Автор: Спирова Тамара Петровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: БОУ г. Омска "Лицей № 66" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Готовимся к ЕГЭ по биологии Раздел: полное образование
Готовимся к ЕГЭ по биологии
Для
того
чтобы
решить
один
вариант
ЕГЭ
по
биологии
одного
универсального учебника для подготовки к ЕГЭ МАЛО!!! Этого учебника
просто не существует. Сложность еще и в том, что далеко не все КИМы
составлены корректно, а порой они содержат фактические ошибки. Но я не об
этом. В течение многих лет я веду отдельную группу по подготовке к ЕГЭ по
биологии. Экзамен трудный, очень объемный, но дети в младших классах, к
сожалению даже не подозревают, какой объем их ожидает при подготовке
экзамена
по
биологии
(это
те
дети,
которые
с
детства
мечтают
стать
доктором, ветеринаром и т.п.). А что говорить о тех, которые начали готовить
биологию только в 11-м классе. Вот и приходится делать с их умами почти
невозможное.
- Создайте коллектив детей (при подготовке к ЕГЭ), в котором каждому
буд е м комфортно
овладевать
знаниями,
и
в
котором
дети
пока
не
конкуренты. «Я этого не понимаю, но очень стремлюсь понять, давайте
вместе!» - вот девиз для всей группы и для каждого в отдельности.
- Запаситесь терпением и, если надо повторить 10 раз один и тот материал,
повторите его 10 раз.
- Не стесняйтесь рассказывать детям о том, как вы достигали понимания в
той или иной трудной теме, и может именно ваш опыт запоминания окажется
полезным для ребенка.
- Рисуйте с детьми. Рисуйте, схемы и рисунки из учебников, придумывайте
схемы
и
таблицы
сами,
вместе
с
детьми,
пользуйтесь
этими
схемами
и
рисунками при решении КИМов под девизом: «Я знаю, где посмотреть». За
время подготовки к экзаменам у очень многих создаются шедевры: огромные
тетради по разделам биологии с собственноручными рисунками, схемами,
таблицами (каждый год кто-нибудь мечтает продать, но в итоге оставляют на
память).
- Используйте все Интернет-ресурсы. Дети очень ценят педагога, который
свободно владеет современными методами обучения.
-
Не
забывайте
о
бумажных
носителях.
Работать
с
книгой
всегда
было
полезным для развития детей любого возраста.
А вот несколько тем, которые трудно усваиваются детьми всех поколений и
разного уровня подготовки.
Митоз и мейоз.
Может, я не скажу ничего нового, но лучшее усвоение этого материала
получилось при одновременном рисовании фаз митоза и мейоза (вместе с
учителем).
Получиться должно вот так
(рисунок должен быть цветным обязательно):
Главное отследить поведение одних и тех хромосом при митозе и
мейозе. Рисуют дети одновременно с учителем, не имея никакого рисунка из
учебника
перед
собой.
Учитель
должен показать
полное
владение
материалом: поведение хромосом, количество молекул ДНК в каждой фазе и
хромосомный набор.
Особое внимание следует уделить строению хромосом. При изучении в
разделе цитология строение хромосом рассматривается в период метафазы, т.е.
двухроматидные. (Когда митоз либо благополучно забыт, либо не изучался вовсе).
Удивлению
детей
нет
предела,
когда
выясняется,
что
хромосомы
между
делениями выглядят иначе.
А значит, учитель постоянно должен рисовать три
вида
хромосом:
нити
хроматина,
спирализованные
однохроматидные
и
спирализованные двухроматидные хромосомы.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Путаница обязательно будет в определении черт регресса и общей дегенерации .
Очень
хорошая
и
доступная
для
понимания
есть
схема
в
учебнике
«Общая
биология 10» В.Б. Захарова и др.: Регресс и прогресс – это пути эволюции, а
дегенерация – способ достижения прогресса. При объяснении этой темы придите
к убеждению, что учениками всё понято правильно.
За
много
лет
преподавания
биологии,
даже
в
самых
биологически
продвинутых
классах,
дети
будут
путать
понятия
вид,
сорт,
порода.
Не
обольщайтесь, что после объяснения Вами несложного материала по селекции и
искусственному
отбору
дети
легко
смогут
оперировать
этими
понятиями.
Спросите их, и обязательно найдется тот, кто путает вид и породу. (Объяснять на
собаках очень просто).
Удачи и терпения!
Источники:
1.
В.Б. Захаров и др., Общая биология 10,11 класс, М.: Дрофа, 2010 и позднее.