Особенности игровой деятельности ребёнка с РДА
Автор: Шептукаева Елена ВладимировнаДолжность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Тверская школа-интернат № 2"
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: презентация
Тема: Особенности игровой деятельности ребёнка с РДА
Раздел: среднее профессиональное
Назад
Особенности
игровой
деятельности
ребёнка с
РДА
Шептукаева Е. В.
Тверь
Понятие
«Ранний детский аутизм»
Ранний детский
аутизм - одно из
самых загадочных
нарушений развития.
Ранний детский
аутизм (РДА) – это
отклонение в
психическом
развитии ребенка,
главным
проявлением
которого является
нарушение общения
ребенка с
окружающим миром.
В чем проявляется?
Предельное одиночество ребёнка, снижение к установлению эмоционального
контакта, коммуникации и социальному развитию. Трудности контакта
проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм
нарушает развитие отношений со сверстниками.
Стереотипность
в
поведении,
связанная
с
напряжённым
стремлением
сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим
изменениям в обстановке, порядке жизни; поглощённость однообразными
действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками,
прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним
и тем же предметам, манипуляциям с ними: трясению, постукиванию; захва-
ченность
с тереотипными интересами, одной и той же игрой, темой в
рисовании, разговоре.
Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — её
коммуникативной функции. В 1/3 случаев это проявляется как мутизм. Когда
же устойчивые речевые формы развиваются, они всё равно не используются
для коммуникации: ребёнок может увлечённо декламировать одни и те же
стихи, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходи-
ма. Характерны эхолалии, длительное отставание в способности правильно
использовать личные местоимения (может себя называть «ты», «он», по
имени. Ребёнок практически не использует мимику и жесты. Кроме того,
обращают на себя внимание необычный темп, ритм, интонация речи.
Раннее проявление указанных расстройств, по крайней мере до 2,5 года. При
этом, по мнению специалистов, речь идёт не о регрессе, а скорее об особом
раннем нарушении психического развития ребёнка.
Виды игровой деятельности
аутичного ребёнка
*
Предметная игра — основной вид игры
аутичных
детей.
Главный
мотив
их
м а н и - п у л я ц и й
с
и г р у ш к а м и
-
привлекательные сенсорные свойства. У
аутичного ребёнка предмет отделён от
той
функции,
для
которой
предмет
создан.
Ребёнок
не
диф-ференцирует
п р е д м е т ы
и
м а т е р и а л ы
п о
возможностям их использования, дейст-
вует с ними, не учитывая их свойства.
Ин-терес к социальному миру самостоя-
тельно не проявляется и не становится
важнм
мотивом
в
жизни
аутичного
ре-
бёнка.
Он
не
интересуется
игрушками
для
сюжетно-ролевых
игр.
Предметная
игра не переходит в процессуальную и
сюжетную.
- пробует на вкус зубную
пасту и стиральный по-
рошок, жидкие лекарства и
средство для мытья
посуды;
- начинает жевать пласти-
линовую ягодку;
- подбрасывает в воздух
молоток, а гвоздики не
забивает;
- перелистывает страницы
книги, не пытаясь читать;
- катает кольца от пирами-
ды, но не собирает её и т.п.
* Стереотипная игра. В таких играх ребёнок мо-
жет часами манипулировать предметами, совершая
странные действия. Главные особенности стерео-
типной игры:
- цель и логика часто непонятны для окружающих;
- в игре единственный участник - сам ребёнок;
- повторяемость — ребёнок раз за разом совершает
один и тот же набор действий;
- неизменность — раз установившись, игра остаётся
одинаковой на протяжении очень длительного
времени;
- длительность — ребёнок может играть в такую
игру годами.
Положительные стороны стереотипной игры:
1. Для ребёнка это комфортная ситуация, внутри
которой он спокоен;
2. Если у ребёнка возникла аффективная вспышка, с
помощью включения стереотипа игры, можно вер-
нуть ребёнка в спокойное состояние.
Стереотипная игра в начале коррекционной рабо-
ты — основа для установления контакта с ребёнком.
* постукивание и
игра пальцами;
* вращение коль-
цеобразных пред-
метов на кончиках
пальцев;
* прыжки, хлопанье
в ладоши;
* закрашивание
листа бумаги, раз-
рывание его на по-
лоски, выкладыва-
ние вокруг себя
границы и т. п.
Взаимодействие:
подать нужную де-
таль, повторить
за ребёнком слова;
постепенно в игру
вводить сюжет,
переходить к
сенсорным играм.
* Цель сенсорных игр - дать ребенку новые
чувственные ощущения. Ощущения могут быть
самыми разнообразными:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их
перетекание друг в друга, смешивание):
- слуховые (ребенок слышит разнообразные
звуки, от шуршанья опавших листьев до зву-
чания музыкальных инструментов, учится их
различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает по-
средством прикосновений, ощупывания: от мяг-
кого махрового полотенца до прохладной глад-
кой поверхности стекла; различные по величине
и форме предметы - большой мяч и крохотные
бусинки, различные шарики и кубики; и сопри-
косновения, объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движений тела в
пространстве и ритма движений - ходьба, бег);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится раз-
личать разнообразные запахи окружающего мира
- от аромата котлетки и маминых духов до
запаха деревянного забора);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать
на вкус разные продукты питания и блюда).
*
игры с красками
(«Цветная вода»);
* игры с водой («Отк-
рывай, закрывай»);
* игры с мыльными пузы-
рями («Замок из пены»);
* игры со льдом («Тает
льдинка»);
* игры с крупами («Прячем
руки»);
* игры с пластилином,
тестом, глиной («При-
готовление еды»);
* игры со звуками («Звуки
природы»);
* игры с ритмами («Ла-
доши»);
* игры с движениями и
тактильными ощуще-
ниями («Догоню»);
* игры со свечой;
* игры со светом, тенями
(«Театр теней»).
* Сюжетно-ролевая игра — высшая форма
развития игры ребёнка. Именно в процессе
таких игр маленький ребёнок может брать
на себя разные роли и проживать разнооб-
разные ситуации из социальной жизни. В
игровом проживании сюжетов из жизни лю-
дей ребёнок учится договариваться, учи-
тывать желания других, отстаивая в то же
время свои интересы, быть гибким во
взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжет-
но-ролевой игре ребёнок приобретает очень
важный и разнообразный социальный опыт.
Развитие сюжетно-ролевой игры, требую-
щей принятия на себя определённой роли и
действия в соответствии с ней, затрудне-
но, а часто невозможно без специальной кор-
рекционной работы.
На начальном этапе спецобучения с ребён-
ком играет взрослый. И лишь после долгой
работы можно подключать к играм других
детей. На начальном этапе оптимально об-
щение не со сверстниками, а с младшими или
старшими по возрасту детьми. А взрослый
должен внимательно следить за ходом игры
и при затруднениях помочь ребёнку.
Организация быта аутичного ребёнка
* Детская комната должна быть оборудована с учётом того, что ребёнок
будет здесь бегать, прыгать. Кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д.
*
В
комнате
не
должно
быть
опасных
предметов
(тяжёлых,
острых,
бьющихся и др.). Все опасные предметы должны запираться.
*
В
комнате
ребёнка
должен
быть
установлен
и
поддерживаться
определённый порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь своё
фиксированное место.
*
Ближайшее
социальное
окружение
—
это
территории,
где
ребёнок
знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.
*
Поддержание
режима
дня
имеет
первостепенное
значение
—
это
необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате)
должен иметь определённую последовательность и повторяемость.
* Взрослые должны эмоционально комментировать всё, что происходит с
ребёнком в течении дня. Это поможет ребёнку осмыслить происходящее,
понять, почему всё происходит так, а не иначе; чувствовать себя более
комфортно в рамках повседневной жизни.
* Надо стараться, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых
действий приносило удовольствие.
* Ребёнок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения себя
обслуживать
потребуют от близких специальной работы, терпения и
такта.
*
Аутичных
детей
нужно
специально
учить
просить
о
помощи.
Для
аутичного
ребёнка
освоение
бытовых
ритуалов
сложно.
Организация
чёткого
распорядка
дня
помогает
в
усвоении
бытовых
навыков:
со
временем
ребёнок
начинает
осознавать,
что
пока
не
оденется,
на
прогулку не пойдёт и т.д.
* Обычно стереотип, сформированный у аутичного ребёнка, жёстко связан с
конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребёнка возможности
использовать навык в других обстоятельствах.
Заключение
Система помощи аутичным детям только начинает развиваться.
Люди, постоянно общающиеся с аутичными детьми, а также специа-
листы,
работающие
с
ними,
видят
беспомощность,
зависимость
от
близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведе-
ния. Даже если аутичный ребёнок действительно одарён в музыке или
математике,
это
не
поможет
ему
научиться
жить
самостоятельно,
реализовывать себя, быть счастливым. В случае глубокого аутизма он
навсегда останется зависимым от других
и сможет жить лишь в специально создан-
ных условиях.
В развитых странах Запада также есть
разные подходы и адаптации людей с
аутизмом. Часто подход зарубежных спе-
циалистов основывается на признании
несомненной уникальности для мира лю-
бого человека. Поэтому предлагается не
исправление « недостатков », а создание
для особых людей условий, в которых
они могут жить и оставаться сами собой.
В США создано учреждение, материальные
ресурсы которого огромны.
В условиях российской реальности организовать
подобное заведение невозможно. Российские
учёные предлагают направить усилия на коррек-
цию поведения аутичного ребёнка, его обучение
и социализацию. Другими словами, прилагаются
все усилия для того, чтобы путём специального
обучения и воспитания по возможности скоррек-
тировать нарушенное развитие ребёнка, а основ-
ная цель такой коррекции -
дать ребёнку возможность
выйти в большой мир людей.
Иногда этого удаётся достичь.
Методы обучения и воспита-
ния аутичных детей ещё ждут
своей разработки.
Пожелание
Тем, кто хочет помочь
аутичным детям хочется
пожелать терпения в
понимании тех, кто так не
похож на нас.
Ведь в нашу с вами жизнь
« эти дети приходят
проверить нас с вами на
человечность »
(Р. Шнайдер – педагог
и философ).
В раздел образования