Автор: Базалий Юлия Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ ООШ № 8 Населённый пункт: с.Нежино Надеждинского района Приморского края Наименование материала: Рабочая программа по кружку Тема: Юный патриот Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8 с. Нежино
Надеждинского района Приморского края»
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МКОУ
ООШ № 8
_____________ ______________
31 августа 2015г 31 августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКУ
«Юный патриот»
для учащихся 5 класса
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Базалий Юлия Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка “Юный патриот” составлена для работы с пятиклассниками и
направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской
и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает
возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий –
актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую
активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие
личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. В последнее время у
школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории
нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Школа,
как
социальный
институт,
своим
главным
предназначением
обучать
и
воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к
истории
малой
Родины,
а
значит
и
Отечества,
прививать
навыки
исследовательской
работы. В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой
интеллектуальный
потенциал,
что
служит
основой
для
реализации
личностью
своих
гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть.
Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином
родной школы, села, края. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
Каждый человек проходит через школу, она многими нитями связана с окружающим
миром, прежде всего, через семью, родителей, учеников.
Даная
программа
кружка
развивает у учащихся чувства любви к Родине
через
осознание основных ценностей — семья, родное село, край, страна.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и
расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.
Задачи программы:
ознакомление ребят с многонациональным составом населения села,
с историей его
возникновения и развития, с историей и современной жизнью своего села
развитие в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей
способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитание
таких
личностных
качеств
как
доброта,
честность,
взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе,
родному краю;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения,
показать его сложной структуры;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение
деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление
семейных
связей:
заинтересованность
содержанием
предмета
не
только
учащихся, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле
охраны и восстановления природы, сельской среды, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;позитивно-сберегающего
отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
стимулирование
стремления
знать
как
можно
больше
о
родном
крае,
учащихся
к
краеведению;
адаптация
к
реальной
деятельности,
к
местной
социально-экономической
и
социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места
работы;
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип
доступности,
учитывающий
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности,
предполагающий
отбор
материала
из
научных
источников,
проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными
критериями
отбора
материала
при
составлении
программы
является
ее
культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы :
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные
методы:
демонстрации
рисунков,
плакатов,
макетов,
схем,
коллекций,
иллюстраций.
Наглядные
методы
дают
возможность
более
детального
обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний
в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной
активности детей.
исследовательские –
формы,
предполагающие
выполнение
детьми
под
руководством
педагога отдельных исследовательских заданий.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические
особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать
такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми,
практические
работы.
Такие
формы
работы
позволяют
детям
почувствовать
их
причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации
кружка
является
динамичность
ее
форм.
Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из
класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается
( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий,
целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение
образовательного пространства.
Наряду
с
традиционными,
в
программе
используются
современные
технологии
и
методики:
технология
развивающего
воспитания
и
обучения,
здоровье
сберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа “Юный патриот ” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы
занятия
численность
детей
в
группе
кружка
составляет
15
человек.
Годовой
курс
программы рассчитан на 102 часа: 2 занятия по 1,5 часа в неделю.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемый результат.
Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края,
страны.
Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю,
Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие
учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на
основе проведения исследовательской деятельности.
Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных
качеств;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся:
понимать
значение
ключевых
слов:
человек,
общество,
гражданин
страны;
родина,
столица,
народы
России
(на
отдельных
примерах),
наши
праздники;
международное
сотрудничество; история, предыстория;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства флаг, герб России
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России,
международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех),
ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло,
трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-
обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-
следственные связи;
_ уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу,
России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата по
план.
Дата
факт.
Тема занятия
Примечание
1
Введение. Знакомство со
структурой и документацией
кружка.
2 ч
2
История страны – история
семьи.
2 ч
3
Семья и ее роль в жизни.
2 ч
4
Семья - самое близкое
окружение человека
2 ч
5
Проект «Моя семья»
2 ч
6
Кто я такой?
Презентация или
фотовыставка
7
Распределение домашних
обязанностей. Проект «Я
умею»
Проект о своих
обязанностях
8
Место работы членов семьи.
Творческая работа «Кем я
стану»
2 ч
9
Друзья, взаимоотношения
между ними. Проект «Мои
друзья»
2 ч
10
Собирайся, дружок, в поход
2 ч
11
Родословная. Составление
схемы родословного дерева
2 ч
12
Бабушка и дедушка -
хранители семейных традиций.
2 ч
13
Наш семейный альбом.
2 ч
14
Проект: «Из семейного
альбома»
2 ч
15
Семейные реликвии.
2 ч
16
Проект «Традиции семьи».
2 ч
17
Старая фотография рассказала.
2 ч
18
Мир семейных увлечений.
2 ч
19
Семейные путешествия.
2 ч
20
Сбор материала по теме “
Судьба моего родственника”.
2 ч
21
Правила взаимоотношений
между взрослыми и детьми.
Культура поведения.
2 ч
22
Взаимоотношения между
мальчиками и девочками.
2 ч
23
Личная гигиена школьника.
2 ч
24
Я и моё здоровье.
2 ч
25
Игры наших дедушек и
бабушек.
2 ч
26
Сезонные игры школьников
нашего села.
2 ч
27
Спортивный праздник: «Мама,
папа, я - спортивная семья»
2 ч
28
День за днем ( школьные
будни)
2 ч
29
Самое, самое интересное ( из
школьной жизни)
2 ч
30
Вести из классов.
2 ч
31
Наш альбом класса.
2 ч
32
Тайна имени.
2 ч
33
Атрибуты школьной жизни.
2 ч
34
Жизнь школы в разные годы.
Фото - выставка.
35
Правила поведения в школе, в
общественных местах.
Выпуск газеты
36
Понятие “ Малая Родина”.
2 ч
37
Место края в истории России.
2 ч
38
Главные
достопримечательности края.
2 ч
39
Природа родного края.
2 ч
40
Знай и изучай свой край.
2 ч
41
Загадочный мир названий.
2 ч
42
Моё село на карте.
2 ч
43
Главные
достопримечательности села.
2 ч
44
Правила поведения в лесу.
Правила противопожарной
безопасности.
2 ч
45
Собирайся в поход.
2 ч
46
«Где мы были, что мы
видели?»
Выпуск газеты
47
Занятия людей на селе.
Уважаемые люди села.
2 ч
48
«Доброе дело само себя
хвалит»
Помощь на селе
49
Локальное изучение
окрестности.
2 ч
50
Топонимика как наука.
2 ч
51
Обобщение и подведение
итогов работы за год
2 ч
Учебные
и
методические
пособия
:
1
В
.
Степанов
.
Учебник
для
малышей
«
Моя
родина
–
Россия
.
ООО
«
Издательство
«
Фламинго
», 2007.
2.
О
.
Е
.
Жиренко
,
Е
.
В
.
Лапина
,
Т
.
В
.
Кисилёва
. «
Я
-
гражданин
России
!»
классные
часы
по
гражданскому
и
патриотическому
воспитанию
: 5
класс
.-
М
.:
ВАКО
,
2006.- 160
с
.-
3.
Журналы
«
Начальная
школа
»
и
вкладки
к
журналу
«
Начальная
школа
»