Напоминание

Проектно- исследовательские технологии при изучении математики в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта


Автор: Терехова Зоя Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ " Боевская СОШ"
Населённый пункт: село Боево Каширского района Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектно- исследовательские технологии при изучении математики в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное казенное общеобразоательное учреждение

Боевская средняя общеобразовательная школа

Каширского муниципального района Воронежской области

Проектно- исследовательские технологии при изучении

математики в рамках реализации Федерального

государственного образовательного стандарта



Подготовила:

Терехова З.Е.,

учитель математики,

педстаж 46 лет, I КК

2016г.


«Проектно- исследовательские технологии при изучении математики

в рамках реализации Федерального государственного

образовательного стандарта»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров. В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Проблемы современной школы привлекают к себе в последнее время, особенно пристальное внимание. О них спорят на страницах газет и журналов, им посвящаются книги и телепередачи. От школы и учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но главное, научить школьников творчески распоряжаться ими. Но, к сожалению, обучение математике, как и в прочем любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программ, причем преимущественно с
использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Может поэтому, учителя в своей работе стараются практически всегда как-то разнообразить формы и методы своей деятельности и деятельности, учащихся на уроке. Учитель просто обязан работать на высоком профессиональном уровне! В это понятие вкладываются не только знание приемов, методов обучения, разумное их применение. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Уроки с применением новых технологий помогают эффективнее и одновременно комфортнее организовать процесс обучения. Уроки – презентации, применение мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстрированный материал нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково- исследовательскую деятельность учащихся. Один из немаловажных и интересных методов преподавания это метод проектов. Использование метода проектов в преподавании математики помогает учащимся адаптироваться к будущей взрослой жизни. Сущность метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно большую задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со сбора информации, через ее анализ и заканчивая оформлением результата. Изучение математики и метод проектирования на уроках математики открывает новые возможности для овладения такого сложного предмета как математика, для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, математический эксперимент и т.д. Проектная методика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при работе с проектом, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
 поиск, отбор, анализ, организация, получение информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;  умение решать принципиально новые задачи, поставленные на уроке математики новым подходом к анализу окружающей действительности;  проектирование на основе математического моделирования объектов и процессов. Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов может быть реализовано на уроках, а так же в элективных курсах по математике на разных уровнях. 1.
Актуальность
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.
Существует две точки зрения
на связь проектной деятельности и метода проектов:
1)
метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. 2) Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом. Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся. В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Перед такой школой стоят новые задачи: 1) Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. 2) Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в то же время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
2. Метод проектов имеет давнюю историю.
Как всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. Зародилось оно и стало успешно развиваться в рамках англо-саксонской культурно – образовательной традиции. Один из ярких и последовательных сторонников был философ и педагог Джон Дьюи. Он полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся и должно изначально выводиться из обычного жизненного опыта. Поэтому основное внимание в содержании образования должно быть уделено не усвоению «абстрактных» истин и не развитию когнитивных способностей, а занятиям конструктивного характера. В этих условиях предельно прагматичный « метод проектов» оказался самым приемлемым педагогическим инструментом. Автором « метода проектов» стал профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871 – 1965). Суть его новаторской идеи заключалось в том, что дети, вместо распространенного в гимназиях той поры преимущественно репродуктивного изучения «абстрактных знаний», мало приложенных к жизненной реальности, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты.
Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. В поисках наиболее подходящего названия педагогики использовали такие определения, как практический, опытно – испытательный, естественно – научный, исследовательский, опытно – показательный метод, метод лабораторных уроков. По своей сути они во многом перекликались с методом проектов. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко, разработавшего основы логики педагогического мышления. В 1930 г. Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов – проектов, в которых отводилось большое место практической деятельности учащихся по выполнению намеченных программ практических дел – « проектов». Препятствием широкому распространению метода проектов стало его осуждение в 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б), вызванное тем, что учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность в обучении привели к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. В результате в течение более полувека этот метод как самостоятельный в России не использовался. В современном отечественном образовании снова сложились условия востребованности этого метода. Надо только оговорить, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно – урочной системы. Справедлива оценка метода проектов, данная В.В.
Гузеевым: « Проектное обучение – полезная альтернатива классно – урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её… Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».
3. Метод учебного проекта в школьном образовании
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой: Схема 1. Педагогическая эффективность метода проектов
Педагогические возможности

проектного метода
Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения Реализует деятельностный подход в обучении Построен на принципах проблемного обучения Способствует развитию внутренней мотивации к учению Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений: -проблематизации; -целеполагания; -планирования деятельности; -самоанализа и рефлексии; - сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования; -самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей); -презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов; -коммуникативности и толерантности.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. При выполнении проекта школьники попадают в с р е д у неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Проектирование следует искать там, где есть: 1. восхождение, 2. диалектическое развитие от старого к новому, 3. от известного к неизвестному, 4.от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства, по большому счету — потребностям людей.
4. Роль учителя в организации проектной деятельности.
Организация проектной деятельности требует знания специфики этой деятельности и понимания её целей и задач: стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Где, каким образом? Это может подсказать учитель, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Роль учителя в проектной деятельности состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Перед вами список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;  специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех) областях;  консультант, помогающий организовать работу;  руководитель, помогающий планировать работу по времени;  «человек, задающий вопросы», помогающий увидеть ошибки и недочеты работы;  координатор группового процесса;  эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Виды учебных проектов
Классификация проектов по характеру результата:  Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.  Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.  Обзорный проект;  Проекты – инсценировки. По форме:  Видеофильмы  Рекламный ролик  Телепрограмма  Интервью с известными людьми  Журнальный репортаж  Рок - опера По профилю знаний :
 Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель- предметник, консультант - учитель другой дисциплины.При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно – урочную систему.  Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы. По числу участников:  1.Личностные  2. Парные  3. Групповые По типу объекта проектирования ( по А.Г. Раппопорту):  Морфологические – проектирование вещей;  Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально – морфологических объектов.  Экзистнциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» По характеру координации :  С открытой, или явной, координацией: координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных учеников;  Со скрытой координацией: координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта. По уровню контактов :
 Внутришкольные или региональные: проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;  Международные: эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. По продолжительности :  Краткосрочные  Средней продолжительности  Долгосрочные Для учителя в проектной деятельности учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения математике. Выделяют следующие
умения,

которые

способствуют

успешному

овладению проектной деятельностью:
 Интеллектуальные – умение работать с информацией, с текстом ( выделять главную мысль, вести поиск информации в математическом тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразными справочными материалами.  Творческие – умение генерировать идеи, находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения;  Коммуникативные – умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять её аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

Проекты по способу преобладающей деятельности, используемые при

обучении математики:

Исследовательский

проект
предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:  обоснование актуальности взятой для исследования темы,  формирование проблемы исследования, его предмета и объекта,  обозначение задач исследования,  определение методов исследования,  источников информации,  выбор методологии исследования,  выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей её решения, обсуждение полученных результатов,  формулирование вывода,  оформление результатов исследования,  обозначения новых проблем для дальнейшего его развития. Не надо забывать, что

исследовательский проект от исследования отличает то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новое математическое знание, элемент новизны если и будет иметь место, то лишь для участника проекта. В каком – то смысле, это игра « в исследование» с целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса.
Творческий

проект
предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, программы праздника, статьи, репортажа, оформления выставки и т.д.
Практико



ориентированный

(прикладной)

проект:
нацелен на социальные интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Например, проекты А.Г.Белоусовой

Ролевые (игровые) проекты.
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества в этих проектах очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая.
Ознакомительно – ориентировочный (информационный) проект:
такой проект направлен на сбор информации о каком – то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура проекта: его цель, актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации, результат, презентация Пример:
Урок стереометрии

Редакционно



издательский

проект.
Например, выпуск математической газеты, журнала, сборника. Данные проекты выполняются после изучения темы. Показать несколько проектов гимназии им.Н.Г.Басова
Сценарный проект.
Например, сценарий праздника – турнира: « Считай, Смекай, Отгадывай»
Этапы проектной деятельности
Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы:  этап предпроектной подготовки,
 этап планирования,  организационно-исследовательский этап и  этап представления полученных результатов. Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.
1.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:
 формирование проектной группы;  выбор научных руководителей;  выбор и формулирование темы проектной работы;  формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;  обоснование методов исследования;  разработка плана и структуры исследования;  изучение источников и литературы по теме. Вопросы, которые может задать учитель участникам проектной деятельности на этапе планирования: Для выявления уже имеющихся знаний:  Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?  Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме?  Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?  Какие способы решения этой проблемы вы знаете?  Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?  Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы? Для выявления склонности и интересов учащихся:  Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?  В чем вы хотели бы лучше разобраться?  Ваше любимое занятие вне школы?  Чему вы больше всего хотели бы научиться?  Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?
 Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно? Для выявления затруднений у учащихся:  О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?  Что нового вам было бы интересно узнать?  В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными? Для определения темы проекта:  Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?  Почему вы предпочли именно эту тему?  Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?  Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?
2.На этапе планирования:
 определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);  дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;  обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;  определяют ся и распределяют ся учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
3.

На организационно-исследовательском этапе:
 расписывается последовательность выполнения проектной работы;  распределяются конкретные задания;  собирается и обрабатывается информация; источниками
информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя. Учителю могут помочь в работе вопросы: Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе Определе ние задач:  Что вам уже известно о теме?  Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?  По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?  Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?  Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта. Поиск и сбор информа ции:  Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?  Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?  В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там
запросите?  Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?  Какие работы могут выполняться параллельно?  Какие исследования требуют больше (меньше) времени?  Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?  Как распределить работу между членами группы?  Кто и за что будет отвечать?  Где будет проводиться работа? В какие сроки? Интерпр етация полученн ых данных:  Какая информация необходима для решения поставленной задачи?  Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.  Каковы критерии оценки полученной информации?  Установите связь (если она есть) между собранными данными.
4.

Этап

представления

полученных

результатов

работы

(презентация).
 готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;  оформляются результаты исследования, и готовится отчет. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном
проекте ученики должны работать самостоятельно. Степень активности и самостоятельности учащихся можно представить в виде схемы: Деятельность учителя Деятельность ученика Этап предпроектной подготовки На этапе планирования: Н а организационно- исследовательском этапе: Этап предст авления полученных результатов работы (презентация). Р и с . 1 . Степень активности и самостоятельности учащихся при осуществлении проектной деятельности
Результаты проектной деятельности
Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это формирование общеучебных умений и навыков у учащихся:  значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;  реальность, практическая направленность и значимость работы;  корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;  необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
 соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;  логичность и последовательность изложения;  четкость формулировок, обобщений, выводов;  аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;  стилистическая и языковая культура изложения;  полнота библиографии;  наличие собственных взглядов на проблему и выводов;  активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;  характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;  доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;  авторство;  умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;  перспектива доработки (потенциал);  эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;  соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
 качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;  объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;  культура речи;  чувство времени;  использование наглядных средств;  умение удерживать внимание аудитории;  умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность,
корректность в дискуссии;  готовность к дискуссии;  доброжелательность, контактность. Организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у школьников. Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения. Выполняя проекты, ученики включаются в реальную творческую деятельно сть, которая привлекает новизной, н е о б ы ч н о с т ь ю , занимательностью. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают углубленные знания, но и учатся оформлять творческие работы и документы, приобретают навыки подготовки исследовательской работы, её защиты, обучаются стратегии успеха. Такие творческие работы являются средством управления мыслительной деятельностью учащихся, цель которого - учить умению думать. Под опытным руководством учащиеся могут научиться эффективно, искать и анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы, работать вместе и обмениваться информацией.
Можно сделать вывод: проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках естественно-математического образования обеспечивает приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, формирование в сознании учащихся единой картины окружающего нас мира, в котором место и роль человека становятся более понятными; создает условия для с а м о о п р ед е л е н и я , с а м о р е а л и з а ц и и л и ч н о с т и , гото в н о с т и к самосовершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правого государства; способствует развитию прикладного компонента е с т е с т ве н н о - математических наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире; обеспечивает эффективное усвоение основных представлений о научном методе исследований, формирование и развитие познавательных способностей у школьников.

Приложение 1.
Разработка проектно-исследовательской работы

с учащимися 5 класса

Тема проекта
:
«Дроби_в жизни человека»______________________

Предмет
:
__Математика
___________________________________________

Класс
:
5

Тип проекта
:
Исследовательский______________________________

Цель проекта
: Исследовать применение дробей в области математики, биологии, экологии, медицины.
Задачи проекта
: В процессе работы над проектом: 1) Углубить знания учащихся о дробях; 2)Приобщить пятиклассников к исследовательской деятельности, выявить способности и интерес к ней; 3)Узнать, где используются десятичные дроби в быту и в работе людей разных профессий; 4) Составить примерный режим дня для учащегося 5 класса___________ с использованием десятичных дробей; 5) Составить примерное меню для учащегося 5 класса с использованием десятичных дробей.
Этапы работы над проектом
1.
Подготовительный.
1)Вступительное слово учителя (формирование проблем и задач исследования):___________________________________________ - Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно)_________ о дробях?_______________________________________________________ - Знаете ли вы, когда и почему возникли дроби (обыкновенные,_________ десятичные)?____________________________________________________ _-_Где используются дроби в нашей жизни?_________________________ - Каким образом будем искать ответы на эти вопросы?______________ - Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту___ тему?__________________________________________________________
(Провести исследование о возникновении дробей и исследование об___ использовании десятичных дробей в быту и в работе людей разных_____ профессий);_________________________________________________ 2)Знакомство и изучение « Методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ»______________ 2
. Аналитический этап.
______1) Определение методов исследования:________________________ _Класс разбивается на 3 группы: « Историки» , «Валеологи-1» _________ и «Валеологи-2», ,________________________________________________ "Историкам» дается задание: изучить историческое происхождение____ дроби, слова"дробь" и«дробная черта»(источники информации:_ учебник э н ц и к л о п ед и я , И н т е р н е т ) ,_____________________________________ « Валеологам» - проверить наличие дробей в режиме дня и рационе ____ п и т а н и я п я т и к л а с с н и к а ._______________________________________ «Валеологам-1» составить примерный режим дня для ученика_ 5 класса с использованием десятичных дробей, __________ «Валеологам-2» составить примерное_меню для ученика 5 класса с использованием десятичных дробей. _(Методы исследования: опрос родителей и учителей).________________________________________ 2) Определение сроков представления результатов (конечные -2 недели и промежуточные -1 неделя);_____________________________ 3) Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта.
3. Практический этап
1)__ Распределение конкретных заданий между участниками;_____ ___2) Собирается и обрабатывается информация; (источники информации: опро с, интервью, а т акже книги и периодиче ские и з д а н и я , Интернет);__________________________________________________ ____3)_Помощь учителя в сборе и обработке полученной____________ информации:________________________________________________
-Какие документы могут содержать нужную вам информацию?_______ -Где их можно найти?___________________________________________ _ -Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?____________ -Кто и за что будет отвечать?___________________________________ -Где будет проводиться работа? В какие сроки?_______________________ Установите связь (если она есть) между собранными_ данными.________
4. Презентационный этап.

Готовятся выводы и презентации каждой группы.
Участники проекта самостоятельно выбирают (предлагают) форму презентации и готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем и родителями.
В

ходе защиты проекта
учащиеся отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; находить способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Результаты исследования группы

«Историки» (презентация):

Цели исследования
: Изучить историю возникновения дробей (обыкновенных и десятичных).
Результаты исследования:
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры…
Так появились дроби.

Выводы:
1.Дроби возникли из практических нужд человека.
2. Задачи трехвековой давности актуальны и сейчас. Их решение требует немалой смекалки, сообразительности и умения рассуждать. 3. Старинные меры нужно знать не только для развития своего кругозора, но и потому что без прошлого невозможно будущее.
Результаты исследования групп

«Валеологи» (презентация):

Есть ли дроби в нашей жизни?

Цели исследования
: Узнать, где используются десятичные дроби в быту и в работе людей разных профессий. Составить примерный режим дня для ученика 5-го класса с использованием десятичных дробей. Составить примерное меню для ученика 5-го класса с использованием десятичных дробей. Был проведен опрос среди родителей пятиклассников и учителей для выявления, где используются десятичные дроби в быту и в работе людей разных профессий. После чего были проанализированы полученные результаты. Ответы родителей: ● Десятичные дроби нужны швее для измерения длины изделия. ● Тем, кто работает оператором теплосетей, нужны десятичные дроби для повышения и понижения температуры. ● Сварщикам десятичные дроби нужны для измерения длины сваренной трубы и ширины сварочного шва. ● Провизоры используют десятичные дроби при приготовлении лекарств. ● Повара применяют десятичные дроби для составления меню. ● Парикмахер применяет десятичные дроби для приготовления раствора для окраски волос и для завивки. ● В кулинарии при приготовлении блюд по рецептам. ● В магазине при взвешивании товара. ● Экономисты и бухгалтеры используют десятичные дроби для составления отчетов, расчетов.
● Строители используют десятичные дроби для составления сметы.
Исследование группы «Валеологи-1» (презентация):
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков – 1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Посчитайте приближенно до граммов, сколько должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов мальчику 11 лет, масса которого равна 36,9 кг. Требуется: Белков – 66,42г, Жиров – 66,42г, Углеводов – 287,82г. Презентация
Рацион питания (мальчик, 11 лет, вес 36,9 кг).
Первый завтрак: каша (пшенная, овсяная, гречневая), горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко. Второй завтрак: омлет или сырники, горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко. Обед: овощной салат, первое - суп, второе – блюдо из мяса или рыбы и гарнир (каша или картофельное пюре), компот. Полдник: кефир или питьевой йогурт, печенье с добавлением цельных злаков, фрукты. Ужин: блюдо из овощей или творога, кефир или йогурт.
1-й завтрак дома
(7-8 часов) – 20% калорийности суточного рациона;
2-й завтрак в школе
(10-11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;
Обед дома или в школе
(13-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;
Ужин дома
(19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.
Исследование группы «Валеологи-2» (презентация):

Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга. Сон – 9ч., Занятия в школе – 6ч., Прогулка – 1час 30 минут, Подготовка дом. задания – 1 час 40 мин, Отдых – 3 ч., Телевизор – 30 мин.
Примерный режим дня школьника
: ● 7.00 – Подъём ● 7.00-7.30 – Утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели, туалет; ● 7.30-7-50 – Утренний завтрак; ● 7.50-8.20 – Дорога в школу; ● 8.30-14.40 – Занятия в школе; ● 10.00 – Горячий завтрак в школе; ● 13.00-14.00 – Горячий обед в школе; ● 14.40-14.50 – Дорога из школы домой; ● 15.00-15.30 – отдых; ● 15.30-16.30 – Прогулка и игры на свежем воздухе; ● 16.30-16.50 – Полдник; ● 17.00-18.10 – Приготовление домашних заданий; ● 18.10-19.00 – Прогулка на свежем воздухе; ● 19.00-19.20 – Ужин; ● 19.20-20.30 – Свободные занятия;
● 20.30-21.00 – Приготовление ко сну; ● 21.00-7.00 – Сон.
Общие выводы:
1.Каждодневное меню должно состоять из нужных и полезных продуктов, доли которых определяются диетой. 2. Постоянное употребление продуктов быстрого приготовления приводит к тяжелым заболеваниям. 3. Режим питания должен быть постоянным, чтобы организм успевал перерабатывать пищу, не голодал и не перенасыщался. 4. Режим дня строится на основе биоритмов человека и нужен для того, чтобы не уставать и быть всегда в тонусе. 5. Продолжительность суток состоит из множества частей: сон, питание, учеба, различные занятия. 6. Десятичные дроби постоянно встречаются в жизни человека.
5. Оценка процесса и результатов работы.

Цель
данного этапа работы над проектом: оценка процесса и результатов проектной деятельности.
Задачи
: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности._______________________
Учитель
:_1)_Организовывает рефлексию учащихся, работая над______ формированием компетентности решения проблем,_______________ 2 ) Оценивает вклад каждого учащегося, креативность, качество________ использования источников, неиспользованные возможности, _________ 3)Определяет возможность продолжения работы по выбранному_______ направлению и качество отчета.________________________________ 4)Наблюдает, направляет процесс коллективного обсуждения,_________ _самоанализа.__________________________________________________

Учащиеся
Дают взаимооценку работы над проектом и ее_____________ результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа.____
Родители
_ Консультируют детей при оформлении отчета. ____________ Приложение 2 (см. презентацию)


В раздел образования