Напоминание

"Инновационные технологии в работе учителя - логопеда"


Автор: Апатенко Наталья Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7"
Населённый пункт: Ставропольский край Георгиевский район ст.Александрийская
Наименование материала: Обобщение опыта в работе
Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Здоровьесбережение в работе логопеда Апатенко Н.В.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7» Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. В логопедической работе я с успехом использую следующие здоровьесберегающие технологии: -
артикуляционная гимнастика:
регулярное выполнение помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость, подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость ) артикуляционных органов.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет
дыхательная

гимнастика
, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики провожу ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их использую как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма
.
Для улучшения зрения, на занятиях логопедии уделяется достаточно времени
зрительной гимнастике
. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу выбраны упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из кинезиологичекой гимнастики.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является
самомассаж

рук.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц лица , кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.

Пальчиковая гимнастика
. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Пескотерапия
Лоток с песком занял важное место в логопедических занятиях. Благодаря играм с песком развивается у детей тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формирует связную речь; обучает чтению и письму.


В раздел образования