"Инновационные технологии в работе учителя - логопеда"
Автор: Апатенко Наталья Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7" Населённый пункт: Ставропольский край Георгиевский район ст.Александрийская Наименование материала: Обобщение опыта в работе Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда" Раздел: среднее профессиональное
Здоровьесбережение в работе логопеда Апатенко Н.В.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №7»
Использование здоровьесберегающих
технологий
в
деятельности
логопеда
становится
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных
средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих
достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении
не
только
речевых
трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной
логопедической
помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий,
оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению
всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения
использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-
развивающего
процесса,
создавая
психофизиологический
комфорт
детям
во
время
занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,
альтернативные
методы
и
приемы
помогают
организовывать
занятия
интереснее
и
разнообразнее.
Таким
образом,
терапевтические
возможности здоровьесберегающих
технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
В логопедической работе я с успехом использую следующие здоровьесберегающие
технологии:
- артикуляционная гимнастика:
регулярное выполнение помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и
их иннервацию (нервную проводимость, подвижность артикуляционных органов,
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость )
артикуляционных органов.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная
гимнастика , работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и
профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно
объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики провожу ежедневно в течение 5
-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их использую как физкультминутки в
процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого
дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость
дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом
улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма .
Для
улучшения
зрения,
на
занятиях
логопедии
уделяется
достаточно
времени
зрительной гимнастике . Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За
основу выбраны упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы
мышц глаз из кинезиологичекой гимнастики.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей
организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса. Одним из
таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму
является самомассаж
рук. Под
воздействием
несложных
массажных
упражнений
достигается
нормализация
мышечного
тонуса,
происходит
стимуляция
тактильных
ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от
двигательных
зон
к
речевым,
более
благотворно
развивается
речевая
функция.
Самомассаж
мышц
лица
,
кисти
и
пальцев
обеих
рук
улучшает
координацию
произвольных
движений,
восстанавливает
ослабленные
мышцы,
помогает
снизить
излишнее напряжение.
Пальчиковая гимнастика . Развивая моторику, создаются предпосылки для становления
многих
психических
процессов.
Под
влиянием
кинезиологических
тренировок
в
организме
происходят
положительные
структурные
изменения.
При
этом,
чем
более
интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Пескотерапия
Лоток с песком занял важное место в логопедических занятиях. Благодаря играм с
песком развивается у детей тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика
рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения;
формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь;
формирует связную речь; обучает чтению и письму.