Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Автор: Кротова Любовь Анатольевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 68" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Роль классного руководителя в повышении качества обучения. Раздел: среднее образование
Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
В настоящее время эффективность работы классного
руководителя определяется тем, в какой мере учебно-
воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих
способностей каждого ребёнка, формирует личность и готовит её к
познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В то же время в условиях модернизации образования на
первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества
обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки
эффективности деятельности образовательного учреждения и
формами итоговой аттестации.
Категория «уровень воспитанности» категория абстрактная, а
категория «уровень обученности» конкретна. Как мы воспитали
ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже
через месяц.
Поэтому одним из основных направлений деятельности
классного руководителя является помощь своим воспитанникам в
учебной деятельности.
Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного
отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной
ступени обучения на другую. И результаты адаптационного периода
школьника во многом зависят от системы работы классного
руководителя в этом направлении.
Классному руководителю необходимо направить свою
деятельность на решение следующих задач:
Сплочение классного коллектива через разнообразные формы
внеурочной деятельности.
Привлечение родителей к совместной деятельности по
обучению и воспитанию ребёнка.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Формирование у обучающихся осознанного позитивного
отношения к учёбе и успеваемости.
Формирование положительной учебной мотивации через
внеурочную деятельность и участие обучающихся в различных
образовательных событиях.
Для успешного решения данных задач, необходимы три
составляющих:
Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы
прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов.
Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и
они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения
этих результатов.
Классный руководитель, который достаточно знает
способности и склонности своих детей не только по внеклассной
работе, но и по учебной деятельности.
Формы работы, направленные на решение данных педагогических
задач:
1.
Развитие навыков самостоятельной деятельности
обучающихся.
(очень важно проводить целенаправленную работу по научению
ребят выполнять домашние задания.
В течение I полугодия провести серию классных часов
«Учись учиться», которые будут посвящены режиму дня и режиму
выполнения домашних работ. В помощь обучающимся составлены
памятки «Как выполнять домашнее задание». С этими памятками
ознакомить и родители на родительском собрании, специально
посвящённом вопросам самостоятельной учебной работы
учащихся.
Составить листы наблюдений за выполнением домашней работы,
обращение к родителям.
Довольно успешно в классном коллективе решается задача
формирования положительной учебной мотивации через
внеурочную деятельность, привлечение обучающихся к участию в
различных олимпиадах, конкурсах, НПК. Успех во внеурочной
деятельности, конечно же, существенно влияет на учебную
мотивацию.
II. Формирование познавательного интереса
формировать мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития и стимулирования познавательных
интересов с помощью разнообразных форм и методов
индивидуальной работы;
координировать выбор форм и методов индивидуальной и
групповой внеклассной деятельности, организовывать участие
класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и
каникулярное время;
привлекать школьников к работе в творческих объединениях
по интересам, действующих в школе и в учреждениях
дополнительного образования;
координировать усилия по образованию и самообразованию
ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их
материально-бытовых условиях, требования родителей, их
видение перспектив развития ребенка.
Затем должно следовать целенаправленное воздействие на
интересы обучающихся их укрепление, развитие и углубление.
Особым направлением работы по формированию познавательных
интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь
также ставятся две взаимосвязанные задачи:
1.
Пополнение данных об интересах детей.
2.
Создание в семье условий для активного формирования этих
интересов.
Для изучения интересов подростков в семье родителям
рекомендуется:
провести недельный хронометраж использования свободного
от учебной работы времени;
проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые
книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);
Для развития познавательных интересов с помощью семьи
рекомендуется:
беседовать по интересующим учащихся вопросам;
побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их
области;
проводить познавательные игры;
рекомендовать книги с целью углубления познаний
школьников в интересующей их области;
беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе,
освещенных в газетах, журналах);
побуждать подростков к творческой работе в семье,
интересоваться их успехами в избранной области.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление
искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку.
Необходимо направить педагогический коллектив на поиски
разнообразных путей и приемов поддержания познавательного
интереса учащихся в их деятельности.
3.
Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную
деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать
для этого классный руководитель, кроме привычного
просматривания классного журнала, работы с дневником. Ру, бесед
с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины
учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с
учениками и их родителями?
Классный руководитель должен стремиться добиться того, чтобы
ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая
необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с
целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою
успешность, понимания необходимости личностного роста.
Классный руководитель должен знать результаты исследований о
том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость
школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и
требующих особого подхода, можно отнести: толерантность и
эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного
предмета и квалификацию учителя-предметника. Также
целесообразно выяснить самооценку успешности каждого
учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество
взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
дети не чувствуют свою значимость;
с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны
учителя не считаются;
детей не устраивают отношения с учителем и/или с
одноклассниками.
Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя)
напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом
зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика:
учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный
руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-
предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и
посещений уроков в своем классе.
Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и
интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет
среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе,
к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в
себя можно поддерживать, используя популярную сегодня
рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно
наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
графики;
диаграммы;
таблицы;
цветовые табло;
знаки поощрения для победителей рейтинга.
Классный руководитель может применять следующую методику:
считается средний балл полученных учеником за неделю оценок
(кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо
от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть
различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями,
например: только основные предметы или наиболее сложные
предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету
можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по
различным номинациям, но только позитивным, например:
“открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”,
“великая сила воли” и т. д. Количество их не должно быть большим,
например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом,
в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и
математического циклов.
Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в
постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую
методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по
всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки
за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы
наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому
предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном
часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о
результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и
достаточно эффективна.
При правильной организации работы с классом достигаются
следующие результаты:
активность учащихся;
“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в
помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же
проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении работы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу других
И в заключение:
Классный руководитель не может быть репетитором по всем
предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам
начал стремиться повысить успеваемость, осознавая
необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на
ребенка с целью повышения его самооценки, формирования
его веры в свою успешность, понимания необходимости
личностного роста. Хорошая учеба – это не только высокие
оценки, это и ощущение учеником своей успешности,
значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач
нет;