Автор: Бакало Татьяна Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Багаевская СОШ №3 Населённый пункт: станица Багаевская Ростовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: игра "Поле чудес" для недели математики Раздел: среднее образование
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«
ПОЛЕ
ЧУДЕС
»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ
МБОУ БАГАЕВСКОЙ СОШ №3
БАКАЛО Т.В.
5 КЛАСС
І ТУР
А Р И Ф М Е Т И К А
ВОПРОС: это слово происходит от греческого слова «число». Она изучает действия над
числами, правила обращения с ними, учит решать задачи. Она появилась, когда возникла
необходимость считать предметы, измерять земельные участки, делить добычу,
вести счет времени. Она возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае,
Индии, Египте.
ОТВЕТ: М.В.Ломоносов сказал, что с помощью арифметики мы входим во «врата
учености».
ІІ ТУР
С К О Б К А
ВОПРОС: Математический знак
ОТВЕТ: В начале XVІв. вошли в употребление скобки: квадратные предложил
итальянский ученый – математик Р.Бомбелли, круглые – итальянец Н.Тарталья,
фигурные – Ф.Виет.
ІІІ ТУР
И Н Д И Я
ВОПРОС: Страна, в которой появилась современная запись натуральных чисел.
ОТВЕТ: В VІв. в Индии. Через арабов, завоевавших в VІІ – VІІІвв. Обширные районы
средиземноморья и Азии, индийская нумерация получила широкое
распространение. Отсюда и название – арабские цифры.
ФИНАЛ
Г Е О М Е Т Р И Я
ВОПРОС: Одна из наиболее древних наук. Первые факты найдены в вавилонских
клинописных таблицах и египетских папирусах – ІІІтыс. до н.э.
ОТВЕТ: Геометрия состоит из древнегреческих слов «гео» - «Земля» и «метрио» -
«измеряю».
6 КЛАСС
І ТУР
Б О Л Ь Ш Е
ВОПРОС: Математический знак.
ОТВЕТ: Математический знак отношений «больше» введен как обозначение в 1631 г.
Т.Гарриотом.
ІІ ТУР
П Е Т Е Р Б У Р Г
ВОПРОС: Город, в котором один из крупнейших математиков прошлого века Пафнутий
Львович Чебышев создал первую математическую школу.
ОТВЕТ:
Она называлась Петербургской математической школой, из которой вышли
первоклассные математики.
ІІІ ТУР
Н У Л Ь
ВОПРОС: Обозначение отсутствия единиц какого – то разряда.
ОТВЕТ: Латинское «nullis» - «никакой»
- далекий предок нуля, Vв. до н.э. использовался в вавилонской
письменности. Греки переняли у вавилонян систему счисления, но вместо
клиньев у них цифры обозначались буквами. Для обозначения пропущенного
разряда они употребляли букву «о» - первую в греческом слове «оуден» -
«ничего». Запись нуля, которым пользуемся сейчас, появилась у индейцев в V –
VІвв.
ФИНАЛ
А Р Х И М Е Д
ВОПРОС: Достоверен год его смерти – 212 до н.э., когда ученый погиб от руки римского
солдата. Известна его фраза: «Дайте мне точку опоры, и я поверну землю».
ОТВЕТ: Известна также история о золотом венце царя. Чистоту его состава Архимед
проверил при помощи найденного им закона выталкивающий силы, и его
возглас «Эврика», т. е. «Нашел».
7 КЛАСС
І ТУР
Е В К Л И Д
ВОПРОС: Греческий геометр, современник царя Птолемея І, который царствовал с 306 по
285г. до н.э. Его заслуга определяется не столько собственными его научными
исследованиями, сколько педагогическими заслугами. Его 13 книг не дошли до
нас в подлиннике, они восстанавливались по латинским и арабским переводам.
ОТВЕТ: Величайшая заслуга Евклида в том, что он подвел итог построению геометрии
и придал изложению столь современную форму, что на 2 тысячи лет «Начала »
стали энциклопедией геометрии.
ІІ ТУР
С А М А Р К А Н Д
ВОПРОС: Работая в лаборатории обсерватории Улугбека, ученый ал– Каши ввел
десятичные дроби. Где жил ал – Каши?
ОТВЕТ: Самаркандский ученый XVв. ал – Каши ввел обозначение десятичных дробей.
Но европейским ученым они остались неизвестны. Лишь в 1584г.
нидерландский ученый математик и инженер С.Стевин пришел к этому
открытию.
ІІІ ТУР
А К С И О М А
ВОПРОС: Факт, настолько простой, что не возникает вопроса о необходимости его
вывода.
ОТВЕТ: Первоначальные факты геометрии, которые применяются без доказательства.
Первый список аксиом появился в «Началах» Евклида. Логически безупречный
список аксиом геометрии был указан на рубеже XІXв. и XXв. немецким
ученым Гильбертом.
ФИНАЛ
Ш М И Д Т
ВОПРОС: Окончил физико – математический факультет Киевского университета.
Организатор высшего образования в стране. При своей привязанности к северу,
многогранности научных интересов, он прежде всего – математик.
ОТВЕТ: В памяти миллионов людей легендарное имя Отто Юльевича Шмидта связано
с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с
высадкой на лед научно – исследовательской станции «Северный полюс - 1».
8 КЛАСС
І ТУР
П И Ф А Г О Р
ВОПРОС: Математик VІв. до н. э., родился на острове Самос в Эгейском море, жил в
греческом городе Кротоне на юге Италии. Он первый разделил числа на
простые и составные, четные и нечетные, подробно рассмотрел тройки
натуральных чисел, связанных определенной зависимостью, ввел
систематическое доказательство в геометрию, создал учение о пропорциях и
т.д.
ОТВЕТ: Имя Пифагора носит его теорема ( Квадрат гипотенузы в прямоугольном
треугольнике равен сумме квадратов катетов ), пифагоровы числа.
ІІ ТУР
Ф У Н К Ц И Я
ВОПРОС: В разных разделах математики имеет несколько синонимов: отображение,
соответствие, преобразование, оператор и т.д. Имеет общенаучное значение.
Символ введен Эйлером в 1734г.
ОТВЕТ: Если каждому значению х из некоторого множества действительных чисел
поставлено в соответствие по определенному правилу число у, то говорят, что
на этом множестве задана функция у = f(х)
ІІІ ТУР
О К Р У Ж Н О С Т Ь
ВОПРОС: Геометрический объект, который Евклид называл»длина без ширины».
ОТВЕТ: Вычисленное Архимедом отношение длины окружности к ее диаметру, в 1736г.
принятое Эйлером обозначать «π»: начальная буква греческого слова perimetron ,
которое и обозначает окружность.
ФИНАЛ
Д О К А З А Т Е Л Ь С Т В О
ВОПРОС: Получение новых геометрических фактов при помощи рассуждений.
ОТВЕТ: Началось от древнегреческого ученого Фалеса ( VІ в. до н.э.). Ему приписывают
установление свойств равнобедренного треугольника, доказательства равенства
вертикальных углов и другие.