Реализация деятельностного метода обучения младших школьников, как фактор развития творческих способностей детей.
Автор: Шапарь Елена Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: НОШ № 37 Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край Наименование материала: статья Тема: Реализация деятельностного метода обучения младших школьников, как фактор развития творческих способностей детей. Раздел: начальное образование
Реализация деятельностного метода обучения
младших школьников, как фактор развития
творческих способностей детей.
Шапарь Елена Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 37
«Учитель начальной школы – мастер навигации общего развития ребенка».
Эти
слова
принадлежат
Александру
Григорьевичу
Асмолову,
доктору
психологических
наук,
профессору,
он
принимал
непосредственное
участие
в
разработке концепции стандартов второго поколения. Новизна которых состоит в
изменении деятельности педагогов, в их массовом переходе от «знаниевой» к
«деятельностной»
парадигме
образования.
Новый
стандарт
предъявляет
существенно
более
высокие
требования
к
уровню
подготовки
выпускников
начальной
школы,
мы
идём
навстречу
качественным
изменениям.
А
значит,
в
первую очередь, должны изменяться мы сами.
Более 15 лет, в рамках преемственности детский сад – школа, я сотрудничаю
с логопедом д/с №46 Шикуновой Любовью Леонидовой и Соломатиной Светланой
Александровной. Вот и 3 года назад ко мне пришли обучаться выпускники группы
д/с № 46: любознательные, активные, сомневающиеся натуры, в некотором смысле
даже неудобные для учителя: задают много вопросов, спорят, упрямятся, стремятся
опровергнуть очевидное, со своими изданными книжками, где были напечатаны
собственные стихи.
Вот
такие
дети,
с
такой
завышенной
самооценкой
пришли
ко
мне
и
психологи в один голос заявили: « И это здорово!» В сознании педагогов, к
сожалению, почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет
ненормативную точку зрения
по любому обсуждаемому на уроке вопросу. В
детской ошибке обычно усматривают «недоученность, недомыслие, а не возрастное
своеобразие мыслей, не особое закономерное виденье предмета». Г.А. Цукерман.
Но именно разрешение быть такими, характеризует приоритет демократического
типа взаимодействия учителя и учащихся, деловое партнерство и отражает главную
заповедь дидактики, сформированную А. Дистервегом: «Плохой учитель припадает
истину, хороший учит ее находить». Как? С помощью технологии деятельностного
метода (ТДМ). Я не буду подробно останавливаться на ТДМ, он вам хорошо
известен.
Включение адаптированного варианта ТДМ в практику работы учителя,
начинающего осваивать деятельностный метод, важно не только с точки
зрения повышения качества усвоения знаний, но как первая важная ступень
его перехода к реализации нового качества образования.
Однако большинство учителей, в том числе и я, в последние годы
накопили
достаточно
обширный
собственный
опыт
активизации
деятельности
детей
–
организация
«коллизий»
и
проблемных
ситуаций,
проектные и исследовательские методики, развитие критического мышления,
коммуникативная
дидактика
и
т.д.
Этот
опыт,
как
было
показано
выше
отражён в полном описании деятельностного метода.
Включение
«методической
копилки»
учителя
в
работу
на
базовом
уровне
ТДМ
улучшает
качество
формирования
у
детей
деятельных
способностей.
В
моей
практике
нашли
широкое
применение
системы
познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций.
Виды ситуаций:
ситуация–выбор, когда
имеется
ряд
готовых
решений,
в
том
числе
и
неправильных,
и
необходимо
выбрать
правильное
(оптимальное);
ситуация-неопределённость, когда
возникают
неоднозначные
решения ввиду недостатка данных;
ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и
единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на
практике.
ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых
своей парадоксальностью и необычностью;
ситуация-предложение,
когда
преподаватель
высказывает
предположение о возможности новой закономерности, новой или
оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
ситуация-опровержение,
е с л и
н е о б х о д и м о
д о к а з а т ь
несостоятельность
какой-либо
идеи,
какого-либо
проекта,
решения;
ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже
имеющийся опыт и представления, и многие другие.
Использование технологических карт урока, разработка и внедрение
приёмов:
1)
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или
товарища
по
поводу
предмета
разговора,
получает
ответ
и
сообщает о мере своей удовлетворённости полученным ответом).
2)
«Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы,
установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых
занятий).
3)
«Экспертная
комиссия»
(группа
учащихся-помощников
преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо
выступают экспертами в случае спорных моментов).
4)
«Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с
товарищем, формулировка единого ответа).
5)
«Сообщи
своё
Я»
(высказывание
предварительного
мнения
о
способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй сделал так…»).
6)
Метод
недописанного
тезиса
(письменно
или
устно:
«Самым
трудным
для
меня
было…»,
«Я
однажды
наблюдал
в
жизни
своей…»).
7)
Пантомимическое изображение предмета разговора.
8)
Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак,
пиктограмма) и др.
9)
Моё имя уроку.
Использование ТДМ позволяет учебную деятельность превращать в
творческую,
где
ребёнок
является
субъектом
этой
деятельности,
где
на
первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в
узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство»
в процессе деятельности ребёнка в предметном мире. Причём не просто
индивидуальной, а совместной коллективной деятельности.
Итак, с помощью ТДМ, организуем коммуникативную деятельность на
уроке русского языка в 1 классе. (Я провожу мастер класс).
П: Ребята, я составила предложение из 4 слов. Назову их: «оса», «догоняет»,
«шмель», «полосатый». Составьте мое предложение.
(Дети составленное предложение)
П: Интересное
предложение, но мое другое…Такое предложение имеет
право на существование, но это не мое – у меня другое… Необычное предложение
ты составил! Но все же не такое, как у меня…
П: Можно сразу однозначно угадать мое предложение? (Дети убеждаются в
том, что нельзя угадать предложение взрослого).
П: Да, ребята, гадать, наверное, не стоит. А как же узнать мое предложение?
П: Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю?
(вопросы) И? (пауза) Согласна, вы тоже можете мне задать вопросы.
(Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению)
Д: В вашем предложении кто догоняет, шмель или оса?
П: Отвечаю: «шмель».
Д: Кто у Вас «полосатый»?
П: Отвечаю: «оса».
Д: Шмель один?
П: Отвечаю: много.
Д: А сколько ос?
П: Отвечаю: одна
П: «Составьте мое предложение»
Д: Шмели догоняют полосатую осу.
П: Верно! Ваши вопросы помогли это сделать.
В 3-4 классе составляли это же предложение. В 3-4 классе эти же вопросы
звучат
по
иному:
«Кто
выполняет
действия
в
вашем
предложении?»
«Слово
полосатый признак подлежащего?» Слово шмель стоит в форме единственного или
множественного числа?» «Действие происходит сейчас или в прошлом, будущем
времени?» и т.д.
Просмотр фотографий (слайд 14-18). Результативность ТДМ можно увидеть
на
слайдах
19-23.
Позитивная
динамика
уровня
обученности
выпускников
начальной школы (предыдущий выпуск).
В этому году 33 школа выпускает 11 а класс, который 10 лет назад был
группой Светланы Александровны и моим классом, а коллеги средней школы № 33,
использовав
свой
профессионализм
продолжили
развитие
детей,
заявлено
8
медалистов.
Именно
эти
дети
изучали
программы
урочной
и
внеурочной
деятельности созданные и опробированные в нашей школе: «Работа с одаренными
детьми
в
курсе
математики
начальной
школы»,
«Программа
ТРИЗ»,
были
победителями
первой
городской
конференции
озаренных
детей
«Личность.
Индивидуальность. Развитие», победителями олимпиад, конкурсов на школьном,
муниципальным,
краевом
и
даже
международном
уровне.
Все
это
достигнуто
благодаря тому, что педагоги д/с – начальной школы – средней школы изменили
привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказались от отношения к
ребенку,
как
к
чистому
листу
бумаги,
смогли
организовать
такую
урочную
и
внеурочную
деятельность
детей,
при
который
были
сформированы
значимые
коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность
в оценке и
суждениях, инициативность, которых так не достает нашим ученикам, а также
способность
к
успешной
социализации
в
обществе
все
то,
что
мы
называем
ключевыми компетентностями или универсальными учебными действиями.
Возвращаясь к словам А.Т. Асмолова: «Учитель начальной школы – мастер
навигации общего развития ребенка», хочется добавить слова Л.Н. Толстого: «Но
мне как всегда везет: наш лейтенант отличный навигатор и от него во многом
зависит успех». Успехов мам, уважаемые коллеги.