Напоминание

"Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")


Автор: Стрелкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Комсомольск-на -Амуре
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро")
Раздел: полное образование





Назад




Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема : "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро") Цель мероприятия
:
привитие интереса к произведениям современной литературы на основе идейного анализа произведения Е.Габовой « Не пускайте рыжую на озеро», раскрытие егозначения. Задачи:  Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой с целью анализа художественных средств выразительности рассказа «Не пускайте рыжую на озеро»  Развивающийся аспект – используя технологию РКМЧП развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, обращенной к подросткам, осмысление поступков подростков, осознать, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим. Оборудование:компьютер, проектор, рекомендательные списки литературы, раздаточный материал. Ход мероприятия. 1. Оргмомент. ( Работаем в группах) 2. Слово учителя. Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Произведения современных писателей приглашают нас, читателей, в свой дом - в книгу, в мир юношества. Этот мир всегда интересен нам, он чистый, своеобразный, но и жестокий, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Слово педагогу- библиотекарю нашей школы. Накануне мы провели среди вас анонимное анкетирование. Результат. Слайд 1 обзора. На основании ответов представляю вашему вниманию обзор современной литературы для подростков. Эти книги не только ответят на ваши вопросы, помогут разобраться в каких- то жизненных ситуациях, но и скрасят досуг. (Итоги анонимного опроса и обзор современной литературы для подростков. Рассказ о Габовой Елене).
Презентация обзор литературы. «Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!» Владимир Башунов Раздумья над рассказом Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» Учитель.Сегодня, перелистывая страницы рассказа, попытаемся услышать его нравственное звучание. Автор обращается к современной молодежи, к их нравственным и духовным ценностям, ведь душа современного подростка, прежде всего, ждет от мира теплоты, любви и понимания. . Учитель. Рассказ «Не пускайте на озеро» прочитан, какие проблемы поднимает автор. Подростковая жестокость Проблема одиночества Бездушие и безразличие взрослых к судьбе детей. Слайд 3. Учитель.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока «Человеком надо быть всегда» Чтение наизусть стихотворения ( ученицей) Родиться рыжим – значит не таким, как все. Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен. Ты неприличен и смешон, Резвясь в росе. Весь мокрый, вопреки Послушным, умным детям. Родиться рыжим – Значит не таким вообще. Пусть ты блондин, Иль даже волосами черен. Ты просто «рыжий» Изначально там, в душе. И пусть порой смешён, но серым непокорен. Стефания Данилова Работа со стихотворением ( Текст в материалах к уроку)
.Учитель
.
О каких значениях слова рыжий говорится в стихотворении? Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице ( «Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен») «Рыжий» - не такой, как все. («рыжий» изначально там, в душе Учитель Вывод: «Наша героиня не такая, как все». Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание). Учитель. Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы описать внешность девушки с какой целью?( у каждой группы свое задание) (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора). Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством») Сравнения «Волосы, словно медная проволока»,» Глаза зеленые, блестящие, как лягушата», «Тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая» и другие.. Вывод
:
в данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто новое в героях. Учитель. Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что будет там одна? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её) . А как она пела? Обратитесь к тексту
(Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) Отношение рассказчика.

У рассказчика есть симпатия к ее пению, но он не выражает ее открыто, не выступает в защиту Светки, а поступает, как все. ( «Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом»…). Сделайте вывод об отношении окружающих к героине. Одноклассников раздражает, что она не такая, как они. Никто не пытается ее понять. Все её обижают. Чтение по ролям и анализ эпизода «На палубе теплохода». Оцените чтение, удалось ли ребятам передать эмоциональное значение эпизода? . Что нового узнали о героине и ее одноклассниках , об отношениях друг к другу. Работа с текстом. Героиня Сидит на краю скамейки, рядом с ней пустое место Встревоженное выражение лица. Сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу, еле успела на берег. Одноклассники До свидания, Рыжая, ты рыбу распугиваешь (Женька). Прощай, подруга, больше не увидимся (девчонки). Давай Женьку хвалить, что он с Рыжухой так ловко устроил. Все о Рыжухе забыли. Класс был оживлен. Как Светка относилась к одноклассникам?«На девчонок не обижалась, привыкла, наверное. Ей было хорошо одной на природе, не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по палаткам расходились…»
Учитель. Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвны, не все были на стороне Женьки). Учитель. Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»). Учитель. Согласны ли с рассказчиком, что класс Светы дружный? Ученица. Да. Класс дружный ( доказывает текстом) Дискуссия. Дружба- это… (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: « не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала») Учитель. Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал). Учитель. Прошло 5 лет , рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре, почему? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.) Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь») Ученик наизусть читает стихотворение Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой Эфир бездонный С ярко Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный, Отраженный красотою. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый!

Библиотекарь: А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? ( Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») . Наша героиня не такая, как все, вспомните ранее прочитанные произведения , в которых героине такие… (Проблемы) Вы выделили основные проблемы в рассказе Елены Габовой , предложите свои решения , какую помощь можно оказать, дайте совет Мозговой штурм. Самостоятельная работа (в парах, в группах) 1. Подростковая жестокость Решения – смотреть добрые передачи – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса 2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику; 3. Бездушие и безразличие взрослых в судьбе детей – таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой), – больше читать произведений о доброте, об истинной красоте человека. . Учитель:

Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее

повсюду, обидное- «Ры-ы-жая
»
Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, оно растворится в добре Обратитесь к теме занятия : «Человеком надо быть всегда»
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы это запомнили. Рефлексия. Учитель. Сегодня мы говорили о жестокости , о бессердечном отношении к героине , я хочу подарить вам это сердце-символ любви, отзывчивости ,милосердия ! А каким будет наше сердце , зависит от вас. Наклейте маленькие сердечки соотвественного цвета, что вызвал у вас урок, какие чувства вы испытали. «Х орошая книга это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро « Ф. Абрамов Мы продолжим разговор о нравственных проблемах, поднимаемых в современной литературе, которые волнуют читателя, задевая его душу и сердце. Обратите внимание на следующие книги. Список рекомендованных книг у вас на столах. Хотелось бы закончить нашу встречу одним стихотворением, в нём обращение к вам. Чтение наизусть стихотворения. Лидия Невская Новая книга раскрыла страницы, Будто взмахнувшая крыльями птица. Но современные компы и флешки Шлют в её адрес сплошные насмешки. Только она до сих пор не сдаётся, В муках рождается и издаётся. Пахнет всегда типографскою краской. Смотрит на нас с человеческой лаской. Книгу на полке возьмите, прочтите, Тонкие нити любви протяните. В книгах душа остаётся навеки. Души сливаются в чистые реки. Новая книга раскрыла страницы. Скажем ей: Здравствуй, крылатая птица! Спасибо все за работу. Музыка.


В раздел образования