Напоминание

Юный патриот


Автор: Базалий Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ № 8
Населённый пункт: с.Нежино Надеждинского района Приморского края
Наименование материала: Рабочая программа по кружку
Тема: Юный патриот
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 8 с. Нежино Надеждинского района Приморского края» Согласовано Утверждаю Зам.директора по УВР Директор МКОУ ООШ № 8 _____________ ______________ 31 августа 2015г 31 августа 2015г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ
«Юный патриот»
для учащихся 5 класса НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Составитель: Базалий Юлия Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка “Юный патриот” составлена для работы с пятиклассниками и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы. В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, края. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами. Каждый человек проходит через школу, она многими нитями связана с окружающим миром, прежде всего, через семью, родителей, учеников. Даная программа кружка развивает у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родное село, край, страна.
Целью программы
является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.
Задачи программы:
ознакомление ребят с многонациональным составом населения села, с историей его возникновения и развития, с историей и современной жизнью своего села развитие в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитание таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю; формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показать его сложной структуры; развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, сельской среды, памятников истории и культуры; формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению; адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; Основные принципы, положенные в основу программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы
: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей. исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации

кружка
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Программа “Юный патриот ” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка составляет 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 102 часа: 2 занятия по 1,5 часа в неделю. Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемый результат.
Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности. Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся научатся:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; рассказывать о родной стране, своем городе (селе); различать символы государства флаг, герб России уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; уважительно относиться к защитникам Родины; читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; различать художественную и научно-популярную литературу; анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех); различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво); анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний; на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи; _ уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата по план. Дата факт. Тема занятия Примечание 1 Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка. 2 ч 2 История страны – история семьи. 2 ч 3 Семья и ее роль в жизни. 2 ч 4 Семья - самое близкое окружение человека 2 ч 5 Проект «Моя семья» 2 ч 6 Кто я такой? Презентация или фотовыставка 7 Распределение домашних обязанностей. Проект «Я умею» Проект о своих обязанностях 8 Место работы членов семьи. Творческая работа «Кем я стану» 2 ч 9 Друзья, взаимоотношения между ними. Проект «Мои друзья» 2 ч 10 Собирайся, дружок, в поход 2 ч 11 Родословная. Составление схемы родословного дерева 2 ч 12 Бабушка и дедушка - хранители семейных традиций. 2 ч 13 Наш семейный альбом. 2 ч 14 Проект: «Из семейного альбома» 2 ч 15 Семейные реликвии. 2 ч 16 Проект «Традиции семьи». 2 ч 17 Старая фотография рассказала. 2 ч 18 Мир семейных увлечений. 2 ч
19 Семейные путешествия. 2 ч 20 Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. 2 ч 21 Правила взаимоотношений между взрослыми и детьми. Культура поведения. 2 ч 22 Взаимоотношения между мальчиками и девочками. 2 ч 23 Личная гигиена школьника. 2 ч 24 Я и моё здоровье. 2 ч 25 Игры наших дедушек и бабушек. 2 ч 26 Сезонные игры школьников нашего села. 2 ч 27 Спортивный праздник: «Мама, папа, я - спортивная семья» 2 ч 28 День за днем ( школьные будни) 2 ч 29 Самое, самое интересное ( из школьной жизни) 2 ч 30 Вести из классов. 2 ч 31 Наш альбом класса. 2 ч 32 Тайна имени. 2 ч 33 Атрибуты школьной жизни. 2 ч 34 Жизнь школы в разные годы. Фото - выставка. 35 Правила поведения в школе, в общественных местах. Выпуск газеты 36 Понятие “ Малая Родина”. 2 ч 37 Место края в истории России. 2 ч 38 Главные достопримечательности края. 2 ч 39 Природа родного края. 2 ч 40 Знай и изучай свой край. 2 ч 41 Загадочный мир названий. 2 ч
42 Моё село на карте. 2 ч 43 Главные достопримечательности села. 2 ч 44 Правила поведения в лесу. Правила противопожарной безопасности. 2 ч 45 Собирайся в поход. 2 ч 46 «Где мы были, что мы видели?» Выпуск газеты 47 Занятия людей на селе. Уважаемые люди села. 2 ч 48 «Доброе дело само себя хвалит» Помощь на селе 49 Локальное изучение окрестности. 2 ч 50 Топонимика как наука. 2 ч 51 Обобщение и подведение итогов работы за год 2 ч
Учебные

и

методические

пособия
:
1 В . Степанов . Учебник для малышей « Моя родина – Россия . ООО « Издательство « Фламинго », 2007. 2. О . Е . Жиренко , Е . В . Лапина , Т . В . Кисилёва . « Я - гражданин России !» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию : 5 класс .- М .: ВАКО , 2006.- 160 с .- 3. Журналы « Начальная школа » и вкладки к журналу « Начальная школа »


В раздел образования