Напоминание

Работа со слабоуспевающими обучающимися как фактор повышения качества знаний и умений уеников


Автор: Лушкина Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК "Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен"
Населённый пункт: Республика Крым, город Керчь
Наименование материала: презентация опыта работы
Тема: Работа со слабоуспевающими обучающимися как фактор повышения качества знаний и умений уеников
Раздел: среднее образование





Назад





РАБОТА

СО

СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

УЧЕНИКАМИ КАК

ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И

УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

из опыта работы учителя русского

языка и литературы МБОУ г. Керчи РК

«Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских

каменоломен» Лушкиной Елены

Владимировны


СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

ПОТРЯСАЮЩЕ НЕЭФФЕКТИВНА. СЛИШКОМ

ЧАСТО МЫ ДАЁМ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ

СРЕЗАННЫЕ ЦВЕТЫ - В ТО ВРЕМЯ, КАК МЫ

ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ИХ ВЫРАЩИВАТЬ

СОБСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ».





ДЖОН ГАРДНЕР

«Самое полезное в жизни

– это собственный опыт».

В. Скотт


НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ КАК МИНИМУМ НА ДВА ВОПРОСА:

ЧЕМУ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?

Необходимо выяснить

причину отставания,

определить

действительный уровень

знаний ученика, после

чего “возвратить его” на

ту ступень обучения, где

он будет соответствовать

требованиям программы,

Государственным

Образовательным

Стандартам.

Необходимо выяснить

причину отставания,

определить

действительный уровень

знаний ученика, после

чего “возвратить его” на

ту ступень обучения, где

он будет соответствовать

требованиям программы,

Государственным

Образовательным

Стандартам.
Чему учить?

Продумать и

осуществить



индивидуаль

ный план

обучения.
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо. Э. Ильенков Как учить? Расти должны все цветы… Евангелие

АКТУАЛЬНОСТЬ:

1. ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВШК, ВПР,

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,


АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ОБРАЗОВАНИЯ – «НЕ

ПОТЕРЯТЬ», «НЕ УПУСТИТЬ»

ОБУЧАЮЩИХСЯ С НИЗКИМИ

УЧЕБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Вставка рисунка Вставка рисунка
Созд

ание

ново

го

знан

ия

Применение

знания

Владение

знанием

Знание

Незнание

№ Фамилия, имя Класс Причина слабой успеваемости 1 Иванов А. 8 Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей 2 Рыбаков И. 8 Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов 3 Макаров В. 8 Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи. 4 Петров С. 8 Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей 5 Петров Е. 9 Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов отсутствие контроля со стороны родителей 6 Алексеев М. 9 Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, отсутствие контроля со стороны родителей 7 Бередин Д. 9 Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность 8 Демидов И. 9 Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов

Признаки отставания ученика

Причины:

В чем проявляется:

Низкий уровень

умственного

развития
 Педагогическая запущенность.  Частые заболевания.  Пропуски занятий.  Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.  Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.  Учитывать все признаки предмета или явления.  Видеть общее и т. д.
Несформированность

учебных навыков
 Педагогическая запущенность.  Частые заболевания.  Пропуски занятий.  Ребенок не умеет учиться:  работать с текстом;  выделять главное, существенное;  не может организовать свое время и распределить усилия
Дефицит внимания с

гиперактивностью
 Функциональные особенности нервной системы  Отвлекаемость;  Чрезмерная подвижность;  Неусидчивость
Отсутствие

познавательного интереса
 С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности  Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
Несформированность

произвольной сферы
 Функциональные особенности нервной системы;  педагогическая запущенность  Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2016-2017УЧЕБНЫЙ ГОД

(8, 9 КЛАССЫ)

Мероприятие

Сроки
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей сентябрь Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости сентябрь-октябрь Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” сентябрь Дополнительные занятия с обучающимся после уроков (систематические) каждую неделю Дополнительные занятия с обучающимися (разовые) “Правила составления плана устного ответа” “Как правильно работать с текстом” в течение года в начале учебного года Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность ежедневно на разных этапах урока Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию на каждом уроке Работа с обучающимся на уроке:  в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;  при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников на каждом уроке Организация самостоятельной работы на уроке:  разбивка заданий на дозы,  ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,  ссылка на правила и свойства,  более тщательный контроль с указанием на ошибки;  выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях,  использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий в течение года Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) на каждом уроке Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки систематически

ПЛАН РАБОТЫ СО

СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8,9 КЛАССОВ
№ п/ п Мероприятия Сроки проведения 1 Выявление слабоуспевающих обучающихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием. сентябрь 2 Организация работы со слабоуспевающими обучающимися. в течение учебного года 3 Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих обучающихся. ежедневно 4 Контроль и анализ ведения диагностических карт обучающихся. 1 раз в четверть 5 Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими. в течение года 6 Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей. октябрь, ноябрь, март 7 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний обучающихся. в течение года 8 Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме. в течение года 9 Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. в течение года 1 0 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: - проведение индивидуальных бесед с родителями; - посещение на дому семей слабоуспевающих обучающихся в течение года

План индивидуальной работы со слабоуспевающим обучающимся

на I четверть 2016-2017 года
ФИО учителя–Лушкина Елена Владимировна Фамилия ученика(класс) - Рыбаков И., 8 класс Предмет - литература Пробелы в знаниях уч-ся - Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов
1.Индивидуальные дополнительные занятия

Тематика занятий.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Предание (развитие представлений). Беседа. Задание: 1. Перечитать ещё раз предание «О покорении Сибири Ермаком». 2. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком».
А.С. Пушкин.
Слово о поэте.
Его отношение к истории и исторической

теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19

октября». Их основные темы и мотивы.
1. Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о романе „Капитанская дочка‟ на основе опорных карточек и конспекта. Задание 2. Написать в словариках значения литературоведческих терминов «повесть», «роман», «семейные записки», «хроника», «жанр». Практическая работа, совместное выполнение домашнего задания.
Пугачёв

и народное восстание в романе и в историческом труде

Пушкина.
Народное восстание в авторской оценке. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Беседа. Практикум. 1. Дать письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения „Капитанской дочки‟». (составление плана ответа). Обобщающее повторение по теме «Причастие». Лабораторная работа Обобщение по теме «Причастие» Контроль усвоения знаний. Контрольный тест по творчеству А.С. Пушкина Контроль уровня знаний
4.Работа с дневником и тетрадью.
Ежедневная проверка домашней и самостоятельной работы на уроке; Отражать индивидуальную работу со слабым обучающимся в специальных тетрадях по предмету.
5.Консультации для родителей.

Дата
1.Причины школьной неуспеваемости. 21 октября 2016 г. 2.Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания 2 декабря 2016 г.
6.Создание ситуации успеха на уроке
Использование карточек-помощников, вовлечение в игровые ситуации, соревнования Систематически на уроках
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.


Как повысить

работоспособность

обучающихся?

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ

УЧЕНИКУ?
Как предотвратить неуспеваемость обучающихся?

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН

- уметь встать на позиции ученика;
-
уметь вести непринуждённый диалог;
-
стремиться к внешней занимательности;
-
использовать средства невербального общения (опорные

сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
-
учить работать со словарями и другим справочным материалом.

В обучении применять:

- опережающее обучение;
-
различные формы групповой работы;

- взаимоопрос, самоконтроль;

- конспекты-блоки по разным темам;

- работу с алгоритмами.



НЕТ

насмешливому тону!

Качество

Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости – разноуровневое,- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ обучение. Основной смысл его заключается в
адаптации

учебного процесса к познавательным

возможностям; способностям и интересам

каждого ученика.
Цель работы с неуспевающими – не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. СИТУАЦИЯ УСПЕХА « Я МОГУ ! »

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ

Дозирование заданий для самостоятельной

работы на уроке, более подробные, чем других

учеников, инструкции.

Создание особых условий опроса для

неуспевающих учеников.

Индивидуальная форма обучения.

Групповые занятия.

Дифференцированная работа учителя на уроке

с временными группами учащихся.

Дифференциация домашней работы учащихся.

Дополнительные занятия с отстающими.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАБОТЕ СО

СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ:

карточки для индивидуальной работы

задания с выбором ответа

деформированные задания

“разрезные” теоретические материалы

перфокарты



карточки - тренажёры

творческие задания

“карточки-информаторы”

карточки с образцами решения,

«карточки - сигналы»,

таблицы, рисунки,

опорные сигналы, схемы


Памятка

«Психотерапия неуспеваемости»
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков. 2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним. 3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося. 4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной. 5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. 7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". 8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями. 9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания. 10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ

ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ
Тема урока: «…Я также достоин сожаления…» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Количество часов: 2 часа. Вид урока: комбинированный. Предварительное дифференцированное домашнее задание: 1) Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч». 2) Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче. 3) Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа. Дифференцированные задания, используемые по ходу урока: 1) Фронтальное: сопоставить описание природы в лирике поэта, в романе и на картинах Лермонтова; сделать письменный вывод по уроку; предложить свое название урока; ответить на эвристические вопросы: - Описание природы в романе – это взгляд Лермонтова-художника, Лермонтова-поэта или Лермонтова- повествователя? - Что может испытывать насильно похищенная женщина к своему похитителю: любовь, ненависть, равнодушие? - Что в исповеди Печорина вызывает сочувствие, а что осуждение? - Кто еще из знакомых литературных героев исповедуется? Что вы знаете об исповеди вообще? - Какие мотивы лирики Лермонтова звучат в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч»? 2) Групповое: проиллюстрировать пейзажи повести «Бэла» при помощи красок (рисование пейзажа в процессе урока); выписать эпитеты, используемые автором при описании природы. 3) Индивидуальное: выделить, какие художественные приемы использует автор для характеристики своего героя; проанализировать тему урока; сопоставить описание Печорина Лермонтовым и иллюстрации картин различных художников.

КАРТОЧКИ-ПОМОШНИКИ
ШАБЛОН ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Над этим вопросом заставляет задуматься текст
(фамилия автора текста) или
Эту проблему поднимает автор текста... Проблему...автор раскрывает на примере...
(Ф.И.О. автора)
заостряет внимание на ... В тексте не случайно подчёркнуто, что... Автора удивляет
(автор

заинтересован,

взволнован;

автора

изумляет, поражает, угнетает, радует, оскорбляет...).
.. Текст заставляет задуматься над... Автор убеждает читателя в том, что...
(позиция автора такова:...; автор считает, что...)
Мне понятна такая позиция
(фамилия

автора)
...


согласна

с

позицией...;

трудно

не

согласиться с позицией...).
Аргументы
(2:жизненный и литературный;1 логический и 1 литературный).
Таким образом, автор данного текста заставил меня задуматься над... ( Думаю, что проблема.. поднятая в тексте, актуальна и в настоящее время, так как...). - Автор затрагивает важную проблему... - Автора текста волнует проблема... - Проблема, которую рассматривает автор, заключается... - Текст... заставил меня задуматься... - Волнующую для всех нас проблему поднимает... Шаблон для написания сочинения - рассуждения.

КАРТОЧКИ-ПОМОШНИКИ

Схема анализа лирического произведения
1. О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще. 2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...). 3. Структура образов и развитие конфликта. а) Тема и основная мысль произведения. б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию) в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами). 4. Черты лирического героя. 5. Основные особенности поэтического языка. а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия). б) Языковой поуровневый анализ * поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.) * поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы). * Использование явлений морфологии и синтаксиса. 6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма. 7. Мое восприятие произведения.


В раздел образования