Проблемы и трудности при подготовке детей мигрантов к ОГЭ по математике
Автор: Вырученко Татьяна Ивановна Должность: заместитель директора по административно-хозяйственной работе Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7" Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Проблемы и трудности при подготовке детей мигрантов к ОГЭ по математике Раздел: среднее образование
Проблемы и трудности при подготовке детей мигрантов к ОГЭ по
математике
Ребенок
-
мигрант,
живущий
под
влиянием
мигрантской
субкультуры
и
наталкивающийся
ежедневно
на
культуру
большинства,
находится
в
сложной
кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его
семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже
третьим
поколением
иностранцев,
для
здорового
развития
его
личности
необходимо
достижение
им
позитивной
этноидентичности
и
на
этом
фоне
становление
этнотолерантности.
Здесь
огромную
роль
играет
педагогическая
поддержка
ребенка
при
выборе
этноидентичности
в
форме
занятий
родным
языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе
культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка
общения
между
детьми
доминирующей
культуры
и
культуры
меньшинства,
ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру.
Государственная итоговая аттестация является одним из самых качественных
инструментариев оценки деятельности образовательной организации.
Зачастую цели учащихся и учителей не совпадают, подростковый возраст
привносит
свои
проблемы,
и
если
выпускники
11
классов
более
осознанно
подходят к подготовке к выпускным экзаменам, то в 9 классе этот вопрос зависит
от
мастерства
учителя.
Цель
эксперимента
-
обозначить
спектр
проблем,
с
которыми сталкиваются учащиеся, в том числе дети - мигранты, их родители и
педагоги
при
подготовке
к государственной
итоговой
аттестации
в
форме
основного государственного экзамена (далее-ОГЭ), в том числе в образовательной
организации,
где
большую
часть
детей
составляют
представители
разных
национальностей, обучающиеся в русскоязычной школе от 0 до 3 лет.
За время эксперимента я преподавала математику в двух 9 классах. Взяв за
основу элективный курс "Готовимся к ОГЭ (математика)", который способствует
лучшему
усвоению
курса
математики
и
успешному
прохождению
государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. (Приложение 1). Основные
вопросы,
которые
вносят
дополнительные
трудности
при
подготовке
к
государственной итоговой аттестации, следующие:
1) учащиеся - дети, владеющие русским языком только на бытовом уровне, они
не могут осмыслить содержание предмета;
2) языковой барьер не позволяет детям мигрантам усваивать такие важные
понятия, как, например, прямая перпендикулярная или параллельная, треугольник
равносторонний или равнобедренный…. Таких примеров можно привести много;
3) в течение учебного года, как правило, родители 2 раза переезжают на
родину
и
обратно
вместе
с
детьми
школьного
возраста
в
том
числе,
это
происходит как в 1-м, так и в 9, 10, 11 классах;
4) учебная мотивация у мигрантов (особенно, у родителей) очень низкая. О
негативных результатах в учебе мамы, как правило, отцам до последнего момента
ничего не говорят, то есть отсутствуют единые требования по отношению к
учебным успехам ребенка.
Нужно в короткий срок искать и находить ответы на вопросы: как подготовить
учащихся такой категории к ОГЭ?
Для подготовки к сдаче государственных экзаменов необходимо было изучить
не только материал курса алгебры 9 класса, но и устранить пробелы в знаниях у
учащихся,
которые
остались
с
уровня
начального
общего
образования.
Но
практически на каждом уроке я слышала: «А я забыл, как делать, а мы не
проходили, а мы не знаем, как это делать...». В первую очередь для успешного
прохождения
государственной
итоговой
аттестации
учащихся
9
классов
необходимо было мотивировать (т.е. заинтересовать детей). А значит, нужно было
подключить в работу не только учащихся, но и их родителей.
В этой сложившейся ситуации я поступила так же, как и все педагоги по
отработанной в нашей школе схеме.
Подготовку
к
ГИА
в
9
классе
я
начала
с
сентября.
Проведя
входной
контрольный
мониторинг,
выявила
пробелы
в
знаниях.
Дальше
была
организована работа с родителями: на первом собрании родителей ознакомили с
нормативными
правовыми
документами,
с
кодификатором,
спецификацией
контрольно-измерительных
материалов
(далее
-
КИМ)
по
математике,
теми
изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения
ГИА, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения
положительной
оценки
необходимо
решить
от
8
до
15
заданий,
причем
обязательное требование к умению - решать задачи по алгебре – не менее 3-х
задач, геометрии – не менее 2-х задач, реальной математике- не менее 2 –х задач.
Каждому
родителю
раздали
памятку
по
подготовке
к
экзаменам,
таблицы
с
системой
оценивания,
инструкции
по
выполнению
КИМов,
по
заполнению
бланков. Все участники образовательного процесса были ознакомлены с адресами
сайтов для подготовки к экзаменам и обучены, как пользоваться ими.
Родительские собрания запланированы 1 раз в месяц (присутствие учащихся,
учителей-предметников,
администрации),
на
них
выпускники
и
родители
знакомились
с
результатами
мониторинговых
работ,
с
успехами
и
теми
проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к ГИА. Со
многими
родителями,
совместно
с
детьми,
встречаюсь
и
работаю
в
индивидуальном порядке, провожу индивидуальные консультации по предмету в
присутствии родителей (еженедельно – по субботам).
При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по
предмету.
В 9-х классах у меня 52 учащихся. Я разделила их на 3 мобильные группы по
уровням знаний, а группу с низким уровнем поделила еще на две подгруппы
(Таблица).
Таблица
Деление учащихся по уровню знаний
Группа учащихся с
высоким уровнем знаний
Группа учащихся
со средним уровнем
знаний
Группа учащихся с низким уровнем
знаний
1
подгруппа
(пробелы в
знаниях)
2 подгруппа
(языковой барьер)
%
-
учащиеся,
которые могут применять
З У Н
в
н о в о й
и л и
измененной
ситуации,
то
есть
выполнить
16-19
заданий.
% - учащиеся,
к о т о р ы е
м о г у т
справиться с заданиями
базового
уров ня
и
получить
на
экзамене
«3».
%
-
учащиеся,
которые
не
умеют
решать
задания
базового
уровня,
не
владеют
русским
языком
(языковой
барьер)
Для каждой группы разработала план действий «учитель-ученик-родитель».
Учащиеся
с
высоким
уровнем
знаний
получают
задания
на
неделю,
самостоятельно их выполняют, и консультация строится для этой группы на
заданиях, которые вызвали затруднения.
Для учащихся со средним уровнем знаний провожу консультации: вместе с
группой
разбираем
задания,
а
затем
учащиеся
самостоятельно
прорешивают
аналогичные. Использование решебников, интернет-ресурсов «Открытый банк
заданий», сайт «Сдам ГИА» помогают сделать подборку заданий.
Для учащихся с низким уровнем знаний в первой группе (пробелы в знаниях)
провожу
консультации
с
подробным
разбором
тем,
начиная
с
5
класса
по
ускоренному режиму.
Для второй группы (языковой барьер) я на консультациях подробно разбираю
задания
части
1,
выборочно
7
(заданий,
которые
соответствуют
уровню
подготовленности конкретного ученика). Включаю в изучение текущего учебного
материала задания, соответствующие экзаменационным.
На
уроках
систематически
включаю
в
устную
работу
задания
из
ГИА
открытого банка задач с сайта ФИПИ, с учащимися решаем и разбираем задания
не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. В
самостоятельные и тестовые работы составляю на основе задач открытого банка
задач. В домашних заданиях использую в основном материалы КИМов.
С
учащимися,
у
которых
задания
вызвали
затруднения,
занимаюсь
индивидуально. Составлен план индивидуально сопровождения учащихся низких
учебных
возможностей,
с
которым
под
роспись
ознакомлены
учащиеся,
их
родители (законные представители).
Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых
допустили
ошибки
(иногда
работу
над
ошибками
приходится
выполнять
по
нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
У всех детей должны быть справочные материалы по особо сложным темам (у
каждого они могут быть свои). Организовала распечатки разноуровневых карточек
по темам и подготовила для каждого ученика папки с заданиями (можно привлечь
к этой работе родителей). Это позволяет на уроках и дополнительных занятиях
иметь
под
рукой
необходимый
материал.
Во
время
итогового
повторения
и
изучения нового материала ребята используют на уроках и дома справочники с
формулами.
Для
достижения
быстрого
результата
применяю
педтехнологию
В.Зайцева
«Совершенствование
общеучебных
умений»
в
части:
применение
«сорбонок» для запоминания нужных формул, таблицы умножения, отработка
вычислительных навыков.
Для
повторения
теоретического
материала
провожу
обобщающие
уроки
с
применением компьютерных технологий.
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и
представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
1. Интернет-сообщество учителей.
2. Сеть творческих учителей.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
4. Информационно-методический сайт.
Во время осенне-весенних каникул в нашей школе учащиеся распределены по
мобильным группам для подготовки к ОГЭ, все учителя математики нашей школы
включаются в данную работу.
Такая помощь является действенной как для учителя выпускного класса, так и
для учащихся (в группах малой наполняемости легче отработать материал).
Кроме того, в школе транслируется опыт, когда учитель географии (если его
предмет не выбрали для сдачи ГИА (или выбрали несколько учащихся) помогает
отработать на своих индивидуальных консультациях задания с графиками. Иногда
именно
у
учителя
географии
получается
объяснить
данную
тему
ребятам.
Соответственно, учитель химии разбирает с выпускниками задания на пропорции,
учитель физики – движения.
Подготовка к государственной итоговой аттестации – это дело всей школы, а
не только учителей математики и русского языка!