Автор: Мельникова Ольга Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Кага Населённый пункт: Белорецкий район Республика Башкортостан Наименование материала: конспект классного часа для начальной школы Тема: "Через века, через года, - помните!" Раздел: начальное образование
Классный час «Через века, через года, - помните!» для начальной
школы.
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.
Задачи:
Познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.,
развитие речи, способности выразительно читать и передавать смысл
прочитанных стихотворений;
воспитание чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать
ее в трудное время, воспитание понимания у школьников значимости Победы в
Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям,
пережившим войну и трудные послевоенные годы.
Ход классного часа.
1.Чтец.
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война? (Слайд 1)
У .- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы,
тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная
война. На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно
напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по
аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим
городам нашей страны. (Слайд 2)
2 . Чтец
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война! Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
У. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех
уголков доносилось ... (Слайд3)
Звучит речь Левитана.
На защиту родной земли поднялась вся страна. Встали все, кто мог держать в руках
оружие, кто мог защищать Родину. На фронт уходили и старые, и молодые. Вчерашние
школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. Наши
солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не
скоро закончится.
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
У.- (Слайд 4) “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу
оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они
рыли окопы, гасили на крышах зажигательные бомбы. По 12 – 15 часов стояли люди
у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в
победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.
Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не
бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Каждый
ребёнок хотел внести свой вклад в общее дело – победить врага любой ценой.
У. Однажды в редакцию газеты « Омская правда» принесли конверт, в котором
оказались деньги и письмо:
« Я , Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из
города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25
копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям,
чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш
танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой»
У: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты ,
написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно- рубли, даже
мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с
деньгами, а с мечтой о желанной игрушке.
На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60. Осенью 1943 войска освободили
город Ады и она вернулась домой.
3.Чтение и инсценировка стихотворения С.Михалкова.
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Пол сухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
У. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями,
в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма,
будет прекрасен.
Песня «Баллада о солдате» в исполнении учащихся.
4.Чтец.
Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали честь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
(Слайд 5)
У . 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших
людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране
объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
1 уч . Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл
и деревень в нашей стране.
2 уч . Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров
железнодорожных путей.
3 уч. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в
сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
У.: Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с
нашей земли. И таких примеров много.
(Слайд 6-7)
Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним
вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу,
почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
(Слайд 8-10)
А это белорусская деревня Хатынь. 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь
окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу.
Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались
успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В сарай прикладами затолкали стариков.
Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми.
Многие пытались вырваться из огня. Их немцы хладнокровно, без промаха расстреливали
из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть
приняли 75 детей.
(Слайд 11)
Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма. Во многих семьях сохранились
солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и
сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Война не обошла
стороной ни одну семью. В каждой семье есть те, кто защищал нашу Родину. Из нашего
села в годы Великой Отечественной войны на фронт ушло …… сельчан, назад
вернулись….
Песня «Прадедушка» в исполнении учащихся.
1 ученик:
Я смотрю старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
2 ученик:
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей!
Песня «И всё о той весне»
(Слайд 12)
У. - И вот наступил долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года . Этого события люди
ждали 1418 дней. За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек
погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть
национального достояния. Почтим их память минутой молчания.
(Минута молчания – метроном)
(Слайд 13)
У.-
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на
защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.
защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.
5. Чтец.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
6. Чтец. (Слайд 14)
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
7.Чтец.
Нам нужен мир – тебе и мне
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
8.Чтец.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
(Слайд 15)
У. МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети.
Мир - это спокойная и радостная жизнь.
Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!
Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.
-День Победы наша страна празднует так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник
остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за
Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.
Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства
и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся
более полвека
9.Чтец.
(Слайд 16)
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Итог .
Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и
горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.
Прошло уже 70 лет, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы.
«Зачем?» Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам
мирное небо, возможность жить, любить.
Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны.
Песня «Песня мира»