"Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников"
Автор: Ципа Наталья Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 Населённый пункт: п.Тымовское, Сахалинская область Наименование материала: Доклад Тема: "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
»
Исходя
из
вышеуказанной
темы,
преобладающий
вид
деятельности
в
моей
работе
музыкально-игровое
творчество.
Музыкальные
игры
таят
в
себе
большие
возможности
для
творче ских
проявлений
детей.
Д ействия
п е р с о н а ж е й
подсказываются изобразительным характером пьес. Инсценировка
песен
связана
с
их
содержанием.
Дети
увлекаются
сюжетом
и
возможностью
активно
самим
играть,
с
удовольствием
ищут
средства для передачи образов.
В игре у детей возникает три цели:
-Первая цель-удовольствие от игры-«Хочу».
-Вторая цель-выполнять правила игры-«Надо».
-Третья цель-творческое выполнение игровой задачи-«Могу».
Таким
образом,
складывается
основной
механизм
игры:
«Хочу!
Надо!
Могу!»,
влияющий
на
личность
ребёнка
и
процесс
формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
1.Коррекционные:
-развитие
слухового,
зрительного,
тактильного
восприятия,
мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного
аппарата,
свойства
голоса(высоту,
темп,
динамику,
ритм),
координации движений и нормализация их темпа и ритма;
-формирование
выразительных
средств:
интонации,
мимики,
жестов, движения.
2.Оздоровительные:
-укрепление
сердечно-сосудистой,
двигательной
систем,
костно-
мышечного аппарата;
-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
-развитие
«мышечного
чувства»
(способности
снимать
эмоциональное и физическое напряжение);
-развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные:
-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
-развитие
музыкальных,
творческих,
коммуникативных
способностей;
-формирование умственных умений и действий.
4.Воспитательные:
-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
-эстетическое отношение к окружающему;
-развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5.Развивающие:
-познавательную активность;
-устойчивый интерес к действованию;
-саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные
способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игр подразделяются на:
- статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают
снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро
выполнять двигательные действия без физических усилий);
-игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции
на
звуковой
раздражитель,
формируют
коммуникативные
способности);
-речедвигательные
игры
(развивают
вокально-слуховую
и
двигательно-слуховую
координацию,
нормализуют
процессы
регуляции темпа и ритма);
-ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи,
интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения,
части и всего законченного музыкального и речевого настроения с
помощью двигательных упражнений под музыку);
- игры – загадки (развивают логическое мышление,
сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным
и практическим действиям);
-игры-забавы ( побуждают к творческой активности, инициативе,
развивают
зрительное
восприятие
посредством
укрепления
зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие
способности);
-игры-песни
(развивают
функции
голосообразования
и
свойство
голоса,
способствуют
развитию
звукообразования,
дикции,
дыхания);
-игры-шутки
(активизирут
слуховое
восприятие,
формирую
фонетических
слух,
и
все
стороны
музыкально-слуховых
представлений);
-артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк,
голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней
челюсти).
Заинтересованное
отношение
к
творческому
процессу
в
музыкальной игре выражается в следующих показателях:
-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;
-степень осознания творческого замысла;
-инициатива
и
самостоятельность
творческого
поиска
при
выполнении творческих заданий;
-оригинальность
в
воплощении
творческого
замысла
в
выборе
средств его воплощения;
-адекватность
творческих
проявлений
характеру
музыкально-
игрового образа;
-умение
привлекать
к
творческому
процессу
музыкальный
и
жизненный опыт;
-степень
законченности
и
художественность
воплощения
творческого замысла.
При отборе содержания музыкальных игр важно использовать
художественные
музыкальные
произведения,
в
которых
ярко
прослеживается
интонационная
и
ритмическая
выразительность,
д и н а м и ч н о с т ь
р а з в и т и я
м у з ы к а л ь н о г о
о б р а з а ,
е г о
привлекательность для ребёнка.
Форма
протекания
музыкально-игровой
деятельности
ребёнка
определяется
ее
типом
(воспроизводящая
или
творческая
деятельность).Воспроизводящая
деятельность
представляет
собой
упражнения,
в
процессе
которых
дети
упражняются в каком-либо умении-например, в игре на детских
музыкальных
инструментах. В
творческой
деятельности
дети
сочиняют,
подбирают
по
слуху
мелодии,
наигрывая
их
на
металлофоне,
придумывая
новые
танцевальные
движения,
варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои
варианты и способы дествий.
В
исполнительской
деятельности
дети
зачастую
комбинируют
элементы
воспроизводящих
и
творческих
действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением;
б)
музыкально-дидактические
игры,
дополненные
собственными
вариантами;
в)
сюжетно-ролевые
игры
(музыкальные
игры-сказки,
истории,
концерт и прочее);
г)
театрализованные
представления
с
включением
элементов
импровизации (спектакль-игра);
д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе
известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.
Исследователи
подчеркивают,
что
все
игры
объединены
музыкой. Музыка в них-главный герой.
В
процессе
работы
хочется
добиться
того,
чтобы
дети
научились:
*
Самостоятельно
импровизировать
мелодии
на
заданный
текст,сочинять их в ритме польки,марша.
*
Проявлять
творчество
в
выразительном
исполнении
песен
различной
тематики
и
характера,
импровизировать
в
соответствующих ситуациях повседневной жизни.
*Чтобы появилось желание самостоятельно придумывать игры и
проводить их со сверстниками и малышами.
*
Творчески
передавать
действия
персонажей
в
сюжетных
играх,образных украшениях и этюдах.
* С удовольствием выполнять творческие задания.
*
С
помощью
родителей
изготавливать
дома
нетрадиционные
шумовые инструменты, импровизировать на них.