Автор: Гедровец Жанна Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №16" Населённый пункт: город Кунгур Пермский край Наименование материала: конспект урока Тема: Взаимное расположение графиков линейных функций Раздел: среднее образование
Учитель математики МАОУ «Гимназия №16» Ж. Н. Гедровец
Цели : вывести условия пересечения и параллельности графиков двух линейных функций;
закрепить умения построений графиков линейной функций и прямой
пропорциональности; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
воспитание ответственного отношения к труду.
Оборудование : плакат с изображением графиков линейных функций с одинаковыми и с
разными коэффициентами; слайды к уроку; тесты; рабочие тетради.
Структура урока:
Постановка цели (2 мин).
Подготовка к изучению нового материала (8мин).
Ознакомление с новым материалом (15 мин).
Первичное осмысление и применение изученного материала (10мин).
Постановка домашнего задания (2мин).
Подведение итогов урока (3мин).
Ход урока
Постановка цели урока.
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку
(проверка состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверка
отсутствующих).
Отмечается, что закрепление умений построения графиков линейных функций и прямой
пропорциональности продолжается. Сегодня же будет рассматриваться вопрос о том, как
располагаются графики линейных функций, если коэффициенты при x либо одинаковы,
либо различны. Записывается тема урока: “Взаимное расположение графиков линейных
функций”.
Подготовка к изучению нового материала
Предварительная содержательная работа, направленная на подготовку учащихся к
усвоению нового материала, применению имеющихся знаний на уроке, организуется
таким образом, что класс делится на три группы: 1 группа учащихся – 1 ряд. Им
предлагается тест. 2 группа учащихся – 3 ряд. Учащиеся 3–го ряда выполняют
самостоятельную работу. 3 группа – учащиеся 2-го ряда работают вместе с учителем. С
ними организована фронтальная, индивидуальная и дифференцированная работа.
Подготовлены вопросы и индивидуальные задания с учетом способностей учащихся.
Актуализация опорных знаний.
Тест
(для учащихся 1- го ряда)
Дана функция y = 2x – 3. Вычислите значения функции при x = -3 и
x = 1. Запишите сумму получившихся значений:
а) -9; б) -1; в) -10; г) 2.
2. Для функции y = -1,5x – 5. Найдите значение x, при котором y = 1.
а) -1,5; б) -4; в) -2; г) 2,5.
3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x.
а) (3; 2,5); б) (-3; -6,5); в) (
; -1,.5); г) (-
; -2,5).
График функции y = k x+5 проходит через точку М(-7;12). Найдите k.
а) 1; б) -1; в) -6; г)
.
Ответ: (через 8 минут откидная доска открывается, на котором находятся ответы к тесту).
Учащиеся сами оценивают свою работу.
№ задания
1
2
3
4
Ответ
в
б
а
б
Самостоятельная работа
(для учащихся 3-го ряда)
Функция задана формулой y = 5x + 8. Заполните таблицу
x
-2
4,2
y
-22
26
Постройте график функции y = -2x + 3.
С помощью графика определить, чему равно значение y при x = 1,5?
Проходит ли график этой функции через точку А (200; - 37)?
(Учащиеся сдают свои работы учителю).
Вопросы учащимся 2-го ряда.
Фронтальный опрос.
Сформулируйте определение линейной функции.
Что является графиком линейной функции?
Как построить график линейной функции?
Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
Как построить график функции y = kx?
Как расположен в координатной плоскости график функции y = k x при k>0 и при
k<0?
Индивидуальные и дифференцированные задания.
( три ученика выполняют задания на готовых координатных плоскостях).
Уровень.
Построить график функции y =
Уровень Б.
Построить график уравнения х – 2у = 8.
Уровень С.
Построить график функции
y =
Ознакомление с новым материалом.
Прежде формулировать правила взаимного расположения графиков линейных функций
классу предлагаются задания по трем вариантам. Ученикам сообщается, что они будут
строить графики функции y = kx + b, при k? 0.
Построить графики функций и исследовать свойства этих функций.
1 вариант у = 3х – 1, у = 3х + 5, у = 3х.
2 вариант у = -5х + 2, у = -5х – 3, у = -5х.
3 вариант у = 4х – 1, у = -3х + 2, у =
Представители от каждого варианта рассказывают о результатах своих исследований,
отвечая на вопросы.
Графики, каких функций вы строили? Ответ. Графики линейных функций и прямой
пропорциональности.
Что является графиком каждой функции? Ответ. Графиками являются прямые.
Как ведут себя прямые, являющиеся графиками линейных функций с одинаковыми
коэффициентами при х Ответ. Графиками являются параллельные прямые.
Как ведут себя прямые, являющиеся графиками линейных функций с разными
коэффициентами при х? Ответ. Графики этих функций пересекаются.
Обсудив вместе с остальными учащимися полученные результаты, сравнив их и выявив
закономерности взаимного расположения графиков линейных функций, переходим к
выводу.
Вывод: При одинаковых значениях k, графиками линейных функций являются
параллельные прямые, а при различных значениях – графики пересекаются.
Подключаем зрительные анализаторы в процесс восприятия учащимися содержания
введенных правил через их самостоятельное ознакомление с объяснительным текстом п.15
учебника.
Объяснение нового материала завершается обобщением изученного и формулировкой
правила взаимного расположения графиков функций заданных формулой y = kx + b.
Вывод записывается учащимися в тетрадь.
Первичное осмысление и применение изученного.
Устно:
1. Графики, каких из заданных функций параллельны графику функции y = 0,2x – 3:
y = x + 0, 2; y = 0,2х; y = -0,2х +1; y =
x -
; y = 0, 2; y =
x + 3?
Ответ: Параллельными прямыми являются графики следующих функций:
y = 0,2х; y =
x -
;
2. Функции заданы формулами: у = 4,5х – 2, у = 2х + 7, у = 6 - 4,5х, у = -9 + 2х, у = 4,5х +
3,5, у = 2х + 8. Выделите те из них, графики которых:
параллельны графику функции у = 4,5х + 10;
пересекают график функции у = 2х – 8.
Ответы учащихся:
а) у = 4,5х – 2, у = 4,5х + 3,5.
б) у = 4,5х – 2, у = 6 - 4,5х, у = 4,5х + 3,5.
Работа в классе: № 335, 336, 338.
Один ученик решает, а остальные внимательно слушают ответ одноклассника, дополняют,
исправляют при устном ответе. При письменной работе – осуществляют самопроверку и
самооценку выполнения заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом
вопросам.
5. Постановка домашнего задания
На дом задается прочитать текст п.15 учебника, выучить наизусть правило, выделенное в
тексте или записанное в тетради, решить № 337, 339 и для учащихся, интересующихся
математикой №381. Учащиеся предупреждаются, что на следующем уроке с помощью
математического диктанта будет проверяться знание учениками заданных правил, умение
применять правило взаимного расположения графиков линейных функций. Учащимся
предоставляется возможность ознакомиться с содержанием домашнего задания и получить
необходимые пояснения для решения № 381.
6. Подведение итогов урока
Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:
Какую функцию называют линейной?
Что является графиком линейной функции?
От чего зависит взаимное расположение графиков линейных функций?
При каких значениях коэффициента k графики линейных функций пересекаются и
являются параллельными прямыми?
Привести примеры функций, графики которых являются параллельными прямыми.
Привести примеры функций, графики которых пересекаются.