Напоминание

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс


Автор: Замятина Валентина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа по физической культуре основного общего образования
Тема: Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре на ступени основного общего образования для 5–9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, а также на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по физической культуре для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.П.Матвеева, М. Просвещение 2012 г. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 510 ч для обязательного изучения физической культуры на базовом уровне в 5-9 классах (по 102ч в каждом из расчета 3 ч в неделю). Реализация программы обеспечивается
нормативными документами
:  Федеральный государственный стандарт общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г. №1897) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);  «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786  Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»  Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 02-01-82/5005 от 25.06.2015 г. «Об организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;  учебником (включенным в Федеральный перечень):  Матвеев А.П. Физическая культура-5 – М.: Просвещение, 2012,  Матвеев А.П. Физическая культура-6-7– М.: Просвещение, 2012.  Матвеев А.П. Физическая культура-8-9– М.: Просвещение, 2013. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой г л а в н о й ц е л и .
Цель
школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, духовных и нравственных качеств, творческом использовании средств физической культуры в о р г а н и з а ц и и з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и . Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие
задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в у ч е б н о й и с о р е в н о в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и . Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на: • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей ф о р м и р о в а н и я п о з н а в а т е л ь н о й и п р е д м е т н о й а к т и в н о с т и у ч а щ и х с я ; • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в
основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
I.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»

Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту; • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:

• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
Физическое совершенствование

Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
II.

Содержание учебного предмета

Знания о физической культуре

История физической культуры.
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики.
Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика.
Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки.
Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости.

Тематическое планирование

5-9 класс

Разделы

программ

ы

Темы,

входящие в

раздел

программы

Основное содержание по темам

Планируемый результат

Знания о физической культуре

История

физичес

кой

культу

ры
(в процессе урока) Олимпийские игры древности Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения История зарождения олимпийс- кого движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечествен ных спортсменов на Олимпийских играх Краткая характеристи ка видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр Физическая культура в Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр д р е в н о с т и . Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр. Виды с о с т я з а н и й в п р о г р а м м е Олимпийских игр д р е в н о с т и , правила их проведения. Известные участники и победители древних Олимпийских игр Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и р а з в и т и и . Ц е л ь и з а д а ч и с о в р е м е н н о го о л и м п и й с ко г о движения. И д е а л ы и с и м в о л и к а Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы современности. играх. О л и м п и й с к о е д в и ж е н и е в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи россий- ских спортсменов на Олимпийских Основные этапы развития олим- пийского движения в Ро с с ии (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980 г. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре, история их возникновения и современного развития Основные направления развития физической культуры в современном обществе; их цель, содержание и формы организации Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывать содержание и правила соревнований. О п р е д е л я т ь ц е л ь в о з р о ж д е н и я Олимпийских игр, объяснять с м ы с л символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Раскрывать причины в о з н и к н о в е н и я олимпийского движения в дореволюционной России, характеризовать историческую роль А.Д. Бутовского в этом процессе. Объяснять и доказывать, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них
современном обществе Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологически е требования) Туристские походы как форма ак- тивного отдыха, укрепления здо- ровья и восстановления организма. Виды и разновидности туристских походов. Пешие туристские походы, их организация и проведение; требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования) Определять пеший туристский поход как форму активного отдыха, характеризовать основы его организации и проведения
Физическ

ая

культура

(основ

ные

понятия)
(в процессе урока) Физическое развитие человека Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств Организация и планирование самостоятель ных занятий по развитию физических качеств Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели Всестороннее и гармоничное физическое развитие Понятие о физическом развитии, характеристика его основных пока- зателей. Осанка как показател ь фи- зического развития человека, ос- новные ее характеристики и пара- метры. Характеристика основных средств формирования и профи- лактики нарушений осанки. Правила составления комплексов упраж- нений Физическая подготовка как сис- тема регулярных занятий по разви- тию физических качеств; понятия силы, б ы строты , в ыносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основны е правила раз- вития физических качеств Структура самостоятельных заня- т и й по развитию физических ка- честв, особенности их планирования в системе занятий систематической подготовки Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям. Дви- гательный навык и двигательное умение как качественные характе- ристики освоенности новых движе- ний. Профилактика появления ошибок и способы их устранения Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции Обосновыва т ь положительно е влияние заняти й ф и з и ч е с к о й подгото в к о й н а укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием основных физических качеств и основных систем организма. Ре- гулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешним признакам Планировать самостоятельные з анятия физич е с к о й подготовкой, определять содержание и объем времени для каждо й из частей занятий Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях Раскрывать понятие всестороннего и гармоничного физиче ского р а з в и т и я , характеризовать его отличительные признаки у разных народов и в разные исторические времена Обосновывать целесообразность развития
Адаптивная физическая культура Спортивная подготовка Здоровье и здоровый образ жизни Профессиона льно- прикладная физическая подготовка Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции о с а н к и и т е л о с л о ж е н и я , профилактика утомления Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных з а н я т и й д л я п о в ы ш е н и я спо рт ив но го р е зул ьт ат а, к а к с р е д с т в о в с е с т о р о н н е г о и г а р м о н и ч н о г о ф и з и ч е с к о г о совершенствования Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и и х п а г у б н о е в л и я н и е н а ф и з и ч е с ко е , п с и х и ч е с ко е и социальное здоровье человека. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек Прикладно-ориентированная физическая подготовка как система т р е н и р о в оч н ы х з а н я т и й д л я о с в о е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н о й деятельности, всестороннего и г а р м о н и ч н о г о ф и з и ч е с к о г о совершенствования адаптивной физической культуры в обществе, раскрывать содержание и направленность занятий Раскрывать понятие спортивной подготовки, характеризовать ее отличия от физической и технической подготовки Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека О п р е д е л я т ь з а д ач и и с о д е р ж а н и е профессионально-прикладной физии-ческой подготовки, раскрывать ее специфическую связь с трудовой деятельностью человека
Физическ

ая

культура

человека
(в процессе урока) Режим дня, его основное содержание и правила планирования Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенически е требования Влияние занятий физической культурой на формировани е положительн ых качеств Р е ж и м д н я , е го о с н о в н о е с о д е р ж а н и е и п р а в и л а планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность ч е л о в е к а . Ф и з к у л ь т м и н у т к и (физкульт-паузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности З а к а л и в а н и е о р г а н и з м а способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур. Влияние занятий физической кул ьту р о й н а ф о р м и р о в а н и е положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, ч е с т н о с т и , э т и ч е с к и х н о р м поведения). Проведение самостоятельных Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. И с п о л ь з о в ат ь п р а в и л а п од б о р а и со ст авления комплексов ф и з и ч е с к и х у п р а ж н е н и й д л я ф и з к у л ь т у р н о - оздоровительных занятий Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности при их проведении Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой
личности Проведение самостоятель ных занятий по коррекции осанки и телосложения Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении зд о р о в ь я ч е л о в е ка . Те х н и к а выполнения простейших приемов массажа на отдельных участках тела ( п о гл а ж и в а н и е , р а с т и р а н и е , разминание). Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм. Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организа

ция

и проведе

ние само

стоя

тельных

занятий

физическ

ой культу

рой
(в процессе урока) Подготовка к занятиям физической культурой Выбор упражнений и составление индивидуальн ых комплексов для утренней зарядки, физкультмину ток, физкультпауз (подвижных перемен) Планировани е занятий физической культурой Проведение самостоятель ных занятий Требования безопасности и г и г и е н и ч е с к и е п р а в и л а п р и подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения с а м о с т о я т е л ь н ы х з а н я т и й оздоровительной ф и з и ч е с ко й к у л ь т у р о й , ф и з и ч е с к о й (технической) подготовкой ( в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки) С о с т а вл е н и е ( п о о б р а з ц у ) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение о с н о в н ы х ч а с т е й з а н я т и й , определение их направленности и содержания. С а м о н а б л ю д е н и е з а индивидуальными показателями физической подготовленно сти (самостоятельное тестирование физических качеств) Со с т а вл е н и е ( с о вм е с т н о с у ч и т е л е м ) п л а н а з а н я т и й . Спортивной подготовкой с учетом и н д и в и д у а л ь н ы х п о к а з а н и й здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, по следовательное Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять О т б и р ат ь с о с т а в у п р а ж н е н и й д л я физкультурно-оздоровительных занятий, о п р е д е л я т ь п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь и х выполнения и дозировку Составлять планы самостоятельных занятий ф и з и ч е с ко й п од го т о в ко й , о т б и р а т ь физические упражнения и определять их дозировку в соответствии с развиваемым физическим качеством, индивидуальными особенностями развития организма и уровнем его тренированности Классифицировать физические упражнения по функциональной н ап р а вл е н н о с т и , использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовкой
прикладной физической подготовкой Организация досуга средствами физической культуры выполнение основных ч а с т е й занятия, определение их содер- ж а н и я п о н а п р а в л е н н о с т и физических упражнений и режиму нагрузки Организация досуга средствами ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р ы , х а р а к т е р и с т и к а з а н я т и й подвижными и с п о р т и в н ы м и играми, оздоровительным бегом и о з д о р о в и т е л ь н о й х о д ь б о й , оздоровительными прогулками Проводить занятия оздоровительной ходьбой и оздоровительным бегом, подбирать р е ж и м ы н а г р у з о к о з д о р о в и т е л ь н о й направленности
Оценка

эффектив

ности

занятий

физическ

ой культу

рой
(в процессе урока) Самонаблюде ние и самоконтроль Оценка эффективност и занятий физкультурно - оздоровитель ной деятельность ю Оценка техники движений, способы выявления и устра-нения ошибок в технике выполнения (технических ошибок) Измерение резервов С а м о н а б л ю д е н и е з а индивидуальным ф и з и ч е с к и м р а зв и т и е м п о е го о с н о в н ы м показателям (длина и масса тела, окружно ст ь грудной к л е т к и , п о к а з а т е л и о с а н к и ) . С а м о н а б л ю д е н и е з а индивидуальными показателями физической подготовленно сти (самостоятельное тестирование физических качеств). Само-контроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время з а н я т и й ф и з и ч е с к и м и у п р а ж н е н и я м и , о п р е д е л е н и е режимов физической нагрузки В е д е н и е д н е в н и к а самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленно сти; с о д е р ж а н и е е ж е н е д е л ь н о обновляемых комплексов утренней зарядки и ф и з к ул ьт м и н у т о к ; содержание домашних занятий по развитию физических каче ств. Н а б л ю д е н и я з а д и н а м и к о й п о к а з а т е л е й ф и з и ч е с к о й подготовленности с помощью тестовых упражнений Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу слияния его с эталонным образцом. Профилактика появления ошибок и способы их устранения Измерение функциональных резервов организма как способ к о н т р о л я з а с о с т о я н и е м и н д и в и д у а л ь н о г о з д о р о в ь я . Проведение простейших функцио- нальных проб с задержкой дыхания и в ы п о л н е н и е м ф и з и ч е с ко й нагрузки Выявлять о собенно сти в п р и р о с т е показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами. Характеризовать величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее разными способами Те с т и р о в а т ь р а з в и т и е о с н о в н ы х физических качеств и соотносить их с показателями физиче ского р а з в и т и я , определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой. Оформлять дневник самонаблюдения по о с н о в н ы м р а зд е л а м фи зкул ьту р н о - оздоровительной деятельности Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе ее освоения И зм е р я т ь р е з е р в н ы е в о з м о ж н о с т и организма и оценивать результаты измерений
организма и состояния здоровья с помощью функциональ ных проб
Физическое совершенствование

Физкуль

турно-

оздоровит

ельная

деятельно

сть
(в процессе урока) Оздоровитель ные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели Индивидуаль ные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующ ей физической культуры Комплексы упражнений утренней зар ядки, физкульт мину то к и ф и з к у л ь т п а у з . К о м п л е к с ы д ы х а т е л ь н о й и з р и т е л ь н о й гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации д в и ж е н и й , ф о р м и р о в а н и я правильной осанки, регулирования м а с с ы т е л а с у ч е т о м индивидуальных о собенно стей развития и полового созревания. Ком п л е кс ы у п р а ж н е н и й д л я формирования телосложения Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической к у л ь т у р ы , п о д б и р а е м ы е в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения) Самостоятельно осваивать упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответ ствии с и н д и в и д у а л ь н ы м и особенностями развития и функционального состояния. Выполнять упражнения и комплексы с р а з л и ч н о й о з д о р о в и т е л ь н о й н а п - равленностью, включая их в занятия физиче ской культурой, о су щ е с т вл я т ь контроль за физической нагрузкой во время этих занятий С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнасти

ка

с

элемента

ми

акробати

ки

18
Организующи е команды и приемы Акробатическ ие упражнения и комбинации Организующие команды и приемы: построение и перестроение н а м е с т е и в д в и ж е н и и ; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; п е р е д в и ж е н и е в ко л о н н е с изменением длины шага Акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки н а лопатках в полушпагат; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперед в упор присев; из упора лежа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев; длинный кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы Описывать технику акробатиче ских упражнений и составлять акробатические ко м б и н а ц и и и з ч и с л а р а з у ч е н н ы х упражнений. Осваивать технику акр о б ат и ч е ски х упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять. Оказывать помощь сверстникам при освоении ими новых акробатич е ских упражнений, уметь анализировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и активно помогать их исправлению
Ритмическая гимнастика (девочки) Р и т м и ч е с к а я г и м н а с т и к а ( д е в о ч к и ) : с т и л и з о в а н н ы е общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги (мягкий шаг, высокий шаг, приставной шаг, шаг галопа, шаг польки); упражнения р и т м и ч е с к о й и а э р о б н о й гимнастики. Зачетные комбинации Самостоятельно осваивать упражнения ритмической гимнастики, составлять из них комбинации и выполнять их под музыкальное сопровождение Использовать (планировать) упражнения ритмической гимнастики в раз-личных формах занятий физической культурой Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявляя ошибки и активно помогать в их исправлении
Легкая

атлетика

32
Беговые упражнения Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дис- танции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равно- мерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регули- руется учителем или учеником); эс- тафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег Описывать технику выполнения беговых упражнений, осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Д е м о н с т р и р о ват ь вариативно е в ы - полнение беговых упражнений. Пр и м е н я т ь беговые упражнения д л я развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнении, с о б л юд а т ь п р а в и л а безопасности. В к л юч ат ь бе го в ы е у п р а ж н е н и я в различные формы занятий физической культурой
Прыжковые упражнения Метание малого мяча П р ы ж ко в ы е у п р а ж н е н и я: прыжок в длину с разбега в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись» Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную ми- шень; метание малого мяча по дви- жущейся (катящейся) мишени; мета- ние малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся ми- шени; метание малого мяча на даль- ность с разбега (трех шагов) О п и с ы в а т ь т е х н и к у выполнения прыжковых упражнений, осваи ват ь е е с а м о с т о я т е л ь н о с п р е д упреждением, выявлением и исправлением типичных ошибок. Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила безопасности. В к л ю ч а т ь беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой Описывать технику метания малого мяча р а з н ы м и с п о с о б а м и , о с в а и в а т ь е е с амо стоятельно с п р е д у п р е ж д е н и е м , выявлением и устранением типичных ошибок. Применять упражнения в метании малого мяча для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча, соблюдать правила безопасности
Лыжные

гонки

24
Передвижени я на лыжах Подъемы, спуски, повороты, торможения Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход; одновременный одношажный ход; одновременный бесшажный ход; пе- редвижения с чередованием ходов, переходом с одного способа на другой (переход без шага, переход через шаг, переход через два шага; п р я м о й п е р е ход ; п е р е ход с неоконченным отталкиванием пал- кой); перешагивание на лыжах не- больших препятствий; перелезание на лыжах через препятствия. Подъемы, спуски, повороты, торм о ж е н и я : поворот переступанием; подъем лесенкой; п о д ъ е м е л о ч к о й ; п о д ъ е м полуелочкой; спуск в основной и н и з к о й с т о й к е , п о р о в н о й поверхности, с преодолением бугров и впадин, небольших трамплинов; торможение плугом; торможение упором; торможение боковым скольжением; поворот упором Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, при менять передвижение на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в организации ак- тивного отдыха

Спортивн

ые и

подвижн

ые игры

28
Баскетбол. Игра по правилам Волейбол. Игра по правилам Футбол. Игра по правилам Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; передача мяча одной рукой сбоку; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; бросок мяча одной рукой от головы в прыжке; бросок мяча одной рукой от головы в движении; штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча; п о в о р о т ы с м я ч о м на м е сте; т а к т и ч е с к и е д е й с т в и я : подстраховка; личная опека. Игра по правилам Волейбол: 'Нижняя прямая пода- ча; верхняя прямая подача; прием и передача мяча двумя руками снизу; прием и передача мяча сверху двумя руками; передача мяча сверху двумя руками назад; передача мяча в прыжке; прием мяча сверху двумя руками с перекатом на спине; прием мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование в прыжке с места; тактические действия: передача мяча из зоны защиты в зону нападения. Игра по правилам Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней сто- роной стопы; удар по неподвижному и катящемуся мячу в н е ш н е й стороной стопы; удар по мячу серединой подъема стопы; удар по мячу серединой лба; остановка ка- тящегося мяча внутренней стороной стопы; остановка мяча подошвой; Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать пра- вила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять с у д е й с т в о и г р ы . Судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники
остановка опускающегося мяча внут ренней стороной с т о п ы ; остановка мяча грудью; отбор мяча подкатом. Игра по правилам игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в футбол в организации активного отдыха
Приклад

но-

ориентир

ованная

подготов

ка
Прикладно- ориентирован ные упражнения Передвижение ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, сы- пучему грунту, пересеченной мест- ности; спрыгивание с ограниченной площадки и запрыгивание на нее; преодоление препятствий прыжком боком с опорой на левую (правую) руку; расхождение вдвоем при встрече на узкой опоре, лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально. О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь самостоятельные з аня т и й прикладной физической подготовкой, составлят ь и х содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. Применять прикладные упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Преодолевать т рудно сти и п р оявлять волевые качества личности при выполнении прикладныx упражнений Упражнен ия общеразви вающей направлен ности (в процессе урока) Общефизичес кая подготовка Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости Физические упражнения на раз- витие основных физических ка- честв: силы, быстроты, выносли- вости, гибкости, координации дви- жений, ловкости Развитие гибкости. Наклоны туловища вперед, назад, в с т о р о н ы с в о з р а с т а ю щ е й амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого с у с т а в а . К о м п л е к с ы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для пле- чевых, локтевых, тазобедренных и О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь само стоятельные занятий физ ич е ской подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы ф и з ической подготовки О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь самостоятельные занятия гимнастикой с о сновами акробатики, соста в л я т ь и х содержание и планировать в системе занятий физической культурой. В ы п о л н я т ь нормативы ф и з ической подготовки по гимнастике с основами акробатики
коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движе- н и й . Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей кувырки (вперед, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на ру ку, бе зо п о р н ы м п р ы ж ко м , быстрым лазаньем. Броски теннис- ного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную ми- шень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую с к а к а л к у н а м е с т е и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления. Развитие силы. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передви- жения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики.), подтягива- ние в висе стоя (лежа) на низкой пе- рекладине (девочки); отжимание в упоре лежа с и зм е н я ю щ е й с я высотой опоры для рук и ног; отжимание в упоре на низких брусьях; поднимание ног в висе на г и м н а с т и ч е с к о й с т е н к е д о посильной высоты; из положения лежа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине); комплексы у п р а ж н е н и й с г а н т ел я м и с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук); метание набивного мяча из различных исходных поло- жений; комплексы упражнений из- бирательного воздействия на отдель- ные мышечные группы (с увеличи- вающимся темпом движений без потери качества выполнения); эле- менты атлетической гимнастики (по методу подкачки); приседания на одной ноге пистолетом (с опорой на руку для сохранения равновесия). Ра з в и т и е в ы н о с л и в о с т и. Упражнения с н е п р е д е л ь н ы м и отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в
Легкая атлетика. Развитие выносливости , силы, быстроты, координации движений сочетании с напряжением мышц и фиксацией положен и й т е л а. П о в т о р н о е в ы п о л н е н и е гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по методу круговой трении-ровки). Комплексы упражнений с отягоще- нием, выполняемые в режиме не- п р е р ы в н о го и интервального методов. Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег п о п е р е с еч е н н о й м е с т н о с т и (кроссовый бег). Бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности. Бег с препятствиями. Равномерный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с до- полнительным отягощением в ре- жиме «до отказа». Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополни- тельным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). 3апрыгивание с после- дующим спрыгиванием. Прыжки в глубин у п о м е т о д у у д а р н о й тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и и зм е н е н и е м направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. У п р а ж н е н и я с л о к а л ь н ы м отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие д и с т а н ц и и с м а к с и м а л ь н о й скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью с ходу. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, п е р е х о д я щ е е в многоскоки, и м н о г о с к о к и, переходя-щие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Р а з в и т и е к о о р д и н а ц и и О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь самостоятельные занятия легкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. В ы п о л н я т ь нормативы физиче ской подготовки по легкой атлетике
Лыжные гонки. Развитие вынос- ливости, силы, координации движений, быстроты движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала разделов «Гимнастика» и «Спортивные игры») Ра з в и ти е в ы н о с л и в о с т и . Кроссовы й б е г и б е г по пересеченной местности. Гладкий бег с равномерной скоростью в режиме умеренной и большой интенсивности. Повторный бег с м а к с и м а л ь н о й с ко р о с т ь ю с уменьшающимся интервалом от- дыха. Повторный бег с дополни- тельным отягощением на средние дистанции, в горку и с горки. Прыжки в различных направлениях и из разных исходных положений в режиме повторного и непрерывного способа выполнения. Приседания с различной амплитудой и дополни- тельными отягощениями в режиме повторного и непрерывного способа выполнения. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах у м е р е н н о й , б о л ь ш о й и с у б- максимальной интенсивности, с со- ревновательной скоростью. Развитие силы. Комплексы уп- ражнений с локальным отягощением на отдельные мышечные группы. Комплексы упражнений силовой направленности на спортивных сна- рядах (перекладине, брусьях, гим- настической стенке), выполняемые по методу круговой тренировки. Скоростной бег и прыжки с допол- нительным отягощением (в различ- ных направлениях и с различной амплитудой движений, из разных исходных положений). Многоскоки, спрыгивание-запрыгивание на месте и с п р о д в и ж е н и е м в п е р е д. К о м п л е к с ы а т л е т и ч е с к о й гимнастики. Полосы препятствий с и л о в о й н а п р а вленности (передвижения в висах и упорах на руках, бег в горку с перенесением тяжестей, преодоление препятствий п р ы ж к а м и р а з н о й ф о рмы). П е р ед в и же н и е н а л ы ж а х п о отлогому склону с дополнительным отягощением. Скоростной подъем ступающим и скользящим шагом, бегом, лесенкой, елочкой. Р а з в и т и е к о о р д и н а ц и и движений. Комплексы упражнений на подвижной опоре (с изменением Организовывать и п р о в о д и т ь самостоятельные занятий лыжными гонками, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. В ы п о л н я т ь нормативы физиче ской подготовки по лыжным гонкам
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости , координации движений центра тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой дви- жений и скоростью выполнения, пе- рераспределением массы тела с од- ной ноги на другую). Передвижения по ограниченной площади опоры (с сохранением поз и равновесия, с передачей и ловлей теннисных мя- чей). Упражнения на дифференци- рование мышечных усилий (броски набивного мяча, прыжки на задан- ное расстояние различными спосо- бами и в разных направлениях дви- жения). Упражнения в поворотах и спусках на лыжах. Развитие быстроты. Бег на корот- кие дистанции с максимальной ско- ростью. Челночный бег. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Прыжки через скакалку в макси- мальном темпе Развитие быстроты. Ходьба и бег в р а з л и ч н ы х н а п р а в л е н и я х с м а к с и м а л ь н о й с ко р о с т ь ю с в н е з а п н ы м и о с т а н о в к а м и и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т. д.). Ускорения с изменением направления движения. Б е г с м аксимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперед). Бег с максимальной скоростью с предварительным в ы п о л н е н и е м м н о г о с к о к о в. Передвижения с ускорениями и м а к с и м а л ь н о й с к о р о с т ь ю приставными шагами левым и пра- вым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперед, назад, боком с последующим рыв- ком на 3-5 м. Подвижные и спор- тивные игры, эстафеты. Развитие силы. Комплексы упраж- нений с дополнительным отягоще- нием на основные мышечные груп- пы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь с амо стоятельные за н я т и я б аскетболом, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. В ы п о л н я т ь нормативы физиче ской подготовки по баскетболу
Футбол. Развитие быстроты, си- лы, выносливости обеих ногах с продвижением вперед, по кругу, змейкой, на месте с поворотом на 180 и 360 градусов. П р ы ж к и ч е р е з с к а к а л к у в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным о т я г о щ е н и е м и б е з н е г о ). Напрыгивание и спрыгивание с п о с л е д у ю щ и м у с к о р е н и е м. Многоскоки с последующим уско- рением и ускорения с последующи- ми многоскоками. Броски набивного мяча из различных исходных по- ложений, с различной траекторией полета одной рукой и обеими ру- ками, стоя, сидя, в полуприседе. Развитие выносливости. Повтор- ный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом от- дыха. Гладкий бег по методу не- прерывно-интервального упражне- ния. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объемом времени. Развитие координации движе- ний. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Акр о б ат и че с ки е у п р а ж н е н и я (двойные и тройные кувырки вперед и назад). Бег «с тенью» (повторение движений партнера). Бег п о гимнастической скамейке, по гим- настическому бревну разной высо- ты. Прыжки по разметкам с изме- няющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной р у к о й ( о б е и м и р у к а м и ) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) по сле отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде с ко р о с т ь ю и н а п р а в л е н и е м передвижения Развитие быстроты. Старты из различных положений с последую- щим ускорением. Бег с максималь- ной скоростью по прямой, с оста- новками (по свистку, хлопку, за- данному сигналу), ускорениями, рывками, изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперед с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу и змейкой). Бег с максимальной ско- ростью с поворотами на 180 и 360 градусов. Прыжки через скакалку в О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь с а м о с т оя т е л ь н ы е з а н я т и я ф у т б олом, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. В ы п о л н я т ь нормативы физиче ской подготовки по футболу
максимальном темпе. Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной в п е ред . Прыжки вверх на обеих ногах и од- ной ноге с продвижением вперед. Удары по мячу в стенку в макси- мальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, дриб- линг мяча с изменением направле- ния движения. Кувырки вперед, на- зад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эс- тафеты. Развитие силы. Комплексы уп- ражнений с дополнительным отя- гощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препят- ствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополни- тельным отягощением (вперед, на- зад, в приседе, с продвижением вперед). Развитие выносливости. Равно- мерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отды- ха. Повторный бег на короткие дис- танции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отды- ха. Гладкий бег в режиме непрерыв- но-интервального метода. Передви- жение на лыжах в режиме большой и умеренной интенсивности.
Виды испытаний и нормативов

5-7-й классы (11-13 лет)
№ п/п Виды испытаний Мальчики Девочки хорошо отлично хорошо отлично 1 2 3 4 5 6 1. Челночный бег 3 раза ×10 м (с) 8,6 8,3 9,0 8,7 2. Бег 60 м (с) 10,0 9,4 10,4 9,8 3. Бег 1500 м (мин) или бег 2000 м 7,30 без учета времени 7,00 - 8,00 без учета времени 7,30 - 4. Прыжок в длину с места (см) 170 190 155 170 5. Подтягивание на высокой перекладине (раз) 5 8 - - 6. Метание мяча 150 г (м) 29 36 19 24 7. Наклон стоя вперед с прямыми ногами Достать пальцами пол Достать ладонями пол Достать пальцами пол Достать ладонями пол 8. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз за 30 с) 22 26 20 22
9. Лыжные гонки 2 км (мин) или лыжные гонки 3 км (свободный ход) 14,00 без учета времени 13,00 - 15,30 без учета времени 15,00 - 10. Стрельба из пневматической винтовки – упражнение ВП-1, 10 выстрелов, с упора (очков) 55 65 52 62 11. Плавание, вольный стиль 50 м(мин.) без учета времени 0,56 без учета времени 1,05 1 2 3 12 . Туристский поход с проверкой туристских навыков в соответствии с возрастными требованиями
8-9-й классы (14-15 лет)
№ п/п Виды испытаний Мальчики Девочки хорошо отлично хорошо отлично 1 2 3 4 5 6 1. Челночный бег 3 раза × 10 м (с) 8,0 7,7 8,8 8,5 2. Бег 60 м (с) 9,2 8,8 10,2 9,7 3. Бег 2000 м (мин) или бег 3000 м 10,00 без учета времени 9,20 - 12,00 без учета времени 10,30 - 4. Прыжок в длину с места (см)200 220 170 180 5. Подтягивание на высокой перекладине (раз) 8 10 - - 6. Метание мяча 150 грамм (м) 40 45 23 28 7. Наклон стоя вперед с прямыми ногами Достать пальцами пол Достать ладонями пол Достать пальцами пол Достать ладонями пол 1 2 3 4 5 6 8. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз за 30 с) 26 28 22 24 9. Лыжные гонки 3 км (мин) лыжные гонки 2 км (мин) (свободный ход) 20,00 - 18,00 - - 15,00 - 14,30 10. Плавание, вольный стиль 50 м(мин) Без учета времени 0,50 Без учета времени 1,00 11 Стрельба из пневматической винтовки – упражнение ВП- 1, 10 выстрелов, с упора (очков) 55 65 52 62 12 Туристский поход с проверкой туристских навыков В соответствии с возрастными требованиями Обязательным является выполнение следующих испытаний: бег на короткую и длинную дистанции, метание мяча, лыжные гонки.


В раздел образования