Напоминание

Реализация деятельностного метода обучения младших школьников, как фактор развития творческих способностей детей.


Автор: Шапарь Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОШ № 37
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация деятельностного метода обучения младших школьников, как фактор развития творческих способностей детей.
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация деятельностного метода обучения младших школьников, как фактор развития творческих способностей детей. Шапарь Елена Сергеевна Учитель начальных классов МБОУ НОШ № 37 «Учитель начальной школы – мастер навигации общего развития ребенка». Эти слова принадлежат Александру Григорьевичу Асмолову, доктору психологических наук, профессору, он принимал непосредственное участие в разработке концепции стандартов второго поколения. Новизна которых состоит в изменении деятельности педагогов, в их массовом переходе от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования. Новый стандарт предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, мы идём навстречу качественным изменениям. А значит, в первую очередь, должны изменяться мы сами. Более 15 лет, в рамках преемственности детский сад – школа, я сотрудничаю с логопедом д/с №46 Шикуновой Любовью Леонидовой и Соломатиной Светланой Александровной. Вот и 3 года назад ко мне пришли обучаться выпускники группы д/с № 46: любознательные, активные, сомневающиеся натуры, в некотором смысле даже неудобные для учителя: задают много вопросов, спорят, упрямятся, стремятся опровергнуть очевидное, со своими изданными книжками, где были напечатаны собственные стихи.
Вот такие дети, с такой завышенной самооценкой пришли ко мне и психологи в один голос заявили: « И это здорово!» В сознании педагогов, к сожалению, почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на уроке вопросу. В детской ошибке обычно усматривают «недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мыслей, не особое закономерное виденье предмета». Г.А. Цукерман. Но именно разрешение быть такими, характеризует приоритет демократического типа взаимодействия учителя и учащихся, деловое партнерство и отражает главную заповедь дидактики, сформированную А. Дистервегом: «Плохой учитель припадает истину, хороший учит ее находить». Как? С помощью технологии деятельностного метода (ТДМ). Я не буду подробно останавливаться на ТДМ, он вам хорошо известен. Включение адаптированного варианта ТДМ в практику работы учителя, начинающего осваивать деятельностный метод, важно не только с точки зрения повышения качества усвоения знаний, но как первая важная ступень его перехода к реализации нового качества образования. Однако большинство учителей, в том числе и я, в последние годы накопили достаточно обширный собственный опыт активизации деятельности детей – организация «коллизий» и проблемных ситуаций, проектные и исследовательские методики, развитие критического мышления, коммуникативная дидактика и т.д. Этот опыт, как было показано выше отражён в полном описании деятельностного метода.
Включение «методической копилки» учителя в работу на базовом уровне ТДМ улучшает качество формирования у детей деятельных способностей. В моей практике нашли широкое применение системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций. Виды ситуаций:  ситуация–выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);  ситуация-неопределённость, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;  ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике.  ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;  ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;  ситуация-опровержение, е с л и н е о б х о д и м о д о к а з а т ь несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;  ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие. Использование технологических карт урока, разработка и внедрение приёмов: 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворённости полученным ответом). 2) «Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий). 3) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов). 4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа). 5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй сделал так…»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…»). 7) Пантомимическое изображение предмета разговора. 8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др. 9) Моё имя уроку. Использование ТДМ позволяет учебную деятельность превращать в творческую, где ребёнок является субъектом этой деятельности, где на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире. Причём не просто индивидуальной, а совместной коллективной деятельности. Итак, с помощью ТДМ, организуем коммуникативную деятельность на уроке русского языка в 1 классе. (Я провожу мастер класс). П: Ребята, я составила предложение из 4 слов. Назову их: «оса», «догоняет», «шмель», «полосатый». Составьте мое предложение. (Дети составленное предложение) П: Интересное предложение, но мое другое…Такое предложение имеет право на существование, но это не мое – у меня другое… Необычное предложение ты составил! Но все же не такое, как у меня… П: Можно сразу однозначно угадать мое предложение? (Дети убеждаются в том, что нельзя угадать предложение взрослого). П: Да, ребята, гадать, наверное, не стоит. А как же узнать мое предложение? П: Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю? (вопросы) И? (пауза) Согласна, вы тоже можете мне задать вопросы. (Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению) Д: В вашем предложении кто догоняет, шмель или оса? П: Отвечаю: «шмель». Д: Кто у Вас «полосатый»? П: Отвечаю: «оса». Д: Шмель один? П: Отвечаю: много.
Д: А сколько ос? П: Отвечаю: одна П: «Составьте мое предложение» Д: Шмели догоняют полосатую осу. П: Верно! Ваши вопросы помогли это сделать. В 3-4 классе составляли это же предложение. В 3-4 классе эти же вопросы звучат по иному: «Кто выполняет действия в вашем предложении?» «Слово полосатый признак подлежащего?» Слово шмель стоит в форме единственного или множественного числа?» «Действие происходит сейчас или в прошлом, будущем времени?» и т.д. Просмотр фотографий (слайд 14-18). Результативность ТДМ можно увидеть на слайдах 19-23. Позитивная динамика уровня обученности выпускников начальной школы (предыдущий выпуск). В этому году 33 школа выпускает 11 а класс, который 10 лет назад был группой Светланы Александровны и моим классом, а коллеги средней школы № 33, использовав свой профессионализм продолжили развитие детей, заявлено 8 медалистов. Именно эти дети изучали программы урочной и внеурочной деятельности созданные и опробированные в нашей школе: «Работа с одаренными детьми в курсе математики начальной школы», «Программа ТРИЗ», были победителями первой городской конференции озаренных детей «Личность. Индивидуальность. Развитие», победителями олимпиад, конкурсов на школьном, муниципальным, краевом и даже международном уровне. Все это достигнуто благодаря тому, что педагоги д/с – начальной школы – средней школы изменили привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказались от отношения к ребенку, как к чистому листу бумаги, смогли организовать такую урочную и внеурочную деятельность детей, при который были сформированы значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которых так не достает нашим ученикам, а также способность к успешной социализации в обществе все то, что мы называем ключевыми компетентностями или универсальными учебными действиями. Возвращаясь к словам А.Т. Асмолова: «Учитель начальной школы – мастер навигации общего развития ребенка», хочется добавить слова Л.Н. Толстого: «Но мне как всегда везет: наш лейтенант отличный навигатор и от него во многом зависит успех». Успехов мам, уважаемые коллеги.


В раздел образования