Напоминание

Готовимся к ЕГЭ по биологии


Автор: Спирова Тамара Петровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Лицей № 66"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Готовимся к ЕГЭ по биологии
Раздел: полное образование





Назад




Готовимся к ЕГЭ по биологии Для того чтобы решить один вариант ЕГЭ по биологии одного универсального учебника для подготовки к ЕГЭ МАЛО!!! Этого учебника просто не существует. Сложность еще и в том, что далеко не все КИМы составлены корректно, а порой они содержат фактические ошибки. Но я не об этом. В течение многих лет я веду отдельную группу по подготовке к ЕГЭ по биологии. Экзамен трудный, очень объемный, но дети в младших классах, к сожалению даже не подозревают, какой объем их ожидает при подготовке экзамена по биологии (это те дети, которые с детства мечтают стать доктором, ветеринаром и т.п.). А что говорить о тех, которые начали готовить биологию только в 11-м классе. Вот и приходится делать с их умами почти невозможное. - Создайте коллектив детей (при подготовке к ЕГЭ), в котором
каждому
буд е м
комфортно
овладевать знаниями, и в котором дети пока не конкуренты. «Я этого не понимаю, но очень стремлюсь понять, давайте вместе!» - вот девиз для всей группы и для каждого в отдельности. - Запаситесь терпением и, если надо повторить 10 раз один и тот материал, повторите его 10 раз. - Не стесняйтесь рассказывать детям о том, как вы достигали понимания в той или иной трудной теме, и может именно ваш опыт запоминания окажется полезным для ребенка. - Рисуйте с детьми. Рисуйте, схемы и рисунки из учебников, придумывайте схемы и таблицы сами, вместе с детьми, пользуйтесь этими схемами и рисунками при решении КИМов под девизом: «Я знаю, где посмотреть». За время подготовки к экзаменам у очень многих создаются шедевры: огромные тетради по разделам биологии с собственноручными рисунками, схемами, таблицами (каждый год кто-нибудь мечтает продать, но в итоге оставляют на память). - Используйте все Интернет-ресурсы. Дети очень ценят педагога, который свободно владеет современными методами обучения. - Не забывайте о бумажных носителях. Работать с книгой всегда было полезным для развития детей любого возраста. А вот несколько тем, которые трудно усваиваются детьми всех поколений и разного уровня подготовки.
 Митоз и мейоз. Может, я не скажу ничего нового, но лучшее усвоение этого материала получилось при одновременном рисовании фаз митоза и мейоза (вместе с учителем). Получиться должно вот так (рисунок должен быть цветным обязательно): Главное отследить поведение одних и тех хромосом при митозе и мейозе. Рисуют дети одновременно с учителем, не имея никакого рисунка из учебника перед собой. Учитель должен
показать

полное

владение
материалом: поведение хромосом, количество молекул ДНК в каждой фазе и хромосомный набор.  Особое внимание следует уделить строению хромосом. При изучении в разделе цитология строение хромосом рассматривается в период метафазы, т.е. двухроматидные. (Когда митоз либо благополучно забыт, либо не изучался вовсе). Удивлению детей нет предела, когда выясняется, что хромосомы между делениями выглядят иначе. А значит, учитель постоянно должен рисовать три вида хромосом: нити хроматина, спирализованные однохроматидные и спирализованные двухроматидные хромосомы.  Биологический прогресс и биологический регресс. Путаница обязательно будет в определении черт
регресса
и общей
дегенерации
. Очень хорошая и доступная для понимания есть схема в учебнике «Общая биология 10» В.Б. Захарова и др.: Регресс и прогресс – это пути эволюции, а дегенерация – способ достижения прогресса. При объяснении этой темы придите к убеждению, что учениками всё понято правильно.  За много лет преподавания биологии, даже в самых биологически продвинутых классах, дети будут путать понятия вид, сорт, порода. Не
обольщайтесь, что после объяснения Вами несложного материала по селекции и искусственному отбору дети легко смогут оперировать этими понятиями. Спросите их, и обязательно найдется тот, кто путает вид и породу. (Объяснять на собаках очень просто). Удачи и терпения! Источники: 1. В.Б. Захаров и др., Общая биология 10,11 класс, М.: Дрофа, 2010 и позднее.


В раздел образования