Автор: Шангареева Ольга Борисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ НОШ № 1 Населённый пункт: посёлка Эльбан Хабаровского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ? Раздел: начальное образование
КАК СОСТАВИТЬ РАСКАЗ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ?
Проблема
нарушений
связной
речи
у
младших
школьников
одна
из
самых
актуальных
в
современной
логопедии.
По
мнению
таких
исследователей,
как
Л.
Н.
Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, от уровня речевого развития зависит дальнейшее овладение
учащимися
знаниями.
Высказывания
учащихся
с
недостаточной
сформированностью
средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи характеризуются
бедностью,
стереотипностью
синтаксического
оформления
речи,
использованием
преимущественно малораспространенных предложений. При составлении рассказов они
не могут полно и точно излагать свои мысли. Необходимо помочь ребёнку с раннего
возраста научиться красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли,
находить главную мысль суждения.
Для решения данной проблемы в своей работе использую различные методы. Их
последовательность
выбрана
не
случайно,
в
основу
заложен
принцип
поэтапного
формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Сначала с опорой
на серию сюжетных картинок, затем на сюжетную картину, далее на мнемотаблицы, и
лишь
потом
переходит
к
составлению
рассказа
по
опорным
словам.
Постепенно
переходим от одного этапа к другому, т.е от простого к сложному.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Сначала логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, затем восстановить последовательность
событий, т.е. разложить картинки в правильном порядке.
Ответить на вопросы, кто? или что? на них
изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа (по
сюжету).
Озаглавь
каждую
картинку.
Подобрать
к
«главным»
словам:
синонимы,
сравнения,
образные
слова
и
выражения,
слова-действия,
слова-признаки.
Составить
опорные словосочетания и предложения по каждой картинке. Составь рассказ, используя,
опорные слова, словосочетания и предложения.. Вначале предлагается серия из 3-х, а затем, из 4-х,
5-ти, 6-ти картинок.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, выделить изображение первого плана, а затем
заднего, а также, детали дополняющие картину происходящего.
Ответить на вопросы, кто? или что?
на них изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа
(по сюжету). Логопед направляет внимание ребёнка на форму высказывания, побуждая его к логически
обоснованным, правильным в языковом отношении ответам.
Составление рассказа с использованием мнемотаблиц.
Далее происходит перекодировка информации (соотнесение образа с предметом, действием, признаком).
Затем ребенок составляет предложения по каждой мнемосхеме. Вначале ребенку предлагается вариант
составления одного и более предложений с использованием данного приёма. А когда ребенок самостоятельно
научится работать с условно-наглядной схемой, можно переходить к составлению рассказа.
Составление рассказа по опорным словам
Эта работа подразумевает активизацию и обогащение словаря учащихся. Словарная работа проводиться в
такой системе: введение новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и
др.); подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного
содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.); включение в рассказ фразеологических оборотов наряду
со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый –
крепко); усвоение сочетаемости слов.
Использовать данные методы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и групповых.
Опыт
показывает,
что
в
результате
кропотливой
коррекционной
работы
отмечается
заметное продвижение детей с речевой патологией в овладении навыками составления
рассказа. Это выражается в увеличении объёма высказываний, в усложнении структуры
предложений, существенном улучшении связности, последовательности повествования,
правильном
использовании
лексико-грамматического
оформления
высказывания,
в
повышении
самостоятельности
детей
при
составлении
рассказа.
А
положительные
результаты
обучения
детей
составлению
рассказа
свидетельствуют
об
эффективности
используемого
метода.
А
значит,
имеется
тенденция
положительного
прогноза
к
повышению качества усвоения учебной программы в целом.
Литература:
1.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте М.: Просвещение, 1991.
2.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной
речи у детей. - М., 2004
3.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с
нарушением интеллекта и мотор. алалией) М. : Классик. стиль, 2003.
4.
Ястребова,
А.В.,
Бессонова,
Т.П.
Инструктивно-методическое
письмо
о
работе
учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у
детей с речевой патологией) М.: «Когито-Центр», 1996.