Автор: Рожнова Алла Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 211 Населённый пункт: город Ростов-на Дону,Ростовская область Наименование материала: Проект Тема: "Ох,уж эта сенсорика!" Раздел: дошкольное образование
Название: «Ох, уж эта сенсорика!».
Тема проекта: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
дидактических игр».
Авторы: воспитатель МБДОУ д/с №211 Рожнова Алла Юрьевна.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Вид: инновационный.
Срок реализации: 2016 – 2017гг.
База реализации: МБДОУ д/с №211.
II.
Характеристика проекта.
Проблема: проблема
в
сенсорном
развитии
у
40%
детей
1
младшей
группы раннего возраста.
Актуальность:
1. Нормативная база (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от
23
ноября
2009г.
№655
«Об
утверждении
и
введении
действии
в
действие
федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» п. 33.6 образовательная
область «Познание»).
2. Ранний возраст является сензитивным периодом развития, когда закладываются
основы
интеллекта
и
мышления,
умственной
активности
во
взрослом
состоянии.
Поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.
Эффективным
средством
формирования
сенсорной
культуры
являются
дидактические игры сенсорного содержания (Л.А. Венгер, Т.Ф. Тихомирова…) т.к.
расширяют спектр воспринимаемой информации, делают ее более доступной и в
игровой форме обогащают сенсорный опыт детей.
В последнее время поиск ученных (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко. Н.Е.
Веракса…) идут в направлении создания игр для полноценного развития детского
интеллекта на основе формирования сенсорной культуры.
3. В 1 младшей группе раннего возраста (от 2х до 3х лет) из 22 детей 9 имеют
проблемы в сенсорном развитии.
Цель: Создание оптимальных условий для формирования у детей 2 – 3 лет
сенсорных
способностей
посредством
дидактической
игры
в
условиях
детского сада и игры.
Задачи:
1. Изучить теоретический аспект ученных по проблеме сенсорного развития у
детей раннего возраста.
2. Выявить уровень сенсорного развития детей и провести сравнительный анализ по
итогам реализации проекта.
3. Разработать систему взаимодействия специалистов ДОУ и системы по сенсорному
развитию детей через дидактические игры.
Предполагаемый результат:
1. Знание теоретических основ по проблеме сенсорного развития детей от 2х до 3х
лет,
готовность
применять
полученные
знания
в
практической
инновационной
деятельности.
2. Показатели уровня развития сенсорной культуры будут превышать на 10 – 15%
первоначального уровня.
3. Эффективность разработанной системы по проблеме сенсорного развития детей
раннего возраста с использованием дидактических игр будет доказана повышением
уровня развития детей.
Механизмы
реализации
целей
и
задач
проекта:
Разработка
с
педагогическим
коллективом
и
родителями
деятельной
системы
по
формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством
дидактических игр.
Инновационность: Разработка системы с педагогами и родителями по
формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством
дидактических игр.
III.
Содержание проекта.
1 этап – подготовительный:
№
Содержание деятельности.
Предполагаемый результат.
1.
Изучение
нормативно-правовой
базы
(ФГТ,
СаПиНы).
З н а н и е
п е д а г о г и ч е с к и х
документов.
2.
Изучение
п с и хо л о го - п е д а го г и ч е с ко й
литературы по сенсорному развитию детей.
Создание банка к применению.
3.
Изучение передового педагогического опыта
педагогов
Пилюгиной
Э.Г.,
Венгера
Л.А.,
Подъяковой
Н.Н.,
Сотниковой
В.
По
сенсорному воспитанию детей2 – 3х лет.
Готовность к применению.
4.
Выявление
сенсорного
развития
детей
на
о с н о в е
м е т од и ч е с к и х
р е ко м е н д а ц и й
Стребелевой
Б.Л.
«Ранняя
диагно стика
умственного развития».
Д и а г р а м м а
р е з у л ь т а т о в
диагностики.
5.
Разработка системы взаимодействия педагогов
и семьи по сенсорному развитию детей.
Модель
системы,
картотека
дидактических игр.
2 этап – практический:
№
Содержание деятельности.
Предполагаемый результат.
1.
Разработка
перспективного
плана
по
сенсорному развитию детей.
Внедрение планирования в практику.
2.
Изменение
развивающей
среды
в
соответствии с реальным проектом.
Приобретение игр В.В. Воскобовича,
изменение развивающей среды.
3.
Проектирование
интерактивных
форм
П о в ы ш е н и е
у р о в н я
работы с родителями.
подготовленности
родителей
к
совместным играм с детьми.
4.
Информационный
стенд
«Сенсорное
воспитание детей в младшем дошкольном
возрасте».
Применение родителями изученного
материала.
3 этап – заключительный:
№
Содержание деятельности.
Предполагаемый результат.
1.
Выявление уровня развития детей на
основе
методических
рекомендаций
Стребелевой Б.Л. «Ранняя диагностика
умственного развития».
Динамика развития детей %.
2.
Анализ
созданной
системы
по
взаимодействию педагогов, родителей
и детей в сенсорном развитии.
Эффективность внедренной системы по
проблеме
сенсорного
развития
детей
младшего
возраст а
п о с р е д с т в а м
д и д а к т и ч е с к и х
и г р
д о к а з а н а
повышением уровня развития детей на
12%.
3.
Создание
презентации
по
итогам
реализации инновационного проекта.
Презентация.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в д/с под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005 г.
2. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста). Москва, Линка-Пресс,
2002 г.
3. Детский сад и семья (методика работы с родителями). Е.С. Евдокимова, Е.А.
Кудрявцева, Н.В. Додкина.
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста Е.В. Зворыгина. М., 1985
г.
5. Играют взрослые и дети Т.Н. Доронова. М. Линка-Пресс, 2006 г.
6. Развивающая предметная среда С.Л. Новоселова., М., Центр инновации в
педагогике, 1995 г.