Напоминание

Особенности игровой деятельности ребёнка с РДА


Автор: Шептукаева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Тверская школа-интернат № 2"
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: презентация
Тема: Особенности игровой деятельности ребёнка с РДА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности игровой деятельности ребёнка с РДА
Шептукаева Е. В.

Тверь


Понятие

«Ранний детский аутизм»

Ранний детский

аутизм - одно из

самых загадочных

нарушений развития.

Ранний детский

аутизм (РДА) – это

отклонение в

психическом

развитии ребенка,

главным

проявлением

которого является

нарушение общения

ребенка с

окружающим миром.


В чем проявляется?

Предельное одиночество ребёнка, снижение к установлению эмоционального

контакта, коммуникации и социальному развитию. Трудности контакта

проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм

нарушает развитие отношений со сверстниками.

Стереотипность

в

поведении,

связанная

с

напряжённым

стремлением

сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим

изменениям в обстановке, порядке жизни; поглощённость однообразными

действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками,

прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним

и тем же предметам, манипуляциям с ними: трясению, постукиванию; захва-

ченность

с тереотипными интересами, одной и той же игрой, темой в

рисовании, разговоре.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — её

коммуникативной функции. В 1/3 случаев это проявляется как мутизм. Когда

же устойчивые речевые формы развиваются, они всё равно не используются

для коммуникации: ребёнок может увлечённо декламировать одни и те же

стихи, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходи-

ма. Характерны эхолалии, длительное отставание в способности правильно

использовать личные местоимения (может себя называть «ты», «он», по

имени. Ребёнок практически не использует мимику и жесты. Кроме того,

обращают на себя внимание необычный темп, ритм, интонация речи.

Раннее проявление указанных расстройств, по крайней мере до 2,5 года. При

этом, по мнению специалистов, речь идёт не о регрессе, а скорее об особом

раннем нарушении психического развития ребёнка.


Виды игровой деятельности

аутичного ребёнка

*

Предметная игра — основной вид игры

аутичных

детей.

Главный

мотив

их

м а н и - п у л я ц и й

с

и г р у ш к а м и

-

привлекательные сенсорные свойства. У

аутичного ребёнка предмет отделён от

той

функции,

для

которой

предмет

создан.

Ребёнок

не

диф-ференцирует

п р е д м е т ы

и

м а т е р и а л ы

п о

возможностям их использования, дейст-

вует с ними, не учитывая их свойства.

Ин-терес к социальному миру самостоя-

тельно не проявляется и не становится

важнм

мотивом

в

жизни

аутичного

ре-

бёнка.

Он

не

интересуется

игрушками

для

сюжетно-ролевых

игр.

Предметная

игра не переходит в процессуальную и

сюжетную.

- пробует на вкус зубную

пасту и стиральный по-

рошок, жидкие лекарства и

средство для мытья

посуды;

- начинает жевать пласти-

линовую ягодку;

- подбрасывает в воздух

молоток, а гвоздики не

забивает;

- перелистывает страницы

книги, не пытаясь читать;

- катает кольца от пирами-

ды, но не собирает её и т.п.


* Стереотипная игра. В таких играх ребёнок мо-

жет часами манипулировать предметами, совершая

странные действия. Главные особенности стерео-

типной игры:

- цель и логика часто непонятны для окружающих;

- в игре единственный участник - сам ребёнок;

- повторяемость — ребёнок раз за разом совершает

один и тот же набор действий;

- неизменность — раз установившись, игра остаётся

одинаковой на протяжении очень длительного

времени;

- длительность — ребёнок может играть в такую

игру годами.

Положительные стороны стереотипной игры:

1. Для ребёнка это комфортная ситуация, внутри

которой он спокоен;

2. Если у ребёнка возникла аффективная вспышка, с

помощью включения стереотипа игры, можно вер-

нуть ребёнка в спокойное состояние.

Стереотипная игра в начале коррекционной рабо-

ты — основа для установления контакта с ребёнком.

* постукивание и

игра пальцами;

* вращение коль-

цеобразных пред-

метов на кончиках

пальцев;

* прыжки, хлопанье

в ладоши;

* закрашивание

листа бумаги, раз-

рывание его на по-

лоски, выкладыва-

ние вокруг себя

границы и т. п.

Взаимодействие:

подать нужную де-

таль, повторить

за ребёнком слова;

постепенно в игру

вводить сюжет,

переходить к

сенсорным играм.


* Цель сенсорных игр - дать ребенку новые

чувственные ощущения. Ощущения могут быть

самыми разнообразными:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их

перетекание друг в друга, смешивание):

- слуховые (ребенок слышит разнообразные

звуки, от шуршанья опавших листьев до зву-

чания музыкальных инструментов, учится их

различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает по-

средством прикосновений, ощупывания: от мяг-

кого махрового полотенца до прохладной глад-

кой поверхности стекла; различные по величине

и форме предметы - большой мяч и крохотные

бусинки, различные шарики и кубики; и сопри-

косновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в

пространстве и ритма движений - ходьба, бег);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится раз-

личать разнообразные запахи окружающего мира

- от аромата котлетки и маминых духов до

запаха деревянного забора);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать

на вкус разные продукты питания и блюда).

*

игры с красками

(«Цветная вода»);

* игры с водой («Отк-

рывай, закрывай»);

* игры с мыльными пузы-

рями («Замок из пены»);

* игры со льдом («Тает

льдинка»);

* игры с крупами («Прячем

руки»);

* игры с пластилином,

тестом, глиной («При-

готовление еды»);

* игры со звуками («Звуки

природы»);

* игры с ритмами («Ла-

доши»);

* игры с движениями и

тактильными ощуще-

ниями («Догоню»);

* игры со свечой;

* игры со светом, тенями

(«Театр теней»).


* Сюжетно-ролевая игра — высшая форма

развития игры ребёнка. Именно в процессе

таких игр маленький ребёнок может брать

на себя разные роли и проживать разнооб-

разные ситуации из социальной жизни. В

игровом проживании сюжетов из жизни лю-

дей ребёнок учится договариваться, учи-

тывать желания других, отстаивая в то же

время свои интересы, быть гибким во

взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжет-

но-ролевой игре ребёнок приобретает очень

важный и разнообразный социальный опыт.

Развитие сюжетно-ролевой игры, требую-

щей принятия на себя определённой роли и

действия в соответствии с ней, затрудне-

но, а часто невозможно без специальной кор-

рекционной работы.

На начальном этапе спецобучения с ребён-

ком играет взрослый. И лишь после долгой

работы можно подключать к играм других

детей. На начальном этапе оптимально об-

щение не со сверстниками, а с младшими или

старшими по возрасту детьми. А взрослый

должен внимательно следить за ходом игры

и при затруднениях помочь ребёнку.


Организация быта аутичного ребёнка

* Детская комната должна быть оборудована с учётом того, что ребёнок

будет здесь бегать, прыгать. Кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д.

*

В

комнате

не

должно

быть

опасных

предметов

(тяжёлых,

острых,

бьющихся и др.). Все опасные предметы должны запираться.

*

В

комнате

ребёнка

должен

быть

установлен

и

поддерживаться

определённый порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь своё

фиксированное место.

*

Ближайшее

социальное

окружение



это

территории,

где

ребёнок

знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.

*

Поддержание

режима

дня

имеет

первостепенное

значение



это

необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате)

должен иметь определённую последовательность и повторяемость.

* Взрослые должны эмоционально комментировать всё, что происходит с

ребёнком в течении дня. Это поможет ребёнку осмыслить происходящее,

понять, почему всё происходит так, а не иначе; чувствовать себя более

комфортно в рамках повседневной жизни.

* Надо стараться, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых

действий приносило удовольствие.

* Ребёнок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения себя

обслуживать

потребуют от близких специальной работы, терпения и

такта.

*

Аутичных

детей

нужно

специально

учить

просить

о

помощи.

Для

аутичного

ребёнка

освоение

бытовых

ритуалов

сложно.

Организация

чёткого

распорядка

дня

помогает

в

усвоении

бытовых

навыков:

со

временем

ребёнок

начинает

осознавать,

что

пока

не

оденется,

на

прогулку не пойдёт и т.д.

* Обычно стереотип, сформированный у аутичного ребёнка, жёстко связан с

конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребёнка возможности

использовать навык в других обстоятельствах.


Заключение

Система помощи аутичным детям только начинает развиваться.

Люди, постоянно общающиеся с аутичными детьми, а также специа-

листы,

работающие

с

ними,

видят

беспомощность,

зависимость

от

близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведе-

ния. Даже если аутичный ребёнок действительно одарён в музыке или

математике,

это

не

поможет

ему

научиться

жить

самостоятельно,

реализовывать себя, быть счастливым. В случае глубокого аутизма он

навсегда останется зависимым от других

и сможет жить лишь в специально создан-

ных условиях.

В развитых странах Запада также есть

разные подходы и адаптации людей с

аутизмом. Часто подход зарубежных спе-

циалистов основывается на признании

несомненной уникальности для мира лю-

бого человека. Поэтому предлагается не

исправление « недостатков », а создание

для особых людей условий, в которых

они могут жить и оставаться сами собой.

В США создано учреждение, материальные

ресурсы которого огромны.


В условиях российской реальности организовать

подобное заведение невозможно. Российские

учёные предлагают направить усилия на коррек-

цию поведения аутичного ребёнка, его обучение

и социализацию. Другими словами, прилагаются

все усилия для того, чтобы путём специального

обучения и воспитания по возможности скоррек-

тировать нарушенное развитие ребёнка, а основ-

ная цель такой коррекции -

дать ребёнку возможность

выйти в большой мир людей.

Иногда этого удаётся достичь.

Методы обучения и воспита-

ния аутичных детей ещё ждут

своей разработки.


Пожелание



Тем, кто хочет помочь

аутичным детям хочется

пожелать терпения в

понимании тех, кто так не

похож на нас.

Ведь в нашу с вами жизнь

« эти дети приходят

проверить нас с вами на

человечность »

(Р. Шнайдер – педагог

и философ).


В раздел образования