Напоминание

Рабочая программа факультативного курса "Решение нестандартных заданий по русскому языку" 4 класс


Автор: Гаврилова Валентина Ивановна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МАОУ "Култаевская средняя школа"
Населённый пункт: с. Култаево, Пермского района, Пермского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа факультативного курса "Решение нестандартных заданий по русскому языку" 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Рабочая программа

факультативного курса «Решение нестандартных заданий по русскому

языку» 4 класс
Программа общеинтеллектуального направления
Содержание
I. Пояснительная записка ……………………………………… II. Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………. III. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………………………………… IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………………………………………………… V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………….. VI. Содержание тем учебного курса……………………………………............................... VII. Контроль предметных результатов……………………………………………… VIII. Список литературы…………………………………………………….
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Решение нестандартных заданий по русскому языку» общеинтеллектуального направления адресована учащимся 4 классов МАОУ «Култаевская средняя школа». Срок реализации – 1 год. Рабочая программа факультативного курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе нормативно-правовых документов:  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);  Требований к результатам освоения ООП НОО.  Программы формирования УУД.  Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Култаевская средняя школа».  Учебного плана МАОУ «Култаевская средняя школа».
II Общая характеристика учебного предмета, курса.
Выбор направления факультативного курса ориентирован на подготовку учащихся 4 класса к сдаче ЕМТ. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру (ФГОС НОО). Реализация факульативного курса «Решение нестандартных заданий» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д.
На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.
Цель:
повышение качества подготовки к ЕМТ выпускников начальной школы.
Задачи программы:

обучающие:

-
формирование общеинтеллектуальных умений; -углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. -создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ЕМТ.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления; -развитие речи и словарного запаса учащихся; -развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению; -формирование умение работать в группе. В результате обучения по данной программе ученики должны научиться: - работать с разными источниками информации; - выполнять инструкции при решении учебных задач; - сравнивать, анализировать полученную информацию; - рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли; - раскрывать общие закономерности; - работать в группе, в паре; - решать открытые и закрытые задачи; - определять последовательность осуществления логических операций.
III Описание места учебного предмета курса в учебном плане
Общая продолжительность обучения составляет 68 часов. Занятия факультатива проводятся в учебном кабинете, 2 раза в неделю по 45 мин.
IV Описание ценностных ориентиров учебного предмета
Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах. В рамках кружка по подготовке к ЕМТ предусмотрена оценка сформированности УУД.
Русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир:

Личностные действия:
знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессианальное; жизненное самоопределение.
Регулятивные действия:
целеполагание , планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; структирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие,
выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного

учебного предмета, курса

Личностные УУД:
-сравнение и оценивание выполнения своей работы; -устойчивый познавательный интерес к новым знаниям; -адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.
Метапредметными результатами
изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану; -учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; -составление плана решения проблемы совместно с учителем,; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-находить неизвестный компонент арифметического действия; -различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; -находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; -умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группах; -умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
В результате изучения факультативного курса «Калейдоскоп наук» (при условии регулярного посещения занятий) должно быть достигнуты определенные результаты по ЕМТ.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

изучения курса являются формирование следующих умений:
-самостоятельно выполнять задания; -осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; -работать в группе; -сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос; -планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос; -находить неизвестный компонент арифметического действия; -различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; -находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; -умение различать звуки и буквы; -умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами; - умение определять значение слов по тексту; -умение составлять небольшой связный текст на заданную тему; -умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Учебно-тематический план русский язык.

№ Отрабатываемые элементы содержания сроки Задания КИМов 1 Слово. Предложение. Текст. Вариант №1 2 Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Вариант №1 3 Правописание гласных и согласных в корне слова. Вариант №1 4 Правописание приставок и предлогов. Разделительные Ъ и Ь Вариант №1 5 Части речи. Вариант №1 6 Однородные члены предложения. Вариант №1 7 Однородные члены предложения. Вариант №2 8 Имя существительное. Склонение имён существительных. Вариант №1 9 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Вариант №1 10 Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний. Вариант №1 11 Местоимение. Вариант №1 12 Глагол. Изменение по временам. Неопределённая форма глагола. Вариант №1 13 Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Вариант №1 14 Повторение. Предложение. Части речи. Вариант №1 15 Повторение. Предложение. Части речи. Вариант №1 16 Повторение. Предложение. Части речи. Вариант №1 17 Повторение. Предложение. Части речи. Вариант №1

YII Контроль предметных знаний

Формы подведения итогов
: выполнение ЕМТ. Текущий контроль - в устной и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематический контроль - в письменной форме. За такую работу выставляется отметка: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; "3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; "2" - 5 и более ошибок. Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, задания по геометрии и др.).
Способы проверки результатов:
диктанты, проверочные работы, тесты.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, экран. Каждому ребёнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, ручка, линейка, простой карандаш.
VIII Список литературы.
1. Е.В. Волкова, Н.И. Ожогина, А.В. Тарасова Р.Т. Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Типовые задания. Издательство «Экзамен» Москва 2. Готовимся к ВПР. РТ по русскому языку. М.И.Кузнецова. Издательство «Просвещение» Москва 2016 6. Е.А. Болотова, Т.А. Воронцова Комплексные итоговые работы. 4 класс. Издательство «Учитель» Волгоград 2015 9. И.В.Щеглова .Итоговая аттестация за курс начальной школы по русскому языку. Издательство «Экзамен» Москва 2013


В раздел образования