"Элементы театральной педагогики в образовательном процессе
Автор: Ельцова Татьяна Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Ильинская ООШ" Населённый пункт: с. Ильинка г. Новокузнецк Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: "Элементы театральной педагогики в образовательном процессе Раздел: начальное образование
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный
цветок». /В.А. Сухомлинский/
Особенностью
санаторной
школы,
в
которой
я
проработала
10
лет,
является всесторонняя подготовка детей, больных туберкулезом, к переходу в
условия
общеобразовательной
школы
и
обеспечение
полноценной
учебной
деятельностью,
соответствующей
образовательным
стандартам,
при
одновременном
проведении
химиотерапии
и
химиопрофилактики
для
достижения полного клинического излечения детей от туберкулеза.
У
первоклассников
школы-интерната,
нуждающихся
в
длительном
лечении,
по
сравнению
с
первоклассниками,
посещающими
обычные
общеобразовательные
школы,
диагностируется
отставание
в
интеллекте
и
психическом
развитии,
повышенная
утомляемо сть.
На
умственную
деятельность
оказывают
неблагоприятное
воздействие
различные
лекарственные
препараты,
прием
которых
индуцирует
развитие
процесса
торможения
центральной
нервной
системы
и
снижает
уровень
усвоения
учебного материала.
Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что учебный материал только
тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и учитель прожили
э т о т
у р о к . Проблемы,
с
которыми
мне
пришлось
столкнуться
в
оздоровительном
образовательном
учреждении,
определили
социальную
и
педагогическую целесообразность моей деятельности в качестве педагога в
рамках образовательной системы школы – интерната санаторного типа.
Учитывая состояние здоровья детей и уровень их подготовленности к
школе, пришла идея совместить свое увлечение и свою профессиональную
деятельность.
Театр
и
школьный
урок!
Как
уживутся
эти
два
понятия?!
Театральная
педагогика
дает
пример
воспитания
не
только
актера,
но
и
человека
–
творца
вообще.
Она
помогает
“выпрямить”
человека:
увлечь,
повлиять на него, преобразить…
Театральное искусство является эффективным и уникальным средством
художественно-эстетического
воспитания
обучающихся.
Применение
в
практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках
литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению
общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры,
обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, имея опыт
работы
с
драматизацией,
я
остановилась
на
использовании элементов
театральной педагогики: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая
игра…Целью моей педагогической деятельности стала: создание условий для
развития
творческого
потенциала,
обучения
навыкам
коллективного
взаимодействия
и
общения
каждого
ребенка
при
помощи
элементов
театральной педагогики.
Использование
элементов
театральной
педагогики
в
образовательном
процессе
позволило
соединить
все
компоненты
моей
педагогической
деятельности: урочную, внеурочную, классного руководителя, методическую
работу;
стереть
границы
между
отдельными
дисциплинами,
дало
возможность: комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики
ребёнка (ум, волю, чувства), создавать благоприятные условия для развития
коммуникативных
навыков
обучающихся,
обеспечить
ситуацию
успеха
для
каждого
ребёнка, повышать
мотивацию
к
изучению
учебного
материала,
вовлекая детей в удивительный мир театра…
Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное
поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей
развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к
обучению
и
как
следствие
дальнейшей
успешной
социализации
личности
ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода,
применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность
занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Об этом могут
свидетельствовать результаты диагностики, которые направлены на изучение
динамики становления личности каждого ребенка.
Разучивание
ролей,
работа
над
художественными
произведениями,
формирование
сценического
образа
способствуют
развитию
у
них
познавательного интереса, который при дальнейшей поддержке со стороны
педагога
перерастает
в
познавательную
активность,
и
в
будущем
–
познавательную
потребность.
Развивая
умения
действовать
самостоятельно,
ответственно подходить к любому заданию, контролировать поведение, речь, у
детей развивается навык управлять собой.
Испытывая потребность в общении, тем не менее, многие воспитанники
не
умеют общаться, что часто
ведет к
обидам, конфликтам. Поэтому,
продолжая
совершенствовать
навыки
волевого
поведения
воспитанников,
осуществляю
формирование
речевой
системы,
что
особенно
необходимо
в
начальной
школе.
У
большинства
выпускников
начальной
школы
сформированы
умения
устанавливать
доброжелательные
контакты
со
сверстниками, согласовывать свои действия с другими людьми и действовать в
различных коммуникативных ситуациях.
Важно отметить, что у большинства детей
к окончанию
начальной
школы
сформирована
адекватная
самооценка,
что
также
связано
с
проявлением своих способностей, развитием самостоятельности, укреплением
веры в свои возможности.
Театрализованные
игры
и
упражнения
обогащают
ребенка
знаниями,
правилами поведения и общения. Порученная роль и успешное ее исполнение
помогает
приобретению
уверенности
в
себе,
ощущения
значимости,
что
способствует формированию чувства ответственности.
Анализ и проигрывание различных социальных ролей детьми дают им
актуальные
знания
о
нравственных
нормах,
что
выражается
в
повышении
уровня воспитанности общей культуры, социальном, духовно-нравственном
развитии.
Положительные
результаты
от
использования
театральной
педагогики
подтверждаются
участием
воспитанников
в
работе
школьного
самоуправления,
интеллектуально-творческих
конкурсах
различного
уровня,
призерами
или
лауреатами,
которых
они
становятся.
Итогом
внеурочной
деятельности по учебному предмету «Литературное чтение» стали выступления
моих учеников на школьной сцене и сценах детских садов города Новокузнецка
с
театральными
постановками
«Кошкин
дом»,
«Победив
туберкулёз,
будем
жить без бед и слёз!»
Театральное
искусство
развивает
многогранную
личность
нового
времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в
современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность
за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая
гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени!
Идея совместить свое увлечение и свою профессиональную деятельность
оказалась действенной. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить
вместе!