Развитие познавательной активности дошкольников на основе художественно-речевого детского творчества (из опыта работы МБДОУ д/с №70 г. Белгорода)
Автор: Полыгина Анна Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №70 города Белгорода Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательной активности дошкольников на основе художественно-речевого детского творчества (из опыта работы МБДОУ д/с №70 г. Белгорода) Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной активности дошкольников на основе
художественно-речевого детского творчества
(из опыта работы МБДОУ д/с №70 г. Белгорода)
Воспитатель высшей квалификационной категории
Полыгина Анна Павловна
«Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и
развитии интересов ребёнка» -
данный постулат нами взят за основу в
работе по развитию познавательной сферы дошкольников.
Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов
воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько
будут
развиты
у
ребенка
память,
мышление,
воображение,
внимание,
восприятие, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в
целом.
Ребенок,
которому
интересно
узнавать
что-то
новое
всегда
будет
стремиться узнавать еще больше - что, конечно положительным образом
скажется на его умственном развитии.
Познавательное развитие детей строим, используя разнообразные
компоненты познавательной сферы.
Так развитие познавательно-речевой деятельности является одним из
важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное
развитие
ребенка.
Чем
лучше
будет
организована
познавательно-речевая
деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Хотим поделиться опытом построения нашей работы в данном вопросе
на основе художественно-речевой деятельности дошкольников.
Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна, и
реализуется нами в различных формах работы с детьми.
На её основе
развиваем
познавательную
сферу
дошкольников
как
в
специально
организованной деятельности, так и в других формах передачи детям знаний.
В
непосредственно
образовательной
деятельности
учим
детей
пересказывать,
составлять
творческие
рассказы,
сочинять
сказки,
придумывать загадки и небылицы, включаем игры и упражнения на развитие
познавательных функций, решение проблемных ситуаций, воспитываем у
детей
нравственно-волевые
качества.
В
свободное
от
специально
организованной деятельности время продолжаем работу, как в подгрупповых,
так и в индивидуальных формах деятельности.
В решении вопросов художественно-речевой деятельности с детьми за
основу берём чтение, потому что считаем, что книга – это мощное средство
образования,
воспитания
и
развития:
умственного,
языкового,
речевого,
нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире –
интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Отсюда
одна
из
первоочередных
забот
воспитателя
–
воспитание
у
дошкольников
полноценного
эмоционального
восприятия
художественной
литературы
.
Для формирования познавательной сферы дошкольников используем
возможности художественных произведений разной направленности.
Успешная активизация познавательной деятельности детей строится
нами
на
материале
народного
искусства,
т.к.
народное
искусство
как
проявление
творчества
близко
по
своей
природе
творчеству
ребенка
(простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому
оно
близко
восприятию
ребенка,
понятно
ему.
Включение
ребенка
в
различные виды художественной деятельности, основанные на материале
народного
творчества,
помогает
нам
в
решении
вопросов
полноценного
нравственного воспитания детей и развития их познавательных и творческих
способностей.
Из
русских народных
сказок,
произведений
классиков —
А .
Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В.
Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других дети
получают яркие, незабываемые впечатления.
Особое
место
занимают стихи
для
заучивания
наизусть .
Они
обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали,
такие
образы,
мимо
которых
дети
проходили
бы
мимо.
Образность
и
точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей.
О н и
о ч е н ь
х о р о ш о
ч у в с т в у ю т
и меткость
пословиц ,
и занимательность загадок . В их опыте накапливаются богатые впечатления
и знания, накопленные народом на протяжении веков.
Театрализованная
деятельность
позволяет
нам
решать
многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
выразительности
речи
ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия. В
результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к
добру
и
злу,
познаёт
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
общения, неуверенности в себе. Мы всесторонне содействуем этому, так как
понимаем, что преодоление детьми трудностей общения и развитие у них
уверенности в своих силах и умениях
является важным компонентом их
школьной адаптации.
Выразительное чтение помогает дошкольникам с наибольшей полнотой
и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть предложенного
к
заучиванию
произведения,
формирует
умения
и
навыки
творческого
подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем
слове, играет важную роль в развитии устной речи. Этому виду деятельности
мы уделяем особое внимание, не только обучая приёмам выразительности
всех обучающихся, но и развивая творческие способности у талантливых
детей.
Чтобы стимулировать творческие художественно-речевые способности
детей
в
детском
саду
проводятся
конкурсы
чтецов,
дети,
успешно
выступившие в них, пробуют свои силы на конкурсе городского уровня
(«Золушка и Маленький принц» в номинации художественное чтение). В
прошедшем году наша воспитанница Гомозова Дарья заняла в нём второе
место. Предлагаем прослушать фрагмент её выступления. (Демонстрация
видео записи выступления).
Во всей работе первыми нашими помощниками являются родители. Они
не только продолжают начатую нами работу
дома, готовят костюмы и
атрибуты,
но
и
активно
участвуют
в
проводимых
в
детском
саду
мероприятиях с художественно-речевым направлением.
Эффективной формой работы в данном направлении для нас служит
взаимодействие с социальными партнёрами. Интересны встречи с детскими
писателями
и
поэтами
белгородчины,
работниками
областной
детской
библиотеки им. А.Лиханова, филиалом детской библиотеки №15. Посещение
же
спектаклей
в
театрах
города,
это
эмоциональный
всплеск
детского
восприятия,
художественных
произведений,
опыт
практического
видения
воплощения ролей актёрами.
Огромную роль в художественно-речевом творчестве дошкольников в
процессе формирования познавательной активности мы отводим предметно-
пространственной
среде. В
каждой
группе
оформлен
центр
для
познавательно-речевого и художественного развития детей. Он охватывает
разнообразное
содержание
и
предусматривает
разные
виды
детской
активности. Главный принцип
оформления - доступность. Материал этих
центров обязательно содержат в себе: дидактические и настольно-печатные
игры
разной
направленности,
иллюстративный
материал,
разнообразные
коллекции,
демонстрационный
материал,
мини-библиотеку,
портреты
писателей,
материалы
детского
художественно-речевого
творчества,
зону
театрализованной деятельности.
На территории нашего образовательного учреждения так же
предусмотрены
объекты
для
реализации
художественно-
речевого
и
творческого
воплощения
детьми
своих
знаний
и
умений:
летний
театр,
лужайки
контактных
фигур,
этно-уголок,
павильон
с
созданной
средой
русского быта и др. Все объекты позволяют педагогам включать детей в
творческую художественно-речевую деятельность.
Все описанные формы работы способствуют развитию познавательной
активности
дошкольников
на
основе
художественно-речевого
детского
творчества.
В результате такой деятельности происходит усвоение детьми
систематизированных
знаний,
формируются
обобщенные
способы
умственной
работы
и
средства
построения
собственной
познавательной
деятельности,
развивается
диалектичность
мышления.
Все
это
-
одна
из
важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к
продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.