Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в первой младшей группе детского сада.
Автор: Лезина Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29" Населённый пункт: г.Нижний Новгород Наименование материала: Статья Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в первой младшей группе детского сада. Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в первой
младшей группе детского сада (2-3 года).
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических
навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя
этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а
приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое
развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть
периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических
качеств.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,
одежды,
обуви
продиктованная
не
только
требованиями
гигиены,
но
и
нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в
детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку
огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С
дошкольного
возраста
дети
должны
усвоить
определённые
привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым
ртом, тщательно пережёвывая пищу и др. Для ребёнка, приученного к личной
гигиене
с
раннего
возраста,
гигиенические
процедуры
–
потребность,
привычка. И ме нно
в
э том
возра с т е
д е т и
нач ина ют
п р о я в л я т ь
самостоятельность
в
самообслуживании.
Интерес,
внимание
ребенка
к
бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность
взрослым
быстро
научить
ребенка
определенной
последовательности
операций,
из
которых
складывается
каждое
действие,
приемам,
которые
помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить,
неправильные
действия
автоматизируются,
ребенок
привыкает
к
неряшливости, небрежности.
Таким
образом,
проблема
формирования
культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И
насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит,
будет
ли
она
способствовать
укреплению
здоровья,
физическому
и
психическому
развитию,
а
также
воспитанию
культуры
поведения.
Если
ребёнка
постоянно
приучать
к
определённым
действиям,
связанным
с
заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за
чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода,
игрушек,
а
также
это
будет
способствовать
развитию
навыков
самообслуживания.
Любую
гигиеническую
процедуру
с
маленьким
ребенком
следует
проводить
аккуратно,
осторожно,
чтобы
не
испугать
его,
не
вызвать
неприятных ощущений. И даже тогда, когда малыш научится самостоятельно
выполнять ту или иную процедуру, нельзя оставлять его без присмотра.
Главная гигиеническая процедура с ребенком - это умывание . Ребенок
должен мыть ручки и умываться по мере загрязнения, перед каждым приемом
пищи
и
после
еды,
после
прогулки,
после
туалета.
Не
все
дети
любят
умываться, многим не нравится холодная вода, но ведь это тоже закаливание,
не всегда можно умываться только теплой водой. Некоторые дети боятся
воды.
В
этих
случаях
можно
дать
ребенку
поиграть
с
водой,
чтобы
он
подставлял ручки под струю воды. Чтобы заинтересовать ребенка и сделать
процесс
умывания
более
приятным
и
эмоциональным,
можно
читать
следующие потешки:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя (имя ребенка) умывается,
Солнцу улыбается!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Катя, умывайся веселей!
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Предметы,
которыми
ребенок
будет
пользоваться
самостоятельно,
следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Чтобы ребенок
приобретал навык умывания, в детском саду созданы необходимые условия:
шкафчики с метками по росту детей, полотенце с петелькой, умывальники на
уровне детей, мыло разрезано маленькими кусочками. Удобная организация
условий
для
гигиенической
процедуры
должна
побуждать
ребенка
к
активности, самостоятельным действиям.
Для развития большей самостоятельности детей, над умывальниками
лучше повесить красочный алгоритм умывания в картинках:
1)
засучить рукава,
2)
намочить водой руки,
3)
намылить ладошки мылом до образования пены,
4)
смыть мыло под струей воды,
5)
вытереть насухо руки полотенцем.
Неотъемлемой
частью
процесса
умывания
является
вытирание
индивидуальным
полотенцем.
Дети
в
младшей
группе
довольно
быстро
запоминают
расположение
своего
полотенца
благодаря
индивидуальной
метке, которая совпадает с меткой на шкафчике ребенка, его кроватке.
В процессе еды детей тоже следует побуждать к самостоятельности.
Правила поведения как за столом, так и правила этикета вообще, должны
соблюдаться и дома, и в детском саду. То, чему ребенок научится в раннем
возрасте, останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень
страстного желания - делать все самостоятельно! Если этот момент упустить
и делать всё за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и
т.д.), мы рискуем, прежде всего, психическим здоровьем ребенка. Упущенный
навык в определенном возрасте, создает потом трудности, прежде всего, для
ребенка.
Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным,
если объяснять ребенку то, почему так делать нельзя. Например: если ты
будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь
сидеть "развалившись", то прольешь на себя суп из ложки…
В процессе еды ребенок должен усвоить следующие правила:
держать
ложку
нужно
правильно
(тремя
пальцами:
большим,
указательным и средним);
жевать
нужно
только
с
закрытым
ртом
("чавкать"
за
столом
–
недопустимо!);
еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не "набивать" полный рот.
(иначе, ты или подавишься, или задохнешься, или выплюнешь все обратно,
что недопустимо!)
"тянуть" с ложки суп нельзя. Нужно просто "вылить" суп в рот (так,
чтобы тебя никто не слышал);
хлеб надо откусывать ртом маленькими кусочками, а не ломать его
руками;
нельзя
класть
локти
на
стол.
Рука
должна
упираться
об
стол
"серединой" между запястьем и локтем. (если у тебя локоть лежит на столе,
тебе неудобно есть!);
самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не
выгибаем шею "зигзагом", чтобы рот "попал" на ложку. Рука к столу не
приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Голова слегка наклонена над
столом. Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его руку за
локоть, помогая ребенку справиться на первых этапах;
в то время когда малыш жует, ложка должна лежать на тарелке. Нельзя
класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. (ты
можешь ударить соседа, расплескать суп или еду, опрокинуть тарелку);
спина
должна
быть
прямая,
не
стоит
выгибать
спину
и
упираться
грудью в стол (потому что вскоре у тебя будет болеть живот);
нельзя мешать соседу за столом (иначе, ты можешь его подтолкнуть, и
он обольется или подавится едой);
чашку нужно поднимать ко рту, а не нагибаться к чашке, когда она
стоит на столе (оторви локти от стола и подними чашку ко рту. Спина должна
быть прямая!);
пить надо тихо (так, чтобы тебя никто не слышал);
когда все выпил, чашку нужно поставить на стол (держать ее в руке не
надо, рука устанет и в результате ты либо уронишь чашку, либо расплескаешь
все на стол, а то и на пол);
вставая
из-за
стола,
обязательно
нужно
поблагодарить
словами:
спасибо! приятного аппетита!
Эти правила ребенку нужно проговаривать постоянно, каждый день
добавляя новые. Постепенно малыш запомнит эти правила и будет следовать
им и, более того, будет следить за сверстниками в детском саду и своими
родными дома, будет делать им замечания, закрепляя таким образом свои
знания и навыки.
Следующий культурно-гигиенический навык - это процесс одевания и
раздевания . С полутора лет дети могут частично одеваться и раздеваться:
сначала снимать с себя обувь, носки, шапочку. К двум с половиной годам
ребенок учится снимать платье, надевать штанишки, колготки, а к трем годам
полностью
одеваться
и
раздеваться. Если
ребенку
давать
больше
самостоятельности в одевании и раздевании, то он научится гораздо быстрее.
Но большая ошибка родителей - "желание" помочь ребенку, т.е. сделать все за
него,
потому
что
так
будет
быстрее
и
аккуратнее.
В
итоге
у
малыша
вырабатывается привычка ждать помощи от взрослого.
Вначале
ребенок
одевается
медленно
и
не
всегда
правильно:
то
колготки
наизнанку,
то
ботинки
не
на
ту
ногу.
От
взрослых
требуется
терпение и уважение к желанию ребенка одеваться самостоятельно, пусть
даже и неправильно. Порой легче одеть ребенка, чем наблюдать его неумелые
действия и выслушивать капризы, когда что-то не получается. Но задача
взрослого - учить детей снимать обувь, одежду, в определенном порядке
складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь. В решении
этой задачи хорошо помогают игровые ситуации в одевании и раздевании
кукол, дети отрабатывают навык одевания и раздевания в игровой форме, а
потом применяют его на себе. Необходимо хвалить малыша за любую его
попытку одеться или раздеться самостоятельно и не попрекать его, если он
что-то сделал не так. Нужно тактично попробовать это исправить, а возможно
и не менять ничего, если малышу не доставляет дискомфорт неправильно
одетая одежда.
Таким образом, и педагогам, и родителям нужно помнить, что навык –
автоматизированный
компонент
сознательного
действия,
возникающий
в
результате
многократного
повторения.
Другими
словами,
навык
не
сразу
становится автоматизированным, а складывается в результате многократных
повторов.