Цели и задачи урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Политическая карта
мира».Научить учащихся разбираться в противоречиях современного мира, выработать у них
чувства причастности ко всему происходящему. Привить потребность систематического
ознакомления с материалами СМИ, интерес к телепередачам политической тематики
Оборудование: Политическая карта мира
Правила игры.
1 раунд. Политическая трибуна
2 раунд. Географический бой
3 раунд. «морской бой» конкурс болельщиков
4. конкурс знатоков
Организационно-подготовительный этап.
1.
Опережающее задание: следить за политическими новостями, повторить всю тему
2.
Распределение ролей
3.
Ведущий –учитель
4.
Судьи -2 ученика следят за регламентом
5.
Команды знатоков по 9 чел
6.
Капитаны
7.
Болельщики
8.
Подготовка аудитории
Ход урока
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя. «Ребята! Мы изучили тему «Политическая карта мира»;
рассмотрели многообразие, государственный строй и территориально-административное
устройство государств, выявили классификации типологии и группировки стран мира.
Разбираемся в противоречивых явлениях современного мира, научились анализировать
происходящие события в мире. Сейчас мы должны обобщить и оценить полученные знания.
Я приглашаю вас на интеллектуальный ринг.
Интеллект-ум, эрудиция, способность к анализу.
Ринг-место борьбы команд!
1.Раунд. Политическая трибуна
Капитаны по очереди коротко знакомят событиями сегодняшнего дня на международной арене.
(Затрагиваются вопросы ресурсного рынка, новости из «горячих точек»,важнейшие новости
спорта, политические визиты и их цели )
2.Раунд. Географический бой. Вопросы командам. По 1 баллу оцениваются ответы на 1,4,5, 11
вопросы; по 2 балла получают ответы на 2,3 вопросы, остальные 6,7,8,9,10 оцениваются по 5
баллов
1.что изучает политическая география?
2.назовите периоды формирования ПКМ?
3. что является причиной деления стран мира на типы?
4. что называют монархией?
5. какое государство является унитарным?
6. объясните: какое государство называют республикой?
7. какие государства относятся к федеративным?
8. какие серьезные изменения происходили на карте Европы и Азии в конце 20 века?
9.назовите государственные образования, не признанные мировым обществом, кроме самих
учредителей?
10.перечислить важнейшие сдвиги в расстановке сил на мировой арене в конце 20 века?
11. что такое конфедерация?
3.Раунд. «морской бой»
С карты снимаются кораблики с вопросами:
1.
Суверенное государство
2.
Признаки развитого государства
3.
Признаки развивающегося государства
4.
Где производятся «нефтедоллары»?
5.
Метрополия.
6.
В чем выражается многоликость современного мира?
4. Раунд .конкурс знатоков
Вопросы .
1.На современной ПКМ 230 государств. Из них 40 не имеют выхода к морю.
В Евразии -20
В Южной Америке-2
В Африке- 14
Назовите их?
2.Назовите международные организации? Которая из них играет более весомую роль на
международной арене?
3. Расскажите о БРИКС. Какие страны в него входят?
4. Это город-государство называют по разному, «остров на краю полуострова», «перекресток
морских путей», «Азия в миниатюре» и частенько «городом китайских миллионеров». Какое это
государство, почему такие названия за ним прикрепилось?,
5. Назовите государства переселенческого капитализма.
6. Государство представляет собой островной архипелаг (250 островов). В литературе –страна
жемчуга и нефти. Но это определение очень скупо. Ибо страна пустынь, певчих песков, но воды
здесь много, что иногда страну называют страной родников. По преданию, здесь жил Синдбад-
мореход из сказок «1000 и одна ночь». Здесь бывали Ибн Батутта и Марко Поло. Что за
государство? Где оно находится? И почему название означает «2 родника»?
7. Определите страну по её краткому описанию.
Территория этой африканской страны пересекается нулевым меридианом. Северная прибрежная
часть страны, где проживает более 95% всего населения, расположена в субтропическом поясе,
остальная — в тропическом. Запасы нефти и природного газа составляют её основное богатство.
Страна входит в состав ОПЕК.
8.Страна –сердце Азии, перекресток дорог и времен. Страна солнца и гор. Полная знезависимость
от колониального ига провозглашается в ноябре 1919 года. Назовите страну, столицу?
Вопросы для команд достаются из керамического кувшина и шахматной коробки. Каждый вопрос
оценивается от 0 до 5 баллов.
На столе остались предметы : шахматы и керамический кувшин (ассоциативные знаки).
Вопрос : какое отношение имеют эти предметы к нашей сегодняшней игре?
Примерный ответ : «Родина шахмат- Индия…» дальше знатоки могут составить краткое описание
положения страны на политической карте и заработать дополнительные баллы.
Подведение итогов.
Подсчитываются баллы, оцениваются ответы.