Формирование компетентностного подхода в обучении и воспитании
Автор: Савченко Евгений Васильевич Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ лицей № 64 Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: Статья Тема: Формирование компетентностного подхода в обучении и воспитании Раздел: среднее образование
В последние десятилетия произошли значительные изменения приоритетов школьного об -
разования, характеризующиеся усилением внимания к обеспечению адаптации личности к суще-
ствующим реалиям. В этой связи, активизация научных исследований в области образования, кото-
рая наблюдается во всем мире, обусловлена необходимостью создания моделей обучения, ориенти-
рованных на овладение школьниками функциональной грамотностью как необходимым условием
эффективной жизнедеятельности и предоставляющих возможности для самообучения, саморазви-
тия и самосовершенствования. Одной из таких моделей выступает компетентностное обучение,
суть которого заключается в «акцентировании внимания на результате образования, причем в
качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность дей-
ствовать в различных проблемных ситуациях» . Актуальность переориентации системы школь-
ного образования со знаниевой модели обучения на компетентностную осознается сегодня всеми
субъектами образования. Это инициирует разработку соответствующего содержания образователь-
ного процесса как в целом, так и на уровне отдельных учебных дисциплин, в частности, математи -
ки.
Понятие компетентности включает мотивационные, этические, социальные и поведенческие
составляющие. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориен -
таций, привычки.
Под компетентностью понимается интегральное качество личности, характеризую-
щее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных
ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонно-
стей.
Компетентностный подход в образовании означает, что школьник получает не только так
называемые базовые знания, которые входили в программу и двадцать, и пятьдесят лет назад, но и
общеучебные (или универсальные) умения. Отработанных педагогических технологий в этом
направлении нет. Поэтому те, кому оно интересно, пытаются искать педагогические условия для
осуществления компетентностного подхода в школьном образовании.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у уча-
щихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обу-
чения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к само -
стоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерак -
тивной форме.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обра -
тить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса
является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных
и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают не -
повторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, дела -
ют частью целостного мира.
Одним из способов самопознания является рефлексия, которая предполагает умение сосре -
доточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телес-
ного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вер-
бальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компе-
тенций.
Вербальная форма рефлексии предполагает:
• припоминание определенной ситуации и вычленение в ней отдельных элементов;
• выявление имеющихся или назревающих противоречий;
• формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответов на них;
• нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации;
• выработка обобщенного способа или образца внутренней деятельности.
Эмоционально-образная рефлексия предполагает:
• припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;
• припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации;
• создание целостного эмоционально окрашенного образа ситуации;
• выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуаци -
ях, возникновение которых возможно в будущем.
Современный школьник должен решать компетентностные задачи, которые возникают или
могут возникнуть в повседневной жизни.
На примере математической компетенции можно выделить три стратегии преподавания мате -
матики.
Три стратегии преподавания математики
Первая линия – линия базисных умений, то есть тех, которые развиваются благодаря заняти-
ям математикой. Их можно вырабатывать и занимаясь чем-то другим, но при занятиях математи -
кой они формируются в первую очередь.
Примерный список «базисных» математических умений:
1. Умение логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически от -
носиться к высказываниям.
2. Владение языком математики как средством коммуникации, организации речи и деятельно-
сти.
3. Умение строить математические модели и работать с ними.
Осознавать и осваивать эту линию можно, задавая себе вопросы:
– Зачем в школе нужно изучать математику?
– Что она дает человеку, который не собирается быть в будущем профессионалом в этой обла-
сти, а будет водителем, кондитером и т. д.?
– Каким я вижу своего выпускника?
Вторая линия предполагает взаимосвязь предметных умений с универсальными умениями
школьника.
– Чему я учу детей, когда занимаюсь с ними, например, квадратными уравнениями?
- Для чего они нужны человеку в жизни?
–Чему при этом ученики могут научиться?
Примерно такими вопросами можно побудить себя к размышлениям об условиях перевода
предметных умений в универсальные.
Занимаясь квадратными уравнениями, дети учатся работать по алгоритму, работать с моделя -
ми, с формулами. Это дает учителю возможность выбора, какое именно универсальное умение бу-
дет отрабатываться на том или ином уроке. Кроме того, они не всегда встраиваются в базисные,
пронизывающие всю математику, а чаще в те умения, которые складываются на других предметах
или в свободных пространствах школы: способность анализировать, сравнивать или работать в ко-
манде пригодится не только на истории, биологии, химии, но и при работе в совете школы. Пере -
вод предметного умения в универсальное может происходить просто при переходе в другой каби-
нет, когда умение, полученное на математике, ребенок использует во время урока химии. Причем
многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном пред -
мете, далеко не всегда смогут применить его на другом уроке. Для преодоления этого барьера нуж -
на специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предмет-
ную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.
Например, при решении физических задач с помощью систем уравнений дети испытывали
трудности по нескольким причинам:
– “зашумленность” физической ситуации – сложно построить математическую модель про -
цесса
– непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность при -
менить математический аппарат в новых обозначениях.
Столкнувшись с этой проблемой, можно найти несколько путей ее решения:
– учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим тек-
стом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преоб -
разований;
– можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символи-
ческим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с
геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в
иную модель.
Эффективность работы в этом направлении возрастает при кооперации нескольких учителей
по поводу одного предметного умения или при использовании методов одной науки в другой.
Третья линия предполагает усвоение универсальных умений, напрямую не связанных с
предметностью.
Например, на предметном материале можно развивать деятельностные, рефлексивные и ком-
муникативные умения.
Для решения этой проблемы наиболее эффективны такие формы работы учителя:
1. Согласованная командная работа нескольких учителей. Выбрав одно умение (например,
умение сравнивать), они организуют деятельность, в которой предмет будет лишь материалом для
приобретения детьми этого умения.
2. Ситуационная форма. На занятиях учитель работает гибко, перестраиваясь в зависимости
от обстоятельств на то умение, которое становится актуальным для присутствующей группы детей.
Например, для решения проблем жизненных ситуаций на уроках математики рассматривают-
ся следующие задачи:
1. Решено стены и потолок ванной комнаты покрасить краской. Дверь имеет размеры: ширина
– 0,8 м, высота – 2 м. Стоимость работ приведена в таблице.
Цена в рублях за 1 м
2
(в зависимости от площади)
до 20 м
2
от 21 до 40 м
2
от 41 до 60 м
2
свыше 60 м
2
70
65
60
55
Определить, какова будет стоимость работ (в рублях), ели действует сезонная скидка в 10%?
Данный пример задачи показывает, что знания полученные на уроках математики пригодятся
каждому ученику в дальнейшей жизни, при помощи которых можно решить возникшую перед ним
проблему.
И таких задач можно приводить бесконечное множество.
Каждая компетенция
в обучении и воспитании представляет собой совокупность сложных
умений, которые могут и должны формироваться в рамках изучения всех школьных курсов или
предметов. Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь.