Автор: Ситникова Тамара Алексеевна Должность: учитель начальных коассов Учебное заведение: МКОУ "Тальменская СОШ №1"Тальменского района Алтайского края Населённый пункт: р.п.Тальменка Алтайский край Наименование материала: Статья Тема: Одарённость(из опыта работы) Раздел: начальное образование
Ситникова Тамара Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Тальменская
средняя общеобразовательная школа №1» Тальменского района Алтайского края
Одарённость (из опыта работы)
В МКОУ « Тальменская СОШ №1» обучается 702 ребёнка. Безусловно среди них много
детей одарённых.
Говоря
об
одаренностях,
мы
оперируем
такими
философскими
категориями,
как
«возможность» и «действительность». Подобно тому, как брошенное в почву зерно лишь
возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии,
что
структура,
состав,
влажность
почвы,
погода
и
т.
д.
окажутся
благоприятными.
Одаренность человека - лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или
не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность,
зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки
человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в
том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет
организована
трудовая
деятельность,
в
которой
эти
умения
и
знания
понадобятся
и
закрепятся, и т. п.
Одаренность - это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле -
это действительность. Перед педагогами нашей школы стоят две важных задачи:
- выявить даже самую незначительную возможность, данную ребёнку в какой-то области;
- развивать эту возможность, поощрять, «превратить» в действительность.
Работа по выявлению и развитию детской одарённости ведётся планомерно, кропотливо,
ежедневно.
Мы
выделяем
четыре
последовательных
этапа
деятельности
в
этом
направлении:
Эта
п
Цель этапа
Контингент учащихся
1
Выявление одарённости у детей
Группы кратковременного пребывания.
( шестилетки).
Учащиеся 1-ых классов.
2
П о д д е р ж а н и е
и н т е р е с а ,
развитие
детского
потенциала,
Учащиеся 2 - 4 –ых классов.
ф орми рова н и е
м о т и в а ц и и
достижений
3
Д а л ь н е й ш е е
р а з в и т и е
потенциала,
формирование
у с т о й ч и в о й
м о т и в а ц и и
достижений
Учащиеся среднего звена
4
Изучение
предметов
по
профилям
для
у с п е ш н о го
самоопределения в жизни
Учащиеся 10 -11 классов
На первом этапе педагоги школы организуют экскурсии в учреждения социума, что
помогает детям с выбором направления своего развития (иногда только опираясь на интерес
ребёнка).
После
этого
учителя
уже
более
предметно
обсуждают
выбор
детей
с
их
родителями. Затем по необходимости ребят прослушивают, тестируют и т.д , помогают в
определении детской одарённости, а в дальнейшем и в её развитии. После этих процедур
детей зачисляют в школу искусств, ДЮСШ.
Но
большая
часть
детей
находит
свой
путь
развития
в
рамках
внеурочной
деятельности, которая организована по интегративной модели в пяти направлениях развития
личности:
- спортивно – оздоровительное;
- духовно – нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
В течение учебного года у ребят есть возможность перейти из одного кружка или
клуба в другой.
Все
учащиеся
заняты
во
внеурочной
деятельности.
Многие
развиваются
одновременно в разных направлениях
Со второго по четвёртый класс педагоги школы и дополнительного образования
стараются развивать потенциал каждого ребёнка, используя дифференцированный подход в
обучении, учитывая интересы, увлечения во внеурочной деятельности. Интеллектуальному
росту
детей
способствует
работа
предметных
кружков:
«
Занимательная
математика»,
«занимательный русский язык», «Моя первая Экология», а также научного общества «Я –
исследователь». Организуя школьников на многочисленные конкурсы и олимпиады в очной,
заочной и онлайн- формах, мы преследуем несколько целей:
- поддерживаем интерес к предмету или области познания;
- даём возможность почувствовать свою успешность;
- формируем мотивацию достижений.
В нашей школе в обучении одарённых детей реализуется подход обогащение.
По А.И. Савенкову – обучение одаренных детей в массовой школе, который
выделяет 2 уровня обогащения содержания обучения:
•
Горизонтальное обогащение - дополнение традиционного плана специальными
курсами
•
Вертикальное обогащение - изменения в содержании всех учебных предметов
Стратегии обучения одаренных детей:
горизонтальное обогащение
Традиционный учебный план дополняется
3 специальными курсами:
«Социальная компетенция» – для совершенствования сферы психосоциального развития
«Обучение мышлению» – для когнитивного развития
«Занятия по физическому развитию» – для решения задач физического развития ребенка
Миникурсы – краткосрочные занятия (2-6 ч.)
Для расширения кругозора и постановки проблем
Наставничество – работа с одаренным ребенком высококвалифицированного профессионала
или ученого
Конкурентные формы взаимодействия – конкурсы, олимпиады, соревнования
На следующем этапе с
одарёнными учащимися ведётся работа на предметных
факультативах
учителями-предметниками;
продолжается
работа
в
научном
обществе
школьников.
Ежегодно
ребята
участвуют
в
районном,
краевом
этапах
всероссийской
олимпиады школьников, а в 2013 году – и во всероссийском, также в окружных и зональных
научно-практических конференциях.
В
2012
–
2013
учебном
году
для
учащихся
среднего
звена
в
школе
работали
творческие объединения, спортивные секции:
Художественно-эстетическое направление:
- Вокальная группа «Созвездие», «Веселые нотки»
- «Танцевальный «Созвездие»
- «В гостях у сказки» (театрализация на немецком языке)
- «Веселый карандаш»
- «Художественное слово»
- «Мастерицы»
- «Волшебное превращение бумаги»
- «Школьная газета»
Военно-патриотическое направление:
- «Меткий стрелок»
- «Допризывник России»
- «Тальтур»
Физкультурно-спортивное направление:
- «Баскетбол»
- «Волейбол»
- «Лыжи»
Участники
всех
творческих
объединений,
кружков
помогают
в
проведении
общешкольных
мероприятий,
выступают
на
линейках,
праздниках,
конкурсах,
соревнованиях.
Воспитанники
педагогов
дополнительного
образования
постоянно
принимают участие во всех образовательных событиях. В системе выступают на школьных
праздниках,
участвуют
в
концертах
для
родителей,
учителей,
ветеранов
и
жителей
микрорайона. В течение трёх лет воспитанники клуба «Меткий стрелок» выходили в финал
Всероссийской
дистанционной
спартакиады
«Призывники
России»
и
приглашались
на
очный тур в Москву
Система дополнительного образования состоит из 17 объединений. В течение года в
школьных объединениях было занято 32% от общего числа обучающихся школы. Многие
обучающиеся посещают несколько объединений.
В 10-11 классах в школе реализуется профильное обучение с углубленным изучением
предметов для успешного самоопределения в жизни. Продолжаются занятия с одарёнными
учащимися на предметных факультативах.
Итогами целенаправленной работы по определению и развитию детской одарённости
являются:
Результаты учебной деятельности:
- качество знаний стабильно- 46%
-результаты
ЕГЭ
по
русскому
языку
и
по
биологии
выше
районных
и
краевых
показателей (100 балльник по русскому языку)
- медалисты (19 человек за три года) - результат постоянной работы с академически
одарёнными детьми;
- самое большое в районе количество призёров в олимпиаде - 92 учащихся
Проблемы:
- Нехватка школьных помещений.
- Загруженность педагогов, детей.
- Низкая мотивация у детей и родителей.
- Неадекватная самооценка у учащихся и их родителей( как заниженная, так и завышенная)
- С началом
реализации
программы « Доступная среда» необходимо
пересмотреть и
адаптировать все этапы работы с одарёнными детьми для детей с ОВЗ (ограниченные
возможности здоровья) с сохранным интеллектом.
Перспективы развития:
- Педагогам и психологам необходимо использовать различные методики, чтобы как можно
раньше и точнее выявить одарённость у учащихся.
- Расширить рамки партнёрских отношений по организации внеурочной деятельности
( составили совместную программу с районной детской библиотекой…, подписали договор
с КЗЦ, составляем программу театральной студии «Актёрское мастерство», с районным
музеем программы исследовательской направленности: « Люби и знай родной Алтай», «Моя
любимая Тальменка»).
-
Работу школьных предметных кружков и факультативов в дальнейшем ввести в рамки
внеурочной деятельности с целью меньшей загруженности.
- Использовать самые современные формы и методы работы с одарёнными детьми
(
планируем
заняться
конструкторской
деятельностью
с
использованием
конструкторов
ЛЕГО ВЕДО).
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
- Формировать конфиденциальную базу данных на учеников для предоставления результатов
исследований их родителям.
Используемая литература:
- В.А.Сухомлинский Особенности педагога, работающего с одарёнными детьми
-
А . И .
С а в е н к о в
О д а р ё н н ы й
р е б ё н о к
д о м а
и
в
ш к о л е .
-
И . П .
В о л к о в
М н о г о
л и
в
ш к о л е
т а л а н т о в .
—
М . ,
1 9 8 9 .
-
Ю . З .
Г и л ь б у х
В н и м а н и е :
о д а р е н н ы е
д е т и .
—
М . ,
1 9 9 1 .
- Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников
в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Авторы-составители: Е.М. Белорукова, Л.В. Гражданкина и
др.- Барнаул 2013.