Автор: Колосова Татьяна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "РУЧЕЕК" Населённый пункт: Г. СОРСК РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: ДЕТСТВО - ПОРА РАДОСТИ Раздел: дошкольное образование
Детство - пора радости
Задача гуманной педагогики - приобщение детей к процессу созидания самих себя. Кто же
в этом процессе будет главным? Главным в этом будем мы, как единые по своей цели, - и
мы, и наши дети. Но в мир знаний нужно вести детей не заставляя и принуждая, а чтобы
они сами весело и шаловливо, обгоняя нас, заглядывали в непознанные области этого
мира. Познавательная шалость – вот что нужно поощрять.
В своём духовном мире ребёнок может взрослеть и совершенствоваться
непрерывно. Но духовная жизнь ребёнка не поддаётся непосредственному наблюдению,
мы не можем проверить или проконтролировать, что он думает. Это прекрасно, что
духовный мир каждого человека непроницаем для чуждого вторжения.
На занятиях с детьми я веду беседы о поступках людей, о добре и зле. Я не навязываю
детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляем вслух, чтобы дать детям
возможность поспорить. Мы спорим, обмениваемся мнениями.
В группу дети могут приносить свои любимые игрушки, рассказывать о них. Они
приносят книги, которые мы вместе читаем, потом беседуем о прочитанном.
Я взяла за практику рассказывать ребятишкам о своём детстве, о своих любимых
игрушках, об играх. В которые играли. Некоторые разучиваем с детьми.
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился углубляться «в
самого себя», погружаться в свой духовный мир.
Дети это наши сотрудники в своём воспитании и обучении, они с нами сотрудничают,
они нам доверяют, и этого мы добиваемся тем, что считаемся с заложенным в них
чувством свободного выбора, тем психологическим состоянием, которое доминирует во
время игры. Ребёнок в игре раскрывается полностью. И если ребёнок не хочет играть, то
его не заставишь.
С первых же дней работы возникает проблема их речевого воспитания. Имеется ввиду,
не развитие речи, обогащение словаря, а то, что речь многих детей засорена грубыми
формами общения, порой бранными словами. Некоторые дети без всякой охоты
пользуются приветливыми словами в общении друг с другом, они склонны к оскорблению
товарища. Эти дети, как правило, легко переходят на драки, отбирают игрушки у других. Я
стараюсь сделать всё, чтобы очистить речь детей от слов «паразитов», прививаю вкус к
доброй, нравственно – стерилизованной речи. Эта работа проводиться в повседневной
жизни и на занятиях: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Правила на всю
жизнь», «Наше настроение», «Волшебные слова», «Что нужно человеку для жизни».
Постоянно беседую с детьми. Темы беру самые различные: «Как ты оцениваешь свои
поступки», «Подари красивые слова», «Можно ли дружить с неряхой». Проигрываю с
детьми различные жизненные ситуации: «Как вести себя в автобусе?», «Что ты будешь
делать, если тебя обидели?», «Как ты поступишь, если тебе не хватило стульчика?». В
группе проводится много различных игр, например: « Домик радости и печали»,
«Хорошо плохо», «Комплимент».
С помощью художественных произведений, устного народного творчества учу детей
быть внимательными друг к другу, воспитываю уважение к старшим, учу быть честными,
правдивыми, смелыми, чтобы уметь признаваться в своих некрасивых ошибках, чтобы в
будущем их не повторять.
На протяжении нескольких лет в группе работает кружок «Город мастеров».
Изготавливая поделки из различных материалов, стараюсь привить любовь к труду,
воспитываю самостоятельность, развиваю творческую фантазию, учу доводить начатое до
конца, получать удовольствие от своей работы, дарить радость другим.
Часто провожу для детей развлечения, дни рождения, конкурсы для того, чтобы дети
чувствовали себя самыми нужными и самыми счастливыми людьми на свете.
Я тесно сотрудничаю с родителями: провожу консультации, собрания, устраиваю
конкурсы, фотовыставки: «Моя счастливая семья», «Моя мама лучших всех», «Мой папа
самый, самый».
Наблюдая за детьми, убеждаюсь, что детство – это не просто возрастной период, когда
ребёнку хочется играть, прыгать, бегать. Настоящее детство – это процесс взросления, это
жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое более высокое.
И именно в этом процессе взросления заключен источник радости и счастья детской
жизни. Я уверенна, если способствовать взрослению ребёнка в соответствии с его
развивающими силами, значит делать его детство радостным, увлекательным,
эмоционально насыщенным. Каждый день, каждое занятие должно быть осмысленно
воспитателем как подарок детям. Каждое общение ребёнка со своим воспитателем
должно вселять в него радость и оптимизм.