Автор: Кацук Валентина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Красногорская СОШ №2 Населённый пункт: пгт Красная Гора, Красногорский район, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Люблю тебя, язык мой русский. Раздел: начальное образование
Цели:
1.
Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку.
2.
Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы.
3.
Воспитывать интерес к предмету.
Учитель: Сегодня мы собрались вместе в этом зале, ребята, чтобы поговорить о
русском языке.
Сегодня обычное утро начало рабочего дня, но с нашим
одноклассником случилась вот какая история. (Голос за кадром…)
В некотором царстве в некотором государстве, а
именно в Красногорской СОШ №2 жил да был Матвей, обыкновенный ученик третьего
класса. И мечтал Матвей о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот
однажды… Просыпается Матвей, а на нем – царская одежда.
Матвей: Я ли это? (Щиплет себя.)
Я! И, правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу
мне теперь можно не ходить.
Одноклассница Лиза: Матвей, Матвей, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой
ты интересный, как будто царь!
Матвей: Я и так царь!
Одноклассница Лиза: Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –Матвей, мой
одноклассник, а не царь.
Матвей: Я сказал – царь!
Одноклассница: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в
школу побежала. Там Валентина Ивановна для нас что – то интересное
приготовила(Голос за кадром.) Задумался Матвей. Можно в школу не ходить,
да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в Красногорском государстве.
Матвей: Иностранные гости вдруг явятся, а
я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки
получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие
воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет)
(Входят Глашатай и две
девочки) Матвей:Эй , слушайте
мой указ…(Подаёт глашатому. Глашатый зачитывает.) Глашатай: В
некотором царстве, Красногорском государстве, Я, царь – самый умнейший и самый
главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Лизу Островскую и
Ксюшу Долгую, – чтобы они учили меня уму – разуму.
Матвей: Слыхали? А теперь приступайте к моему учению.
Лиза: Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший,
как пишется ЧА – ЩА? Через А или через…
Матвей (перебивая): Через Е.
Лиза: Ой! Как это?!
Матвей: А вот так: я не буду писать слово “чаща”, а напишу слово
“лес”. Девочки (хором): Какой умный!
Ксюша: А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы?
Матвей: Я не буду писать это слово вообще!
Ксюша: Почему?
Матвей: Потому что слов на “жиши” в моей речи вообще нет!
Девочки: Какой умный!
Матвей: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу!
(Матвея засыпает, девочки снимают с него царские одежды и
уходят). Одноклассница: Матвей, Матвей, просыпайся! Уже первый
урок закончился… Матвей (просыпаясь, смотрит на
часы). Ой! Проспал! (Голос за кадром)
Проснулся Матвей обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и
понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал.
Матвей: Что же я Валентине Ивановне скажу? Правду
сказать, что я царем был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу
– пусть ругает. Да и на мероприятие по русскому языку я наверное опоздал.
Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок. (Голос Матвея)
- Здравствуйте! Можно мне войти и сесть? (Голос учителя)
- Здравствуй , Матвей! Как
ты вовремя. А мы мероприятие по русскому языку уже начинаем. Ребята сейчас
прочитают стихи о русском языке. Послушай их вместе со всеми.
Дети: Наш язык – язык труда и света, славный прекраснейший язык
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.
2. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
Ученица:
Грамматика, грамматика, наука очень строгая,
Учебник по грамматике, всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье.
Не отправить телеграмму, и открытку не отправить!
Даже собственную маму, с Днем рождения не поздравить.
Ученик:
Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.
Ученик
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учитель: А как вы знаете русский язык? Предлагаю вам ребята поучаствовать в
конкурсах.
(Команды занимают места. Представление команд, жюри.)
Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания,
смекалку и находчивость.
1 Конкурс «Фонетические загадки»
1) Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами,
забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии
танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.)
2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился,
за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять,
богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем
согласных. (Алеша.) 3) Мама или бабушка? Кто из них
споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке
есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.) 4)Пуфф или
буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с
прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.
(Пуфф.)
5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях
Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет,
кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.)
6) Кролик или Пятачок? Кто из них
гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”? В имени – отгадке все
согласные звуки глухие. (Пятачок.)
2 Конкурс «Головоломки»
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.)
2. Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина – герой.
Но «Л» на «Н» лишь замените
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
3 Конкурс «Один звук»
В словах которые вам даны, замените один согласный звук,
чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж.
(Ногти, лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)
4 конкурс «Угадай – ка!»
1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»?
А – лето
Б – осень
В – зима
Г – весна
2) Что
обозначает имя существительное?
А – предмет
Б – признак
В – действие
Г – признак предмета
3) С помощью чего
человек выражает свои мысли? А –
жестов
Б – криков
В – шипения
Г – слов
4) Что значит сделать
фонетический разбор? Разобрать по … А –
звукам
Б – составу
В – значению
Г – членам предложения
5) Как пишется слово
крокодил? А –
КРАКАДИЛ
Б – КРОКАДИЛ
В – КРАКОДИЛ
Г – КРОКОДИЛ
6) Сколько в русском языке
гласных букв? А – 9
Б – 10
В – 11
Г -12
7) Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу
Б –смысл предложения
В – всё, кроме второстепенных членов
Г – самое нужное
8) Кто был
создателем первого славянского алфавита?
А- Кирилл и Мефодий
Б- Борис и Глеб
В-Афанасий Никитин
Г – Минин и Пожарский
9)Как называют в русском
языке слова – близнецы?
А – синонимы
Б – омонимы
В – антонимы
Г – паронимы
10)
Подлежащее и сказуемое могут быть :
А – предложением
Б – сложным предложением
В – словосочетанием
Г –
второстепенными членами
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а
имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно
общаться друг с другом, чётко произносить слова, правильно ставить ударения в
словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.
5 Конкурс « Искусство общения.»
Ведущий:
Мы сейчас покажем вам , как общаются между собой
некоторые ученики. (Двое учащихся
разыгрывают сценку для команд.) 1
ученик :
- Ты сегодня собирался в кино?
2 ученик:
- Ага!
1 ученик:
- А билеты
ещё не купил?
2 ученик:
- Ага!
1 ученик:
- Будешь покупать, купи мне.
2 ученик:
- Ага!
1 ученик:
- Зайти за тобой?
2 ученик :
- Ага!
Ведущий:
То,
что вы услышали – обрывок телефонного разговора.
Предлагаю разыграть правильный диалог. В каждой команде выберите по 2
участника для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя
вежливые слова. Выиграет команда, у которой диалог получится наиболее
живой и интересный.
6 Конкурс «Восстанови стихотворение ».
Ведущий: А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов,
писателей – от 15000 до 18000 слов?
Великий А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе
20000 слов! А сколько слов знаете?
Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось
осмысленное стихотворение.
Вот мы дим- ви му – ма,
А у мы – ма ло – мы.
Ма –ма ет – мо му – ра,
Бы – что то – чис ло – бы!
( Вот мы видим маму,
А у мамы мыло.
Мама моет раму,
Чтобы чисто было.)
7 Конкурс.
Оборудование: конверт со словами скороговорки.
Вам необходимо в течение 2-х минут собрать
«рассыпавшуюся» скороговорку, прочитать её правильно. Желаю успеха!
Скороговорка:
У У Тамары тараторки тридцать три
скороговорки.
8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
- Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная)
- Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью
буквами? (кошка) - Словарное слово, которое
обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры. (посуда)
- Японцы
называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько слогов в
этом слове. (верблюд)
- Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные
или гласные? (Согласные.)
- Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы?
(азбука) - Как называется
знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
9 Конкурс «Умницы!»
В тексте вставить пропущенные буквы. Прочитать его
выразительно.
Русский языке.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы
учимся понимать силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык, на
котором говорят во многих странах мира. Он помогает дружить и жить в мире и
дружбе.
10 Конкурс «В две колонки становись!»
Команды получают карточку со словами: водник, водитель, водица,
водительские, водолаз, водопой, вводный, водоросль, водомер.
Команды должны быстро выбрать из карточки
слова, родственные слову вода ..
11 Конкурс «Загадка в загадке».
Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и
написать отгадки.
По Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо...,
То наза…, то вперё… .
А за ним такая гла … ь,
Что и зыби не
видать.
(Утюг)
Через поле и л …есок
Подаётся г ...л…сок,
Он б…жит по пр…в…дам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)
12 «Конкурс капитанов»
Отгадайте слово:
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(Расписка)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(Завязка)
Учитель:
Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в
этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет
выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.
Сейчас представим слово жюри. Подведём итоги нашего конкурса.
(Поведение итогов. Награждение.)
Ведущий предлагает команде – победительнице сфотографироваться на