Автор: Бояринова Ирина Ивановна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ "Куриловская гимназия" Населённый пункт: г. Серпухов-15 Наименование материала: методическая разработка Тема: Есть ли будущее у российской семьи? Раздел: полное образование
МОУ «Куриловская гимназия»
Серпуховский район
Московская область
Обществознание 11 класс
Учитель истории и обществознания: Бояринова Ирина Ивановна
Тема: «Есть ли будущее у российской семьи?»
Цели:
-познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное
назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и
определить основные направления государственной политики поддержки семьи;
- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии;
- формировать позитивные представления о семейных ценностях; побуждать молодых
людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств,
необходимых для семейной жизни.
Подготовительная работа:
- карточки с заданиями для трёх групп (работа с понятиями)
Тип урока: урок- исследование
Первая группа
Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?
1.
Семья- это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.
2.
Семья- это малая социальная группа основанная на любви, брачном союзе и
родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведения хозяйства,
правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Вторая группа
-
Что такое брак? Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные
обязательства?
Третья группа
«Супруги» -значит «вместе спряжённые» т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой
жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной
жизни? А при каких обстоятельствах будет «буксовать»?
Ход занятия
Уважаемые гости, родители, дорогие ребята, здравствуйте. На нашем занятии
присутствуют наши родители, выпускники гимназии и обучающиеся 11 класса.
Начинаем наше занятие.
СЛАЙД- 1
Звучит песня «У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…»
Наверное всем знакомы слова этой песни. Она стала символом 80-ых годов. Многие
обязаны этой песне появлением на свет.
- Как вы считаете, слова песни актуальны в наши дни?
- В чём их актуальность?
СЛАЙД- 2
Тема нашего занятия: Есть ли будущее у российской семьи?
Говоря о семье мы употребляем такие слова: «Семья», «брак», «супружество».
Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы.
(работа по карточкам – 5 минут)
Слушаем представителей групп.
Первая группа.
Слайд- 3
- Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?
- Что значит- семья как социальный институт?
- Какие виды семей вы знаете?
Сегодня мы остановимся на традиционной и современной демократической семье .
Накануне нашего занятия, вам дано было задание провести небольшое
исследование этих двух видов семьи и дать сравнительный анализ.
СЛАЙД- 4
УЧЕНИК.
Современная семья-родители, 1-2 детей
Бабушки и дедушки живут отдельно
Много бездетных семей
Неполные семьи
-Какой была традиционная семья по составу? (10-15 человек, все жили под одной
крышей)
Ученик.
СЛАЙД- 5 Современная семья.
1 место- не совместное ведение хозяйства
2 место- рождение и воспитание детей
30% детей рождается вне брака
3 место- хозяйственно-потребительская
- Ребята, при создании своей будущей семьи на первое место по значимости вы
какую цель поставите? Вопрос к родителям.
-Какую цель преследовала традиционная семья? (продолжение рода, обеспеченная
старость, надёжный тыл, рабочие руки, сознание того, что живёшь по-христиански)
СЛАЙД-6
Ученик.
Работают оба родителя (трудолюбие)
Принцип равноправия
Обязанности по дому распределяются по совести
Главой семьи может быть отец, мать, тёща, свекровь
Права человека
- Кто был главой в традиционной семье?
-Традиционная семья строилась на жёстком подчинении, на диктатуре главы семьи.
Чем была вызвана такая жёсткость? (необходимостью в короткие сроки выполнить
большой объём работы)
-Как относились к холостому? (презрение, с сожалением, не считали настоящим
крестьянином)
- Почему холостому человеку община не выделяла землю под хозяйство. Можно ли
это считать жестокостью? Или это была разумная мера? ( это разумная мера, один
человек не в состоянии нести крест. Хозяйство, земля, осталась бы необработанной)
- Каким традиционным ценностям современные супруги могли бы поучиться у
наших предков?
(ценность брака, семьи, хождение в церковь, передача опыта, соблюдение обычаев и
традиций, терпение, уважение, взаимопомощь)
СЛАЙД- 7
Вторая группа
- Что такое брак?
- Кого или что берут в браке?
- Каким он был раньше?
- Во многих странах легализованы однополые браки. Сторонники таких браков
утверждают, что институт брака эволюционировал вместе с обществом, поэтому
запрет на однополые браки- попытка остановить развитие цивилизации.
Противники уверены, что официальное признание однополых семей приведёт к
концу традиционного брака
- Как вы смотрите на эту проблему?- Можно такой брак назвать семьёй?
- Однополым партнёрам предоставляются те же права, что и обычным семьям,
кроме усыновления детей
- Почему?
-Какие существуют проблемы с институтом брака и семьи в современной России?
(рождение детей вне брака, неполные семьи, гражданские браки…)
Итоги большого социологического опроса «Женщины новой России» показал, что
молодые люди 17-25 лет предпочитают иметь партнёра, более старшая возрастная
группа от 21 до 40 лет говорят о гражданском браке как о норме семейной жизни.
Более 18% молодых женщин утверждают, что им официальный брак вообще не
нужен. Главное чтобы рядом был спутник жизни. Ещё 13% молодых дам убеждены,
что они сами в состоянии добиться всего, что для неё важно.
- Может действительно институт семьи устарел и вполне можно обойтись без него.
Как думаете?
- В последнее время всё более популярными становятся гражданские браки
- Когда то гражданским браком называли брак зарегистрированный в
государственном учреждении- в противовес церковному.
- А сейчас, что называют гражданским браком?
- Кто чаще всего вступает в гражданский брак? (студенты, молодёжь, те, кто
временно устраивает свою жизнь- командировки, кто опасается развода)
- Гражданский брак- хорошо или плохо. Предлагаю высказать аргументы «за» и
«против»
-Наверное всем будет интересно узнать мнение жителей нашего военного городка
по этой проблеме. Люди разных возрастов, занимающих разное социальное
положение»
- ИНТЕРВЬЮ
СЛАЙД- 8
Третья группа
«Супруги»- значит «вместе спряжённые» т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой
жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» придёт к счастливой семейной
жизни? А при каких обстоятельствах будет буксовать?
Феликс Адлер писал «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого
зависят безопасность всего человечества». Как понимать?
- Наше занятие подходит к концу, какой ответ вы бы дали на наш главный вопрос:
ЕСТЬ ли будущее у российской семьи? Какие меры нужно предпринимать?
Звучит песня «Погода в доме»