Напоминание

Есть ли будущее у российской семьи?


Автор: Бояринова Ирина Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Куриловская гимназия"
Населённый пункт: г. Серпухов-15
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Есть ли будущее у российской семьи?
Раздел: полное образование





Назад




МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховский район Московская область Обществознание 11 класс Учитель истории и обществознания: Бояринова Ирина Ивановна Тема: «Есть ли будущее у российской семьи?» Цели: -познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи; - развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; - формировать позитивные представления о семейных ценностях; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни. Подготовительная работа: - карточки с заданиями для трёх групп (работа с понятиями) Тип урока: урок- исследование Первая группа Какое определение семьи вам кажется более точным и почему? 1. Семья- это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге. 2. Семья- это малая социальная группа основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Вторая группа - Что такое брак? Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Третья группа
«Супруги» -значит «вместе спряжённые» т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких обстоятельствах будет «буксовать»? Ход занятия Уважаемые гости, родители, дорогие ребята, здравствуйте. На нашем занятии присутствуют наши родители, выпускники гимназии и обучающиеся 11 класса. Начинаем наше занятие. СЛАЙД- 1 Звучит песня «У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…» Наверное всем знакомы слова этой песни. Она стала символом 80-ых годов. Многие обязаны этой песне появлением на свет. - Как вы считаете, слова песни актуальны в наши дни? - В чём их актуальность? СЛАЙД- 2 Тема нашего занятия: Есть ли будущее у российской семьи? Говоря о семье мы употребляем такие слова: «Семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы. (работа по карточкам – 5 минут) Слушаем представителей групп. Первая группа. Слайд- 3 - Какое определение семьи вам кажется более точным и почему? - Что значит- семья как социальный институт? - Какие виды семей вы знаете? Сегодня мы остановимся на традиционной и современной демократической семье . Накануне нашего занятия, вам дано было задание провести небольшое исследование этих двух видов семьи и дать сравнительный анализ. СЛАЙД- 4 УЧЕНИК. Современная семья-родители, 1-2 детей Бабушки и дедушки живут отдельно Много бездетных семей Неполные семьи -Какой была традиционная семья по составу? (10-15 человек, все жили под одной крышей) Ученик. СЛАЙД- 5 Современная семья. 1 место- не совместное ведение хозяйства 2 место- рождение и воспитание детей 30% детей рождается вне брака 3 место- хозяйственно-потребительская - Ребята, при создании своей будущей семьи на первое место по значимости вы какую цель поставите? Вопрос к родителям.
-Какую цель преследовала традиционная семья? (продолжение рода, обеспеченная старость, надёжный тыл, рабочие руки, сознание того, что живёшь по-христиански) СЛАЙД-6 Ученик. Работают оба родителя (трудолюбие) Принцип равноправия Обязанности по дому распределяются по совести Главой семьи может быть отец, мать, тёща, свекровь Права человека - Кто был главой в традиционной семье? -Традиционная семья строилась на жёстком подчинении, на диктатуре главы семьи. Чем была вызвана такая жёсткость? (необходимостью в короткие сроки выполнить большой объём работы) -Как относились к холостому? (презрение, с сожалением, не считали настоящим крестьянином) - Почему холостому человеку община не выделяла землю под хозяйство. Можно ли это считать жестокостью? Или это была разумная мера? ( это разумная мера, один человек не в состоянии нести крест. Хозяйство, земля, осталась бы необработанной) - Каким традиционным ценностям современные супруги могли бы поучиться у наших предков? (ценность брака, семьи, хождение в церковь, передача опыта, соблюдение обычаев и традиций, терпение, уважение, взаимопомощь) СЛАЙД- 7 Вторая группа - Что такое брак? - Кого или что берут в браке? - Каким он был раньше? - Во многих странах легализованы однополые браки. Сторонники таких браков утверждают, что институт брака эволюционировал вместе с обществом, поэтому запрет на однополые браки- попытка остановить развитие цивилизации. Противники уверены, что официальное признание однополых семей приведёт к концу традиционного брака - Как вы смотрите на эту проблему?- Можно такой брак назвать семьёй? - Однополым партнёрам предоставляются те же права, что и обычным семьям, кроме усыновления детей - Почему? -Какие существуют проблемы с институтом брака и семьи в современной России? (рождение детей вне брака, неполные семьи, гражданские браки…) Итоги большого социологического опроса «Женщины новой России» показал, что молодые люди 17-25 лет предпочитают иметь партнёра, более старшая возрастная группа от 21 до 40 лет говорят о гражданском браке как о норме семейной жизни. Более 18% молодых женщин утверждают, что им официальный брак вообще не
нужен. Главное чтобы рядом был спутник жизни. Ещё 13% молодых дам убеждены, что они сами в состоянии добиться всего, что для неё важно. - Может действительно институт семьи устарел и вполне можно обойтись без него. Как думаете? - В последнее время всё более популярными становятся гражданские браки - Когда то гражданским браком называли брак зарегистрированный в государственном учреждении- в противовес церковному. - А сейчас, что называют гражданским браком? - Кто чаще всего вступает в гражданский брак? (студенты, молодёжь, те, кто временно устраивает свою жизнь- командировки, кто опасается развода) - Гражданский брак- хорошо или плохо. Предлагаю высказать аргументы «за» и «против» -Наверное всем будет интересно узнать мнение жителей нашего военного городка по этой проблеме. Люди разных возрастов, занимающих разное социальное положение» - ИНТЕРВЬЮ СЛАЙД- 8 Третья группа «Супруги»- значит «вместе спряжённые» т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» придёт к счастливой семейной жизни? А при каких обстоятельствах будет буксовать? Феликс Адлер писал «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависят безопасность всего человечества». Как понимать? - Наше занятие подходит к концу, какой ответ вы бы дали на наш главный вопрос: ЕСТЬ ли будущее у российской семьи? Какие меры нужно предпринимать? Звучит песня «Погода в доме»


В раздел образования