Автор: Стельмах Олеся Дмитриевна Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова"" Населённый пункт: г. Карачев Брянская обл. Наименование материала: методическая рекомендация и наглядные пособия Тема: Цветоведение Раздел: дополнительное образование
«Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
ПО ЦВЕТОВЕДЕНЬЮ .
СТЕЛЬМАХ О.Д.
1
Пояснительная записка
« Цветоведение » занимает важное место в комплексе предметов
предпрофессиональной программы «Живопись». Он является базовой составляющей
для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Темы
заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение
краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а
также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий
позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует
поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Методическая разработка имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Введение
Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко
соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные
восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются
законы цветовой гармонии. Художников интересуют преимущественно те разделы,
знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности.
Задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не
углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для детей
занимающихся изобразительным искусством- вот что нам нужно. Многим
художникам знакома такая фраза: «Выбросьте из своих красок Чёрную и никогда,
НИКОГДА её не используйте – от неё только Грязь!»?..
Да, мне тоже так говорили. И я пыталась убирать из своей палитры чёрную и зелёную
краски (зелёный тоже было приказано выкинуть). Только грязи и мутности в
живописи это не уменьшало...
И лишь на втором курсе Художественного Училища, я поняла, что смешение с
чёрным даёт такие богатые и интересные оттенки.
Или вот, например, говорят, что синий и красный при смешении дают фиолетовый. А
Вы пробовали? У вас получилось? Ну, чтобы действительно чистый фиолетовый, а не
коричневый или серо-буро-малиновый какой?
Вот-вот, все эти теории про радугу, про «Три Основных Цвета, которые образуют все
остальные цвета» как-то плохо вяжутся с практикой, с действительным положением
дел в живописи.
Вывод один- цветоведение надо не в теории изучать, а на практике!
Своими ручками не одну банку красок извести, чтобы научиться добывать нужные
оттенки. И воедино их связывать. В ЖИВОПИСЬ.
Потому как для живописи недостаточно дерево в коричневый цвет покрасить, траву в
2
зелёный, а снег – в белый. Оттенки цветов нужно видеть, сотни их различать и
гармонию их чувствовать. А иначе это не живопись, а раскраска
ТЕМА 1. Большой цветовой круг. Цветовые схемы. Тёплые и холодные цвета.
3
Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить
путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении.
Красками вы этого скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень
постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной
гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем
это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три,
но у нас будет немного больше - 12.
Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для
наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он
имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить
через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд
цветов, постепенно переходящих один в другой.
Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных
условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях,
рассеянных в воздухе).
Теплые и холодные цвета в цветовом круг принято делить на две: от зеленого к
красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные.
Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое
понятие – нейтральный. зеленый цвет теплый или холодный .Такое разделение всем
понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят
давно, выдвигая свои версии. Главный критерий – температурные ассоциации
Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на
теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный,
оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот,
объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения
цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут
окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение
бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают
логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега. День-ночь, лето-зима
«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее
мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые
оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете,
который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя
вечерняя заря – закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой. Итог:
определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная
составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с
общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих
дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.
4
ТЕМА2. Ахроматические и хроматические цвета.
Все видимые нами в природе цвета можно разделить на хроматические и
ахроматические. К хроматическим цветам относятся: желтые, оранжевые, красные,
синие, голубые, зеленые, фиолетовые и многие другие различных оттенков. К
ахроматическим относятся все серые, белые и черные цвета, начиная от самых
светлых и кончая самыми темными.
Сравнивая их между собой хроматические и ахроматические, мы ясно видим
различия. Хроматический значит цветной, ахроматический — бесцветный.
Цвета с сильно выраженной хроматичностью называются насыщенными.
Максимально насыщенные — цвета спектра. Все же прочие хроматические цвета, чем
они ближе к спектральным, тем насыщенней
Примером малонасыщенных цветов могут служить: розовый, блед нозеленый,
светлоголубой так же, как и темнозеленый, темносиний коричневый.
Для того чтобы получить малонасыщенные цвета, доста точно к какой-либо
насыщенной, чистой краске прибавить бели, (сделать цвет белесоватым), серой
краски (смесь белой и черной) или же одной черной краски, т. е. сделать цвет более
темным.
Ахроматические цвета в отличие от хроматических
5
обладают одним лишь основным свойством — светлотой. Насыщенность и цветовой
тон у них отсутствуют, иначе говоря, равны нулю.
В самом деле, если посмотреть на группу ахроматических цветов,то можно увидеть,
что они отличаются лишь тем, что одни из них более светлые, другие — более
темные.
ТЕМА3. Контрастные цвета и цветовые растяжки.
6
На первый взгляд контраст — понятие очень простое. Его в самой общей форме
можно определить как противопоставление предметов или явлений, резко
отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. Но при таком
определении в стороне остается сущность контраста, и отмечаются лишь его внешние
7
условия. А суть контраста, очевидно, можно видеть в том, что резко
противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе
вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть
вызваны при восприятии их по отдельности.
Контрастирующие цвета способны вызывать целую цепь новых ощущений. Возьмем
для примера самое популярное и элементарное сопоставление белого и черного. Оно
может сопровождаться ощущением некоторого шока вследствие внезапного перехода
от белизны к черноте, кажущимся изменением размеров и светлоты, возникновением
пространственного эффекта и т. п. Эти психофизиологические последствия,
вызываемые действием контраста, играют исключительно важную роль в структуре
живописного произведения.
В искусстве живописи контрасту иногда отводится универсальная роль. Символика
контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого
содержания. Контраст является также одним из важнейших формообразующих
элементов, участвуя в образовании свойства декоративности. Вместе со светотенью и
линейной перспективой он способствует созданию ощущения пространственной
глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных
структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое
описание или анализ живописного произведения обходится без указания на
использование художником контрастов.
Цветовая растяжка - это плавный переход от одного цвета к другому, например от
зеленого к синему. Цветовую растяжку можно сделать из любых двух и более
цветов. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. "Растягивать" цвета
от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому.
8