Напоминание

КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ?


Автор: Шангареева Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ НОШ № 1
Населённый пункт: посёлка Эльбан Хабаровского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ?
Раздел: начальное образование





Назад




КАК СОСТАВИТЬ РАСКАЗ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ? Проблема нарушений связной речи у младших школьников одна из самых актуальных в современной логопедии. По мнению таких исследователей, как Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, от уровня речевого развития зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Высказывания учащихся с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи характеризуются бедностью, стереотипностью синтаксического оформления речи, использованием преимущественно малораспространенных предложений. При составлении рассказов они не могут полно и точно излагать свои мысли. Необходимо помочь ребёнку с раннего возраста научиться красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли, находить главную мысль суждения. Для решения данной проблемы в своей работе использую различные методы. Их последовательность выбрана не случайно, в основу заложен принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Сначала с опорой на серию сюжетных картинок, затем на сюжетную картину, далее на мнемотаблицы, и лишь потом переходит к составлению рассказа по опорным словам. Постепенно переходим от одного этапа к другому, т.е от простого к сложному. 
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Сначала логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, затем восстановить последовательность событий, т.е. разложить картинки в правильном порядке. Ответить на вопросы, кто? или что? на них изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа (по сюжету). Озаглавь каждую картинку. Подобрать к «главным» словам: синонимы, сравнения, образные слова и выражения, слова-действия, слова-признаки. Составить опорные словосочетания и предложения по каждой картинке. Составь рассказ, используя, опорные слова, словосочетания и предложения.. Вначале предлагается серия из 3-х, а затем, из 4-х, 5-ти, 6-ти картинок. 
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, выделить изображение первого плана, а затем заднего, а также, детали дополняющие картину происходящего. Ответить на вопросы, кто? или что? на них изображено; о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Выбрать название рассказа (по сюжету). Логопед направляет внимание ребёнка на форму высказывания, побуждая его к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам. 
Составление рассказа с использованием мнемотаблиц.
Далее происходит перекодировка информации (соотнесение образа с предметом, действием, признаком). Затем ребенок составляет предложения по каждой мнемосхеме. Вначале ребенку предлагается вариант составления одного и более предложений с использованием данного приёма. А когда ребенок самостоятельно научится работать с условно-наглядной схемой, можно переходить к составлению рассказа. 
Составление рассказа по опорным словам
Эта работа подразумевает активизацию и обогащение словаря учащихся. Словарная работа проводиться в такой системе: введение новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.); подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.); включение в рассказ фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко); усвоение сочетаемости слов. Использовать данные методы можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и групповых. Опыт показывает, что в результате кропотливой коррекционной работы отмечается заметное продвижение детей с речевой патологией в овладении навыками составления рассказа. Это выражается в увеличении объёма высказываний, в усложнении структуры
предложений, существенном улучшении связности, последовательности повествования, правильном использовании лексико-грамматического оформления высказывания, в повышении самостоятельности детей при составлении рассказа. А положительные результаты обучения детей составлению рассказа свидетельствуют об эффективности используемого метода. А значит, имеется тенденция положительного прогноза к повышению качества усвоения учебной программы в целом.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте М.: Просвещение, 1991. 2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) М. : Классик. стиль, 2003. 4. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) М.: «Когито-Центр», 1996.


В раздел образования