Напоминание

"Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников"


Автор: Ципа Наталья Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3
Населённый пункт: п.Тымовское, Сахалинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад по теме:

«

Музыкальная

игра

как

средство

развития

творческих

способностей

дошкольников

»
Исходя из вышеуказанной темы, преобладающий вид деятельности в моей работе музыкально-игровое творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творче ских проявлений детей. Д ействия п е р с о н а ж е й подсказываются изобразительным характером пьес. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.
В игре у детей возникает три цели:
-Первая цель-удовольствие от игры-«Хочу». -Вторая цель-выполнять правила игры-«Надо». -Третья цель-творческое выполнение игровой задачи-«Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры: «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.Коррекционные:
-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; -формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:
-укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата; -развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; -развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); -развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные:
-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; -развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; -формирование умственных умений и действий.
4.Воспитательные:
-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; -эстетическое отношение к окружающему; -развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5.Развивающие:
-познавательную активность; -устойчивый интерес к действованию; -саморегуляцию и самоконтроль; - внимание, память, мышление; - ориентировку в пространстве. Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игр подразделяются на:

-
статические
(стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);
-игры с движением
(развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);
-речедвигательные

игры
(развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);
-ритмические игры
(направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);
- игры – загадки
(развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);
-игры-забавы (
побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);
-игры-песни
(развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
-игры-шутки
(активизирут слуховое восприятие, формирую фонетических слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

-артикуляционные игры
(укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).
Заинтересованное

отношение

к

творческому

процессу

в

музыкальной игре выражается в следующих показателях:
-увлеченность музыкально-игровой деятельностью; -степень осознания творческого замысла; -инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий; -оригинальность в воплощении творческого замысла в выборе средств его воплощения; -адекватность творческих проявлений характеру музыкально- игрового образа; -умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт; -степень законченности и художественность воплощения творческого замысла. При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, д и н а м и ч н о с т ь р а з в и т и я м у з ы к а л ь н о г о о б р а з а , е г о привлекательность для ребёнка.
Форма

протекания

музыкально-игровой

деятельности

ребёнка

определяется

ее

типом

(воспроизводящая

или

творческая

деятельность).Воспроизводящая

деятельность
представляет собой упражнения, в процессе которых дети
упражняются в каком-либо умении-например, в игре на детских музыкальных инструментах.
В

творческой

деятельности
дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывая новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы дествий.
В

исполнительской

деятельности

дети

зачастую

комбинируют

элементы

воспроизводящих

и

творческих

действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением; б) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами; в) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее); г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра); д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего; е) импровизированные ансамбли и оркестры. Исследователи подчеркивают, что все игры объединены музыкой. Музыка в них-главный герой.
В

процессе

работы

хочется

добиться

того,

чтобы

дети

научились:
* Самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст,сочинять их в ритме польки,марша.
* Проявлять творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера, импровизировать в соответствующих ситуациях повседневной жизни. *Чтобы появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами. * Творчески передавать действия персонажей в сюжетных играх,образных украшениях и этюдах. * С удовольствием выполнять творческие задания. * С помощью родителей изготавливать дома нетрадиционные шумовые инструменты, импровизировать на них.


В раздел образования