищем в нем цветовые и ритмические гармонии в сочетании предметов и форм. Создание эскиза будущей композиции, построение композиционной схемы. После знакомства с иллюстративным материалом, учащиеся приступают к работе над эскизами. Работа над любой темой в художественной школе на уроках станковой композиции должна начинаться с обсуждения уже знакомых детям принципов, приемов построения, этапов ведения работы на заданную тему. В четвертом классе учащиеся уже знакомы с таким предметом, как «Станковая композиция». Композиция художественного произведения имеет разные аспекты, в силу которых должна рассматриваться:
1) как развитие и воплощение идейно-художественного замысла в сюжете и в художественно образном решении (семантический аспект); 2) как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтаксический аспект); 3) с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность (прагматический аспект). Учащиеся изучают материал по истории родного края,выделяют из книг важные для нихисторические факты, рассматривают фотографии. Первый этап работы -Это разбивка текста по разворотам :обложка, титульный лист, дальше — по тексту. С каждым учеником и с каждой строчкой текста приходится работать отдельно. Трудность этой части работы в том, что нужно постараться представить себе всю книгу в целом. Ритм композиции каждого отдельно взятого разворота и, если нужно, то задумать контраст по отношению к следующему, а при этом еще необходимо выдержать общий стиль книги. Но прежде – выбрать наиболее удобный формат книги. Каждый ученик работает на длинной бумажной ленте. На ней удобно разместить все развороты один за другим, а рядом с ними их текст. Так будущая книга видна вся сразу. Так можно избежать повторов в композиции, однообразия, разыграть центральный разворот и т.д. Самым трудным для группы было учитывать текст каждого разворота. Контролировать его не там, где останется место, а там, где читателю привычнее и удобнее его читать Эскизирование отдельных компонентов композиции – деталей архитектуры, костюмов, городских сценок Создание форэскиза на основе своей композиционной схемы и подготовительных эскизов. Перенос эскиза на конечный формат, детальная проработка. (указать формат, материал, технику).Немаловажную роль играет выбор формата композиции. Здесь учитывается совокупность таких понятий, как возраст
учащихся, количество общих часов для конкретного задания, выбранная техника и сложность работы. В данном случае, чтобы показать работу над иллюстрацией истории города, решено было взять традиционный книжный разворот для разработки. Здесь ученики создают фактически небольшие иллюстрации, объединенные общим графическим решением: тоном, динамическими формами, графическим пятном и т.д. Так же, как в настоящей книжке, детям предлагается оформить рамку для предполагаемого текста, ведь книжка не состоит из одних только картинок. Этап переноса эскиза на большой формат – один из самых сложных. Это касается любого возраста учащихся. Если эскиз всегда выглядит хорошо скомпонованным и удачным по цветовым сочетаниям и по тону, то же самое на большом формате может попросту «развалиться». Нужно научить ребенка суметь перенести эскиз в нужных пропорциях и сочетаниях частей композиции, не допустить мелких деталей и слишком больших пустот на большом формате. Отталкиваясь от своих эскизов, от характеров придуманных образов персонажей, учащиеся создают окружение, применяя полученные знания об основных принципах построения композиции. Работа в материале – это завершающий, и, вместе с тем, самый длительный и трудоемкий процесс. Очень важно показать детям, что необходимо очень мягко и аккуратно приступить к технической части, когда все уже придумано, и очень важно довести задуманное до конца, не «испортив» хорошую идею. Так как итоговая композиция задумывалась как книжный разворот, необходимо к окончанию работы оформить рисунки на небольших паспарту. Можно по завершению работы над темой устроить в классе выставку (в общем, это является традиционной практикой), для того, чтобы увидеть, как может личное восприятие вылиться в такие разные решения. Параллельно с работой над иллюстрациями проводится отбор текстовых фрагментов для подписей, призванных пояснять рисунки (краткое описание
исторического события или изображенного места). Используется точное цитирование с подробными ссылками на источник. Готовые работы оцифровываются, соотносятся с подписями и сдаются на верстку. Верстка и подготовка к печати осуществляется специалистами типографии. Подобная схема работы применима для различных типов заданий по композиции, предусматривающих создание серии иллюстраций на ту или иную тему. В случае невозможности получить буклет, отпечатанный в типографии, минуем этап оцифровки и переплетаем рисунки вместе с подписями в блок и оформляем книгу самостоятельно. Возможно также использование специальной папки с работой над эскизами в ходе чтения книг, изучения костюмов, интерьера, архитектуры данной эпохи (Приложение 8- 15(в приложение вошли не все работы учащихся)). Мы уверены, что наше задание «иллюстрация книги» будет способствовать стремлению к успеху и самосовершенствованию. Учащиеся смогут относиться с пониманием, волнением и интересом к книге как к художественно-литературной ценности, а также к изобразительному искусству в целом. Ученические макеты книг, представленных в нашей методической работе, выполнялись с воодушевление и большим желанием довести начатую работу. По пути этой долгосрочной работы учащиеся пополнили свои знания новой для себя информацией: об истории малой родины в разные времена, о том, как строится книга – из каких частей она состоит. Большой объем практической работы от первых поисков формата будущей книги, через десятки эскизов к каждому развороту, работа над иллюстрациями, а также над обложкой, форзацем, титульным листом – послужили опытом в приобретении новых умений и навыков.

Приложение1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение4



Приложение5


Приложение 6


Приложение 7


Приложение8


Приложение 9


Приложение 10


Приложение 11


Приложение 12


Приложение 13



Приложение 14


Приложение 15



В раздел образования