ПОПУЛЯРНЫЕ СЮЖЕТЫ В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Развитие ребенка происходит только в том случае, если он активно включается в разные виды деятельности
предметную, игровую, учебную, трудовую. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит ста -
новлению психики ребенка, его личности.
Удивительно, насколько дети консервативны в выборе сюжетов для игр! Каждое поколение детей играет в одни и те же игры. Это
еще одна тайна детской игры. Вероятно, такие вековые сюжеты, как старые дороги, должны быть пройдены каждым из нас. Может быть,
в
этих играх с вечной тематикой отражена суть нашей жизни?
Нам кажется, что сюжет не оригинален, а действия не отличаются разнообразием. Но ребенок вновь и вновь воспроизводит по-
нравившиеся сюжеты, почти ничего не меняя. Старые темы вновь оживают.
Ролевая игра не требует участия большого количества детей.
Она стихийно развивается в небольших группах по два-три ре -
бенка, иногда по пятеро-шестеро детей. Пусковым механизмом игры могут являться интересные события, внутренние переживания,
подходящие вещи или дружелюбный партнер. Когда дети обнаруживают, что им никто не мешает, они погружаются в свой мир, жи-
вут сами по себе, понимая друг друга почти без слов. Игры разворачиваются с большим размахом в условиях семьи, но и в детском
саду дети используют для них каждую свободную минуту.
Родители говорят, что их дети начинают играть буквально с самого порога квартиры. Игровой материал дети выбирают сами, но
неплохо иметь примерный перечень того, что понадобится.
Родителям на заметку. Для того чтобы появилась потребность в творчестве, нужен материал, из которого дети будут сами создавать
канву игры.
Игра рождается, прежде всего, как стремление воспроизвести увиденное и еще раз пережить его. Появление творческих чувств в
игре всегда навеяно собственными переживаниями. С этой целью необходимо:
пополнять у детей кладовую памяти (образной памяти, памяти на разные ощущения),
кладовую впечатлений (для этого надо путешествовать, совершать разные экскурсии, наблюдать за природой и животными),
кладовую общения (общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разных возрастов и др.).
Игры во что угодно
Это игры с бросовым материалом. Дети перебирают вещи, при меривают их. Так постепенно рождаются роли и сюжеты. Материал
для игры необходимо обновлять.
Дошкольникам дают возможность действовать с природным материалом, с различными неожиданными вещами и предметами:
различными трубочками, куском гибкого шланга, колесом от детского велосипеда, пластмас совой крышкой от коробки и т. п. Игра с
бросовым материалом чаще всего разворачивается в условиях семьи.
Игра «Дочки-матери»
Понадобятся:
атрибуты для роли мамы — шляпа или косынка, кусок материи, из которого изготавливается платье, фар-
тук; атрибуты для роли дочки — панамка, кукла или машинка,
фартучек
для
еды,
кукольная
колясочка;
стол,
бумажная
ска -
терть; бутылочки, баночки, коробочки из-под молочной смеси; коробка, выполняющая функцию кровати.
Содержание игры дети определяют сами, исходя из ситуации и своего настроения. Это может быть прием пищи, прогулка,
вызов врача на дом, прием гостей и т. п. (например, игра «К тете Вале на пироги»).
Игра «Домики», или «Повальное увлечение»
Понадобятся:
коробки
разной
величины
для
домиков;
клей и куски обоев; подсобный материал для изготовления мебели;
маленькие куклы; кусочки ткани для кукольной одежды; туалетные принадлежности для кукол; посуда; место для размещения домиков;
ста-
рый настенный календарь для изготовления картин.
Дети наверняка видели кукольные домики для Барби и хотят иметь такие же. В кукольном домике может быть много комнат,
сделанных из коробок, приклеенных друг к другу. А можно и одну коробку разделить пополам куском картона. Стены оклеива-
ются обоями, в окна вставляется полиэтилен. Обстановка в доме
зависит
от
вкуса
хозяйки
и
от
подготовленного
материала.
На окна вешаются шторки, на пол кладутся коврики. Подбирается мебель.
Для детей старшего дошкольного возраста важны детали:
крошечные вазы на столах, картины на стенах, полочки, подушечки, плита, стиральная машина, телевизор, компьютер. Обычно после
обустройства дома дети начинают ухаживать за детьми, вести хозяйство,
встречаться с соседями и ходить к ним в гости.Взрослый
может открыть для встреч кафе или ресторан, магазин, больницу, стадион. Эта игра обычно носит характер повального увлечения и на
какое-то время овладевает сердцами детей. Они приносят в детский сад строительный материал для домиков, собирают украшения,
бесконечно любуются своими сооружениями.
Домики могут долгое время сохраняться в группе, а потом преподноситься в качестве подарка малышам, которые сами их сделать не
могут. Если домик сделан в семье, то его (по желанию ребенка) приносят в детский сад.
Игра «Город на столе»
Повальное увлечение строительством домиков может найти продолжение, особенно если к нему подключаются родители. До -
мики собираются на столе, и получаются улицы, которые тут же украшаются зеленью. Сооружаются общественные здания: универсам,
больница, банк, детский сад, детский парк с аттракционами. Город постоянно достраивается и обновляется, появляются площа ди с
фонтанами, телефонные будки, автомобильные дороги и автобусные остановки. Игра получает новый поворот, в ней отражается обще-
ственная жизнь города. Мамы водят своих детей гулять, покупают им вещи в магазине, ходят на работу. Папы ездят на машинах, рабо-
тают.
По
улицам
расхаживают
старички
и
старушки с собачками. В городе случаются разные происшествия. Родители могут с
удовольствием играть с детьми после работы.
Игра «Больница»
Игрушки и вещи в игре должны помочь детям не только отра зить позицию врача, но и придумать разные роли для пациентов.
Понадобятся:
коробка с красным крестом на крышке; белые халаты (старые белые рубашки, куски белой ткани); перевязочный мате-
риал, в качестве которого может служить туалетная бумага; детский крем; стетоскоп (трубочка или кусок резинового шланга); блан ки для
рецептов, карандаш, палочки (это, возможно, будут шприцы); бутылочка
со
«спиртом»,
вата;
игрушечный
градусник;
бумага,
из кото-
рой можно сделать горчичники; медицинская аппаратура — рентгеновский аппарат и др.; элементы наглядной агитации, приме няемой в боль-
ницах (плакат о пользе мытья рук, стенгазеты на медицинские темы, изготовленные детьми, и др.). Рентгеновский аппарат можно сделать
из большой коробки, вырезав с одной стороны отверстие.
К отверстию приклеивается бумага, которую потом врач внимательно рассматривает. Чтобы игра состоялась, пациентов нужно
наделить индивидуальными чертами. Понадобятся
:
куклы
разного
размера;
шляпы;
трости;
сумочки; детские коляски; горшо-
чек; костыли; палочки.
Обычно кабинет врача и приемная для пациентов четко обозначаются стульями или веревкой.
Чтобы ввести в игру новую струю и привлечь детей, вышедших из игры, взрослый может открыть рядом аптеку. Ничего не го -
воря и ни в коем случае не зазывая детей, он оборудует аптеку и ждет, когда дети развернут там игру.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается более детальная тематика, предусматривающая кабинеты врача (окулиста, сто-
матолога, терапевта), кабинет флюорографии, процедурную, регистратуру. Это позволяет участвовать в игре сразу многим детям. Роли
пациентов
особенно
выделяются
атрибутикой
и
сюжетом.
В
старшем
дошкольном
возрасте
роль
пациентов
усиливается и
подчеркивается. Пациент не просто исполнитель рекомендаций врача, но и носитель индивидуальных черт. От него зависят дейст вия
врача.
Спустя какое-то время некоторые из детей предпримут попытку сломать сложившийся стереотип. Например, они говорят, что в боль ницу
поступили раненые, или объявляют, что больница эвакуируется, переводится на новое место. Игра принимает новый оборот.
Игра «Скорая помощь»
Понадобятся:
саквояж, чемоданчик; перевязочный материал; пластмассовые бутылочки, баночки для лекарств; одежда для
врачей; носилки; стетоскоп; карандаш, бланки для рецептов; телефон или пейджер; наушники для телефонистки.
Устраивают регистратуру, пункт приема сообщений. Медсестра принимает вызовы, записывает их и сообщает врачам, куда ехать. Со-
бирается бригада, состоящая из врачей, медсестры и шофера.
Дальше идет импровизация. Больные придумывают себе болезни, врачи их лечат, некоторых забирают в больницу.
Активно применяются носилки. Некоторые больные просят заодно полечить их животных. Часто дети обыгрывают ситуации ава-
рий на дорогах.
Игра «Магазин»
Понадобятся:
предметы для продажи; одежда для продавца; место для прилавка и витрины с товарами; кассовый аппарат, сде-
ланный из коробки; бумага для изготовления денег; покупателям потребуется разнообразная одежда, подчеркивающая их индивидуа-
лизм; куклы, кошельки, сумки; различный упаковочный материал; тележки для продуктов (стулья, повернутые спинкой к везущему).
В
магазине оборудуется радиоточка. Диктор может делать разные объявления и рекламировать товар. Покупателям выдаются специаль-
ные пакеты для покупок, оборудуется стол для упаковки.
В магазине обязательно действует кафе и уголок для детей, чтобы освобо -
дить родителей.
Игра «День рождения»
Понадобятся:
коробка или любой предмет, который может быть столом; бумажная скатерть или простыня; украшения для
стола (цветы, вазы, салфетки, фольга и бумага); одежда или атрибут для виновника торжества (им может быть самодельный значок
или шапочка, веночек); коробки для подарков, ленточки для их упаковки; бумага для салфеток; бумага для изготовления приглашений;
бумажная или пластмассовая посуда; предметы, которые в игре могут быть едой; предметы для одежды гостей, аксессуары; игрушеч-
ные музыкальные' инструменты; магнитофон е кассетой; куклы.
Кто-нибудь из детей объявляет, что у него сегодня день рожде ния, и приглашает всех в гости, раздавая им пригласительные би-
леты. Если в игре участвует 5—6 дошкольников, то необходима координация их действий.
Процедура празднования. Следует договориться, кто из детей будет накрывать на стол и обслуживать гостей. Гости приходят не
все сразу, а разбиваются на пары. Их встречает виновник торжества. Гости вручают подарки. Все садятся за стол, и праздник начина-
ется. Гости произносят речи. Потом включается музыка и начинаются танцы.
Подобная же игра может быть организована с помощью скрытой инструкции. Детям говорят, что их приглашает на день рожде-
ния дядя Федор из Простоквашино.
Игра «Подводная лодка слушает»
Понадобятся:
две
простыни.
Две группы детей накрываются простынями и разводятся в раз ные места. Задача для детей: по
звуку определить местонахождение другой группы и поймать ее.
Детям говорят: «В океане темно, подводные лодки прослушивают
пространство и определяют по звуку, где находится противник. Вы — экипажи подводников. Определите, где другая подводная лод-
ка. Нужно чутко прислушиваться и двигаться в направлении звука, пока не столкнетесь с лодкой».
Игра «Беспорядок у тетушки Федоры»
Понадобятся:
посуда; одежда и др.
Детям напоминают, что речь идет о той Федоре, от которой хотят убежать посуда и дру-
гие вещи, потому что она их никогда не моет (см.«Федорино горе» К.И.Чуковского). Дети берут Федорину посуду и одежду и устра-
ивают беспорядок. Федора бегает за ними и уговаривает вернуться.
Игра «Незнайка в зоопарке»
Понадобятся
: любые предметы, с помощью которых можно устроить вольеры для животных; игрушки, изображающие живот-
ных.
Игра развивается по-разному. Одни дети хотят в игре быть животными. Другие всегда исполняют роли добропорядочных граждан с
детьми. Остальные придумывают себе роли клоунов, Петрушек, Незнаек, т. е. роли нарушителей спокойствия. Незнайка может разви-
вать свою роль в познавательном плане, спрашивая о животных. Но это маловероятно. Он, скорее всего, захочет проникнуть в
клетку к животному или придумает еще какое-нибудь развлечение. И тут понадобится работник зоопарка, а может быть, и милиционер.
Возможен и более мирный сюжет игры с участием продавцов мороженого, уличных артистов и с аттракционами животных.
Игра «Путешествие на автомобиле»
Понадобятся:
большая коробка из-под телевизора (для каждого ребенка); водительское удостоверение; печать; разные предме -
ты. Объявляется посадка пассажиров. Входят мамы с детьми и собачками, дедушки и бабушки, деловые мужчины с газетами. Затем вхо-
дят клоуны и все переворачивают вверх дном. Они превращают пассажиров в разных персонажей или животных, могут съесть чемоданы и
совершить много необычных вещей, например превратить собачку в домомучительницу. Для того чтобы состоялась эта игра, воспита-
телю нужно настроить детей на необычную поездку.
Так же из деталей бросового материала, из которых можно соорудить медпункт, автозаправочную станцию (коробки, пластмассовые бутылки,
провода, аптечка).
Главным в игре является сооружение макета автомобиля, который надевается на ребенка. В днище коробки вырезается круглое отверстие
для головы шофера. По бокам коробки вырезаются два окошка, за которые будет держаться водитель. Если у вас есть еще картон,
то
вырежьте колеса и приклейте к коробке. Получается «бегающий» автомобиль. Обычно после изготовления макетов автомобилей разво -
рачиваются
игровые
действия.
Ребенок
испытывает
автомобиль и вживается в свою новую роль. Затем рождаются сюжеты игр. Воз-
никают автозаправочные станции, случаются аварии, на помощь спешат пожарные машины и машины «скорой помощи» и т. д. Авто-
мобилист определяет для себя маршрут, владелец печати ста новится контролером и кондуктором, а владелец милицейского жезла ста-
новится милиционером.
Неиграющим детям и детям, не развивающим сюжет, можно посоветовать взять на себя роль регулировщика или привлечь их к про-
цессу изготовления атрибутов игры.
Игра «Пир у Бабы-яги»
Понадобятся
: нитки; куски бумаги; различные мелкие предметы.
Ребенок, соглашающийся на роль Бабы-яги, готовит обед для гостей из следующих «продуктов»: червячков, паучков, жаб, лягу шек,
змей. Также на обед могут быть бананы, пирожное, мороженое, шоколад. Все зависит от воображения. Одни дети выражают собствен-
ные вкусы и пристрастия, другие идут от заданного персонажа и его особенностей.
Гости тоже могут быть разные. Один ребенок захочет быть Змеем Горынычем, а другой — добрым молодцем. Важно, чтобы пир со-
стоялся.
Игра «Дискотека для животных»
Должна звучать веселая музыка. Каждый ребенок придумывает роль какого-нибудь животного и изображает его, демонстри-
руя движения под музыку.
Инструкция: «Животные решили повеселиться: тигр, жираф, кенгуру, пингвин, слон, обезьяна, лев». Дискотека в разгаре. Жираф
поднимает обе руки, пингвин важно покачивается, держа выпрям ленные руки за спиной. Слон переступает с ноги на ногу, держа вы-
тянутую руку перед собой. Кенгуру скачет, обезьяна кривляется. Словом, действуют кто во что горазд. Все зависит от воображения.
Игры
с
известными
героями :
Для развития игровых сюжетов и действий детей эффективно использовать известных персонажей, за которыми закреплены опре-
деленное поведение и атрибутика (клоун, домомучительница, Карлсон, Незнайка и др.).
Игра «Посылка из Лапландии»
Понадобятся
: куски ткани; платки; аксессуары; шляпы; игрушечное оружие; куклы.
Это игра в переодевание. Отгораживается
территория игры, выставляется «посылка из Лапландии» (коробка с разными вещами: старыми скатертями, платками, шляпами, куска-
ми ткани). Обязательно наличие аксессуаров: бумажных вееров, сумочек, украшений.
Дети переодеваются, подыскивая себе подходящие вещи. Иногда они спорят из-за какой-нибудь вещи. Желательно, чтобы кон-
фликты разрешались самими детьми. Девочки тут же начинают уха живать за своими «детьми». Мальчики тоже ищут -себе подходящее
дело. Игра может продолжаться несколько дней. Когда переодевание надоест, воспитатель с другими детьми может устроить в сто -
роне ресторан, в этом случае хорошо иметь магнитофон. Не может быть, чтобы нарядившаяся публика не захотела его посетить.
Мо
гут стихийно возникнуть и другие варианты игры: путешествие в Лапландию или прием тети из Лапландии у себя дома.
Игра «Путешествие с клоунами»
Понадобятся
: любые предметы, с помощью которых можно сделать купе железнодорожного поезда; атрибуты для пассажиров;
атрибуты для клоунов.
Игра «Сундук старой барыни»
Понадобятся
: вещи, вышедшие из моды и несущие дух времени, - старомодная обувь, шляпы, одежда, черные зонты с дере -
вянными ручками, веера, театральные бинокли, меховые воротники, шарфики, ленточки, ордена, старые журналы, театральные
билеты, программки, книги с иллюстрациями. (Игра обычно разворачивается в семье.)
Такие вещи наверняка есть в каждом доме и
хранятся в качестве «кандидатов на выбрасывание». Принарядившись, дети обычно разыгрывают сценки на темы: «Дамы и госпо -
да», «Гулянье на бульваре с собачками».
Родителям на заметку. У детей среднего дошкольного возраста больше представлены игровые действия, поэтому им понадо-
бится много предметов для продажи. А у детей старшего дошкольного возраста в игре больше представлены социальные
отношения, поэтому им больше понадобится ролевая атрибутика.