Напоминание

Люблю тебя, язык мой русский.


Автор: Кацук Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красногорская СОШ №2
Населённый пункт: пгт Красная Гора, Красногорский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Люблю тебя, язык мой русский.
Раздел: начальное образование





Назад





ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ.

Цели:
1. Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку. 2. Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы. 3. Воспитывать интерес к предмету.
Учитель:
Сегодня мы собрались вместе в этом зале, ребята, чтобы поговорить о русском языке. Сегодня обычное утро начало рабочего дня, но с нашим одноклассником случилась вот какая история. (Голос за кадром…) В некотором царстве в некотором государстве, а именно в Красногорской СОШ №2 жил да был Матвей, обыкновенный ученик третьего класса. И мечтал Матвей о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Матвей, а на нем – царская одежда.
Матвей:
Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И, правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить.
Одноклассница Лиза:
Матвей, Матвей, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь!
Матвей:
Я и так царь!
Одноклассница Лиза:
Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –Матвей, мой одноклассник, а не царь.
Матвей:
Я сказал – царь!
Одноклассница:
Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Валентина Ивановна для нас что – то интересное приготовила(Голос за кадром.) Задумался Матвей. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в Красногорском государстве.
Матвей:
Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет) (Входят Глашатай и две девочки)
Матвей:Эй
, слушайте мой указ…(Подаёт глашатому. Глашатый зачитывает.)
Глашатай:
В некотором царстве, Красногорском государстве, Я, царь – самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Лизу Островскую и Ксюшу Долгую, – чтобы они учили меня уму – разуму.
Матвей:
Слыхали? А теперь приступайте к моему учению.
Лиза:
Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как пишется ЧА – ЩА? Через А или через…
Матвей
(перебивая): Через Е.
Лиза:
Ой! Как это?!
Матвей:
А вот так: я не буду писать слово “чаща”, а напишу слово “лес”.
Девочки
(хором): Какой умный!
Ксюша:
А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы?
Матвей:
Я не буду писать это слово вообще!
Ксюша:
Почему?
Матвей:
Потому что слов на “жиши” в моей речи вообще нет!
Девочки:
Какой умный!
Матвей:
Хватит, хватит! Я устал и спать хочу! (Матвея засыпает, девочки снимают с него царские одежды и уходят).
Одноклассница:
Матвей, Матвей, просыпайся! Уже первый урок закончился…
Матвей
(просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал! (Голос за кадром) Проснулся Матвей обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и
понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал.
Матвей:
Что же я Валентине Ивановне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на мероприятие по русскому языку я наверное опоздал.
Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок. (Голос Матвея)

- Здравствуйте!
Можно мне войти и сесть? (Голос учителя)
- Здравствуй
, Матвей! Как ты вовремя. А мы мероприятие по русскому языку уже начинаем. Ребята сейчас прочитают стихи о русском языке. Послушай их вместе со всеми.
Дети:
Наш язык – язык труда и света, славный прекраснейший язык Слушает с волнением планета Русский замечательный язык. 2. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч. Он, как русский народ, многолик, Как держава наша могуч.
Ученица:


Грамматика, грамматика, наука очень строгая, Учебник по грамматике, всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без нее плохое было бы житье. Не отправить телеграмму, и открытку не отправить! Даже собственную маму, с Днем рождения не поздравить.
Ученик:


Учите русский – годы к ряду С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда в нем самом.
Ученик
Щедрое народное наследство – Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык.
Ученик


Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова. В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.
Ученик
Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
Учитель:
А как вы знаете русский язык? Предлагаю вам ребята поучаствовать в конкурсах. (Команды занимают места. Представление команд, жюри.)
Учитель:
А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку и находчивость.

1 Конкурс «Фонетические загадки»


1) Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.)



2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.)

3) Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.)

4)Пуфф или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. (Пуфф.)



5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.)



6) Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”? В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)


2 Конкурс «Головоломки»


1. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.) 2. Меня вы в сказке отыщите, Я в сказке Пушкина – герой. Но «Л» на «Н» лишь замените Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
3 Конкурс «Один звук»


В словах которые вам даны, замените один согласный звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж.


(Ногти, лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)

4 конкурс «Угадай – ка!»



1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»?


А – лето



Б – осень



В – зима Г – весна


2) Что

обозначает имя существительное?


А – предмет



Б – признак



В – действие



Г – признак предмета


3) С помощью чего

человек выражает свои мысли?
А – жестов



Б – криков



В – шипения



Г – слов


4) Что значит сделать

фонетический разбор? Разобрать по …
А –
звукам



Б – составу



В – значению



Г – членам предложения
5) Как пишется слово

крокодил?
А – КРАКАДИЛ Б – КРОКАДИЛ



В – КРАКОДИЛ



Г – КРОКОДИЛ


6) Сколько в русском языке

гласных букв?
А – 9



Б – 10



В – 11



Г -12


7) Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу Б –смысл предложения В – всё, кроме второстепенных членов Г – самое нужное
8) Кто был

создателем первого славянского алфавита?
А- Кирилл и Мефодий Б- Борис и Глеб В-Афанасий Никитин Г – Минин и Пожарский
9)Как называют в русском

языке слова – близнецы?
А – синонимы Б – омонимы В – антонимы Г – паронимы
10)

Подлежащее и сказуемое могут быть
: А – предложением Б – сложным предложением В – словосочетанием Г – второстепенными членами
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом, чётко произносить слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.
5 Конкурс « Искусство общения.»

Ведущий:


Мы сейчас покажем вам , как общаются между собой некоторые ученики. (Двое учащихся разыгрывают сценку для команд.)
1

ученик
: - Ты сегодня собирался в кино?

2 ученик:


- Ага!
1 ученик:


- А билеты ещё не купил?
2 ученик:


- Ага!
1 ученик:


- Будешь покупать, купи мне.
2 ученик:


- Ага!
1 ученик:
- Зайти за тобой?
2 ученик
: - Ага!
Ведущий:
То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора.
Предлагаю разыграть правильный диалог. В каждой команде выберите по 2

участника для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя

вежливые слова. Выиграет команда, у которой диалог получится наиболее

живой и интересный.

6 Конкурс «Восстанови стихотворение
». Ведущий: А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов, писателей – от 15000 до 18000 слов? Великий А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете? Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение. Вот мы дим- ви му – ма, А у мы – ма ло – мы. Ма –ма ет – мо му – ра, Бы – что то – чис ло – бы!
( Вот мы видим маму,

А у мамы мыло.

Мама моет раму,

Чтобы чисто было.)

7 Конкурс.


Оборудование: конверт со словами скороговорки. Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку, прочитать её правильно. Желаю успеха! Скороговорка: У У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4) - Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная) - Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка) - Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры. (посуда) - Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько слогов в
этом слове. (верблюд) - Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные или гласные? (Согласные.) - Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука) - Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
9 Конкурс «Умницы!»

В тексте вставить пропущенные буквы. Прочитать его

выразительно.


Русский языке. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык, на котором говорят во многих странах мира. Он помогает дружить и жить в мире и дружбе.
10 Конкурс «В две колонки становись!»


Команды получают карточку со словами: водник, водитель, водица, водительские, водолаз, водопой, вводный, водоросль, водомер.
Команды
должны быстро выбрать из карточки слова,
родственные
слову
вода
..
11 Конкурс «Загадка в загадке».


Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки. По Полотняной стране, По реке Простыне, Плывёт парохо..., То наза…, то вперё… . А за ним такая гла … ь, Что и зыби не видать.
(Утюг)


Через поле и л …есок Подаётся г ...л…сок, Он б…жит по пр…в…дам – Скажешь здесь, А слышно там.
(Телефон)

12 «Конкурс капитанов»

Отгадайте слово:


Его корень в слове писать, Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода.
(Расписка)


Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба.
(Завязка)



Учитель:


Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в
этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка. Сейчас представим слово жюри. Подведём итоги нашего конкурса.
(Поведение итогов. Награждение.)

Ведущий предлагает команде – победительнице сфотографироваться на

школьный сайт- презентаций
.


В раздел образования