Напоминание

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.


Автор: Кротова Любовь Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 68"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Раздел: среднее образование





Назад





Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно- воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует личность и готовит её к познавательной и общественно-трудовой деятельности. В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации. Категория «уровень воспитанности» категория абстрактная, а категория «уровень обученности» конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц. Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую. И результаты адаптационного периода школьника во многом зависят от системы работы классного руководителя в этом направлении. Классному руководителю необходимо направить свою деятельность на решение следующих задач:  Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности.  Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка.  Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.  Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости.  Формирование положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся в различных образовательных событиях.
Для успешного решения данных задач, необходимы три составляющих:  Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов.  Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих результатов.  Классный руководитель, который достаточно знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности. Формы работы, направленные на решение данных педагогических задач:
1.

Развитие навыков самостоятельной деятельности

обучающихся.
(очень важно проводить целенаправленную работу по научению ребят выполнять домашние задания. В течение I полугодия провести серию классных часов «Учись учиться», которые будут посвящены режиму дня и режиму выполнения домашних работ. В помощь обучающимся составлены памятки «Как выполнять домашнее задание». С этими памятками ознакомить и родители на родительском собрании, специально посвящённом вопросам самостоятельной учебной работы учащихся. Составить листы наблюдений за выполнением домашней работы, обращение к родителям. Довольно успешно в классном коллективе решается задача формирования положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность, привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах, конкурсах, НПК. Успех во внеурочной деятельности, конечно же, существенно влияет на учебную мотивацию.

II. Формирование познавательного интереса
 формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;  координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;  привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам, действующих в школе и в учреждениях дополнительного образования;  координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка. Затем должно следовать целенаправленное воздействие на интересы обучающихся их укрепление, развитие и углубление. Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи: 1. Пополнение данных об интересах детей. 2. Создание в семье условий для активного формирования этих интересов. Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендуется:  провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
 проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.); Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендуется:  беседовать по интересующим учащихся вопросам;  побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;  проводить познавательные игры;  рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;  беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);  побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области. В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.
3.

Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала, работы с дневником. Ру, бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями? Классный руководитель должен стремиться добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с
целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода, можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника. Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками. Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:  дети не чувствуют свою значимость;  с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;  детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками. Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей- предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и посещений уроков в своем классе. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:  графики;  диаграммы;
 таблицы;  цветовые табло;  знаки поощрения для победителей рейтинга. Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов. Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов. Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
При правильной организации работы с классом достигаются

следующие результаты:
 активность учащихся;  “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
 “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;  умение взять ответственность на себя,  умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,  стремление аргументировать свои решения;  более легкое и прочное усвоение программного материала;  доброжелательное отношение друг к другу;  тщательность и добросовестность в выполнении работы;  умение работать с разными источниками информации; умение организовать не только свою работу, но и работу других И в заключение:  Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;


В раздел образования