Напоминание

Развитие ключевых компетенций младших школьников через формирование универсальных учебных действий в курсе "Развитие познавательных способностей" (автор О.А. Холодова).


Автор: Сорокина Алла Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: г.Ковров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ключевых компетенций младших школьников через формирование универсальных учебных действий в курсе "Развитие познавательных способностей" (автор О.А. Холодова).
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1 им. А.Н. Барсукова Развитие ключевых компетенций младших школьников через формирование универсальных учебных действий в курсе «Развитие познавательных способностей» (автор О.А. Холодова). Учитель начальных классов: Сорокина А.В. Учитель высшей квалификационной категории г. Ковров 2016 – 2017 уч. год
Развитие ключевых компетенций младших школьников через формирование универсальных учебных действий в курсе «Развитие познавательных способностей» (автор О.А. Холодова). Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение , желание учиться. Целью начального образования становится личностное, познавательное и общекультурное развитие младших школьников, обеспечивающее формирование ключевых компетенций. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общеучебных универсальных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний. Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Реализовать ключевые компетенции помогает специальный курс «Развитие познавательных способностей» (РПС). Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Замысел программы по РПС:
УУД являются ценностными ориентирами реализации содержания. Овладевая УУД, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. УУД сгруппированы в 4 основных блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Курс РПС раскрывает определённые возможности, создаёт зону ближайшего развития для формирования УУД. Последовательность, способы формирования и проверки УУД отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителем на занятиях. Рассмотрим структуру занятия по РПС с точки зрения формирования ключевых компетенций.
Этап 1.
Организационный момент. Любое занятие мы начинаем с самоопределения к учебной деятельности с целью мотивировать учащихся и определить содержательные рамки урока, создавая условия для формирования ценностно – ориентационной компетенции.

Этап 2.
Гимнастика. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Проводим специальные упражнения для улучшения мозговой деятельности: «качания головой», «шапка размышлений», «ленивые восьмёрки» и профилактики нарушений зрения: «вижу палец», «палец двоится», «зоркие глазки», «письмо носом». Забота о собственном здоровье, освоение способов физического саморазвития относится к здоровьесберегающей компетенции. На данном этапе создаём условия для совершенствования коммуникативной компетенции. Используем приём «Дежурный».Ученик проговаривает цель упражнений, повышая мотивацию к выполнению, по желанию может объединить упражнения общей темой.
Этап 3.
Разминка. В разминку включены 10 достаточно лёгких вопросов, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, позволяющие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности. Чаще всего используем:  парную форму работы (Она позволяет повысить социальную активность ученика. Дети по очереди задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.);  игровые формы (брейн – ринг, эстафета, викторина);  групповую форму работы. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями и способами взаимодействия с окружающими людьми необходимо для дальнейшего формирования коммуникативной компетенции.
Этап 4.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе задания не только позволяют развивать перечисленные качества, но и способствуют через УУД формированию ключевых компетенций. Личностные УУД обеспечивают формирование ценностно – смысловой компетенции. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Фрагмент урока РПС во 2 классе. Пример1. Учитель: Откройте конверт и озвучьте тему, над которой будет работать ваша группа. (1 группа - «Быстрота реакции», 2 группа - «Воображение», 3 группа - «Закономерности») Учитель: Возьмите «целевичок», найдите и выделите цель вашей работы.  1 группа: «Будем учиться быстро находить способ решения». - Для чего это надо уметь? (Чтобы быстро найти решение задачи или примера.)
 2 группа: «Будем совершенствовать воображение». - Это важно иметь развитое воображение? (Мы занимаемся в театральной студии. Для создания образа нужно иметь хорошее воображение.)  3 группа: «Будем учиться видеть закономерности». - А на каких уроках это особенно важно? (На математике при построении таблицы умножения, при вычислениях.) Пример 2. На этапе подведения итогов занятия детям предлагается высказать свои пожелания по выбору темы следующего занятия, над которой они хотели бы работать. Пример 3. В ряде заданий предусмотрен творческий уровень выполнения, создающий условия для формирования компетенции личностного самосовершенствования. Перед тобой 3 «волшебные» фразы. Попробуй догадаться, почему они волшебные. Фока, хочешь поесть щец? – Фи! Чаще пей! Твёрдый орех «жушуц». Попробуй придумать свои «волшебные» фразы. (2 класс. Занятие №4.) Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности, т.е. формирование учебно – познавательной компетенции. Мы разработали специальную карту – схему «Целевичок», которая позволяет каждому ученику быть активным участником занятия. Он формулирует цель задания и выделяет её на «целевичке». Ученик систематически подводит итоги работы по этапам урока, проверяя и оценивая свою работу. А в конце занятия анализирует полученный результат работы, делает выводы и планирует следующее занятие. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем и обеспечивают формирование информационной компетенции. 1. Поиск, извлечение, систематизирование, анализирование, отбор необходимой информации. Пример. Урок РПС. 3 класс. Занятие №4. Работа с рубриками:  «Это интересно» Выполняя задание №2, получаем ключевое слово «березняк».(Пара учеников в поисковой системе Интернета ищет этимологию слова);
 «На заметку» Работают со словарями: «Словарь русского языка в 4 томах», «Толковый словарь живого великорусского языка Даля В.И.» в поисках определения игры «Полиндром» или зашифрованного слова «тролль». 2. Владение навыками использования информационных устройств. На данном этапе мы чередуем выполнение заданий в рабочей тетради с работой на персональном компьютере. 3. Знаково – символическое моделирование (общеучебные УУД) а) Игра «Фантазёры». Ребятам предлагаются картинки (друдлы), их задача - суметь находить аналогии с реальными предметами. Оценивается продуктивность, оригинальность и гибкость идей. (3 класс Занятие №14. «Совершенствование воображения») б) Работа с изографами. На картинке слово записано буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Угадайте слово. (2 класс занятие №7) в) Ребусы. ( все занятия по совершенствованию воображения) г) «Шифровальщик» Расшифруй слова, поместив вместо ** букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите. Ч**Щ **Б П**С З**Й Й**Л Зашифруй таким способом имя своего любимого сказочного персонажа. (2 класс. Занятие №8. «Развитие быстроты реакции») 4. Анализ объекта с целью выделения признаков (существенных и несущественных). (логическиеУУД). а) «Поиск девятого» Необходимо выбрать фигуру из 6 пронумерованных.( на всех занятиях по поиску закономерностей) б) Числовые и буквенные закономерности. В слове «КРЯ» перставили буквы – и получилось слово «ЯРК». Такая же перестановка была в слове «ПЛИ». Подчеркни, что получилось: ИПЛ ИЛП ПИЛ ЛИП ЛПИ ПЛИ (2 класс. Занятие №8.) Работая над темой занятия можно создать условия для формирования и коммуникативной компетенции, организовав не индивидуальную работу, а групповую. Распределение по группам может быть не случайным, а с учётом уровня сформированности данных умений у учащихся, их личных пожеланий с предыдущего занятия. Отчёт о результатах работы в группе позволяет развивать монологическую речь
В 3 классе часто встречаются задания. в которых предусмотрена работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Идёт работа по расширению словарного запаса и речевых коммуникативных умений. 1) Подумай, о каком человеке так говорят? Выбери правильный вариант значения каждого фразеологизма и обведи его в кружок. Он перегибает палку. а) ловкий; б) ленивый; в)слишком усердный … (3 класс Занятие №15) 2) Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправь его. Мальчик сделал родителей испуганными. … (3 класс Занятие №12) 3) Замени в предложениях текста повторяющиеся слова синонимами. У тётушки была медленная походка, медленная речь и медленные жесты. Варианты: неторопливый, медлительный. … (3 класс Занятие №10) 4) Игра «Найди пару»: подбери слова с противоположенным значением. (2 класс занятие №18)
Этап

5.
«Учусь рассуждать» На данном этапе собраны нестандартные задачи. Прежде всего развиваем аналитические способности через умение проводить анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, формируя когнетивную, учебно – познавательную компетенцию. Форма работы – самостоятельная с самопроверкой по образцу. Волк, Лиса и Медведь живут в трёх домиках: первый – белый с большим окном, второй – серый с большим окном, третий – серый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большим окном, у Волка и Медведя – серые домики. Помоги зверям попасть к себе домой. Нарисуй дорожку от каждого зверя к его домику. После самостоятельной работы проверка не только ответа, но и поиска решения, рассуждения. Ваше рассуждение. Если у Волка и Лисы домики с большим окном, значит у Медведя – с маленьким.
Вывод – Медведь живёт в третьем домике. Если у Волка и Медведя серые домики, то у Лисы – белый. Вывод – Лиса живёт в первом домике. Ответ: 1 – Лиса, 2 – Волк, 3 – Медведь. В заключение можно констатировать, что методы и приёмы организации деятельности младших школьников на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей, т .е. на формирование ключевых компетенций: когнитивной, и ценностно-ориентационной, и учебно- познавательной. Основное внимание на этих занятиях обращено на такие качества ребёнка как внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления. Развитие и совершенствование этих качеств очень важны для формирования у ребёнка компетенций личностного саморазвития, для формирования полноценной (общекультурная компетенция) самостоятельно мыслящей личности, которая сможет жить и творить в постоянно меняющемся мире, реализуя компетенцию социального взаимодействия. Занятия предполагают частую и быструю смену различных видов деятельности. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Создаются условия для реализации и коммуникативной, и здоровьесберегающей компетенций. С каждым занятием (с каждым годичным курсом) задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, значит, формируется информационно-технологическая компетенция. В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены не только через формирование УУД и формирование компетенций учебного поиска (познавательный аспект), не только через развитие речи, сенсорной и двигательной сферы ребёнка(развивающий аспект), но в первую очередь через формирование « Я – концепции», чере з во спит ание системы нравственных м е ж л и ч н о с т н ы х отношений(воспитывающий аспект). Иными словами ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника начальной школы: ценно стно- ориентационной, общекультурной, когнитивной и всех других ранее упомянутых.


В раздел образования