Автор: Кочаа Бирма Бапааевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида "Детский сад" № 5 "Рябинка"" Населённый пункт: город Кызыл Наименование материала: методическая разработка Тема: Детское экспериментирование "Маленькие исследователи" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
«Детский сад № 5 «Рябинка» »
Авторская программа по экологическому образованию дошкольников
с элементами детского экспериментирования
Составитель: воспитатель старшей группы
Кочаа Б.Б.
г. Кызыл
Содержание
I.
Введение
II.
Пояснительная записка
Обоснование актуальность темы.
III.
Основная часть
1.
Система работы по разделу «Детское экспериментирование»
2.
Безопасность во время проведения опытов – это одна из главных задач педагога
3.
Содержание детских экспериментов
Блок «Песок и глина»;
Блок «Вода»;
Блок «Лед и снег»;
Блок «Краски»;
IV.
Заключение
V.
Приложение
I.
Введение
Программа
«Маленькие
исследователи»
предназначена
для
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
и
направлена
на
формирование
экологического
сознания
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Она
представляет
серию
разнообразных
эколого-
дидактических игр для педагогов дошкольных заведений, руководителей детских кружков, а также для родителей. В основу программы
«Маленькие исследователи» легла программа для образовательных дошкольных учреждений «Юный эколог» С. Николаевой. Составляя
программу, опирались на то, что дошкольный период развития имеет свои ценности. Основной путь развития ребенка, т.е. обогащение, это
наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Ожидаемые результаты . Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в
окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Конечным результатом данной программы является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
II.
Пояснительная записка
Программа разработана для старшей группы. Обосновывает выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации
воспитательно-образовательного процесса. Она обеспечивает поисково-исследовательского развития детей в возрасте от 5 до 6 лет (согласно Устава)
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям – познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Содержание программы соответствует принципам:
Развивающей
деятельности,
целью
которого
является
развитие
ребенка
и
обеспечивает
единство
воспитательных,
развивающих
и
обучающих целей и задач;
Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом
и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
Оформление центра
Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости
можно было поставить дополнительные, рабочие столы). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит
детям мыть руки сразу по окончании занятия. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи
или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нем ящиков с растениями, посадками для наблюдений.
На видном месте можно повесить табличку с названием уголка или даже эмблему. Еще можно «поселить» в уголке персонажа, который будет
хозяином
этого
места,
и
будет
помогать
детям.
В
качестве
оформления
можно
использовать
портреты
ученых,
например:
основателя
экспериментирования Подьякова В.А. (перед тем повесить обязательно познакомить и временами спрашивать для закрепления), комнатные
растения.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры.
Например , это могут быть пластиковые стаканчики, бутылки, ложки, трубочки для коктейля, различные мерные сосуды, бумажные, х/б салфетки,
воронки,
небольшие
миски,
тазики,
аптечные
резиновые
груши.
Для
демонстрации
отдельных
опытов
нужно
приобрести
лупы,
пипетки.
Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные
часы, фонарик, глобус. Желательно спиртовка, пробирки и стеклянные колбы. Также необходимы комплекты для игр с водой и песком, с «ветром».
Чтобы одежда во время проведения опытов оставалась чистой, нужно иметь фартуки.
Материалы для работы
Центр детского экспериментирования должен быть оснащен разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения
разных исследований: глина, песок, земля, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, гуашевые краски. Для проведения опытов по
выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты,
деревянные палочки, пластмассовые предметы, маленькие зеркала по 5-6 штук на подгруппу детей.
В
качестве
демонстрационного
материала
центр
необходимо
пополнять
различными
коллекциями.
Для
фиксирования
наблюдений,
опытов,
исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется все вместе (партнеры).
Обоснование актуальность темы.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии
личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимает как поиск знаний, приобретении знаний самостоятельно, но под тактичным
руководством воспитателя. Часть воспитательных задач для старшего возраста направлена на развитие наблюдательности, любознательности. На
умение
выделять
части
и
характерные
признаки
и
предметов
и
явлений,
развитие
умений
сравнивать
и
группировать
их
по
признакам.
Формирование обобщенных представлений о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них. Все эти
задачи и некоторые другие можно решить с помощью детского эксперимента.
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес с различного рода исследовательской деятельности,
в частности – к экспериментированию, т.к. особенностью этой познавательной деятельности является познание объекта в ходе практической
деятельности. Китайский мудрец Конфуций гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И хочу видеть
своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,
самостоятельными, творческими личностями. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все
больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с
экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред в
природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту
способ усвоение общественного опыта.
Программа развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста базируется на эколого-дидактической игре. Эколого-
дидактическая игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает
задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
1. Цель:
Развитие
у
детей
познавательной
активности,
наблюдательности,
мышления,
формирования
начальных
естественно-научных
представлений и воспитания природоохранного сознания.
создать
условие
для
формирования
основ
целостного
мировидения
ребенка
дошкольного
возраста
средствами
физического
эксперимента;
вызвать у ребенка интерес к исследованию природы;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.);
стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка.
закрепить детей в элементарных свойствах воды, песка, камней.
2. Задачи:
расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
знакомить различными свойствами веществ. (Твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.);
знакомить основными видами и характерами движения (скорость, направление);
развивать представление об основных физических явлениях. (Магнитное притяжение, отражение света и т.п.)
поддерживать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимое для этого условие.
Ознакомление детей с явлениями природы;
Формирование начальных естественно-научных представлений;
3. Эти задачи реализуются через :
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
4. Программа включает в себя :
Пояснительную записку;
Методические рекомендации групповых уголков-лабораторий для детского экспериментирования;
Экологические задачи по возрастной группе;
Перспективный план занятий по всем возрастным группам;
Диагностический инструментарий;
Приложение (см. разработки и конспекты НОД);
5. Для работы по этой программе необходимо :
Наличие живого уголка и уголка – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
Демонстрационное лабораторное оборудование;
Дидактический материал, игры экологического содержания;
Условия для практической работы по охране окружающей среды.
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребенок научится с
младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится ни какими обстоятельствами. Многие исследователи
и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов
можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребенок в душе является
экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского
поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является
основной идеей нашей программы – «Юные исследователи» . Она рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования.
Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создается в
групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ
научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребенка, так как
ведущим видом деятельности остается
игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности,
проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и
формируют у детей научное мировоззрение.
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать
взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать
детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла. Воспитывать желание беречь землю, очищать ее от мусора.
« Вот бежит водичка » - понаблюдать с детьми за водой: как льется из крана, из лейки, подуть на воду-«побежали» волны. Дать детям
элементарные представления о воде: вода жидкая, течет, капает, брызгается. Воду пьет человек, животные, растения, насекомые, птицы – все-все
неживая природа. «Красивые камушки» - дать элементарные представления о свойствах камней: бывают большие и маленькие; гладкие и
шершавые; твердые, тяжелые – тонут в воде. Познакомить с новым свойством воды – прозрачность. «Кто живет в уголке природы?», «Кто живет в
аквариуме?». Познакомить с ракушкой. Развивать наблюдательность, речевую активность.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства, как на занятиях, так и в играх, т.е. в течение режимного дня. Воспитанники, так же как и
педагог, имеют право ставить на занятиях свои предположения, решать проблемы, а если участвуют в играх – экспериментах, то они проверяют свои
предположения опытным путем, делать выводы, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы на занятиях. На
протяжении углубленного изучения детского экспериментирования в виде опытов и игр – экспериментов, возникают трудные, но очень интересные
виды поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Например, если дети раньше просто играли с песком и глиной. После исследовательской деятельности у них формируются в представлении
свойства и качества песка и глины, а также будут знать, из чего состоит песок и глина. Из сухого песка невозможно лепить кулич.
Почему и как
быть? Нужно добавить воду, а вода соединяет песчинки и т.д. Т.е., если дети раньше не находили ответы на эти вопросы, а после того у них будут
точные ответы.
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддерживать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать
необходимые для этого условия. Игровая форма должна являться ведущей деятельностью в экспериментальной деятельности дошкольника (это
может быть в виде персонажа – Любознайки, Почемучки, Капельки, Снежинки…).
В детском экспериментировании практическая деятельность играет большую роль. Чтение в группе художественной литературы. И по
прочитанному произведению можно и обыгрывать. Например, сказка «Три поросята». Дом одного поросенка из соломы сдул волк.
В результате,
дети коллективно слепили дом из глины, чтобы защитить поросят от серого волка. А после чтения сказки «Маша и медведь», дети охотно
обыграли. Миша за помощью обратился к детям, тот потерял корзину с пирожками, а дети решили эту проблему: слепили «пирожки» из сырого
песка. Были варианты решения Мишиной проблемы. Ответы детей:
1.
Купить пирожки в магазине;
2.
Просить маму, чтоб стряпала пирожки;
3.
Пойти в лес и найти корзину Миши;
4.
Нарисовать пирожки;
5.
Слепить из песка.
Вот такой в игровой форме дети с удовольствием играют игры – эксперименты с различным материалом. В обыденной жизни дети часто сами
экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать за падающим в воду предметом (тонет – не тонет), даже пробуют языком в
сильный мороз металлические предметы, дуть на песок, чтобы создать искусственный ветер (возможно, попасть в глаз, в нос) и
т.д. Чтобы
избегать ,
например: Взять трехлитровую банку с полиэтиленовой крышкой с отверстием, вставить в отверстие резиновую грушу, через которую
можно вдувать в емкость воздух, поток создает «ветер» в банке.
Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными
правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными
свойствами окружающих предметов с законами жизни природы и необходимостью их учете в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем
необходимые материалы и оборудования для проведения опыта вносятся пространственно-предметную среду группы для самостоятельного
воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Основные условия предметной среды: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия
приборов, однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса. Материал должен быть достаточно
простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощаемым.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия педагога и семьи .
Как родителей привлечь? Встреча на родительских собраниях. Форма – деловая игра, родительская гостиная. Фотографии во время проведений
опытов.
После
таких
фотовыставок
родители
с
удовольствием
откликнутся
в
необходимости
материалах
в
оборудовании
Уголка
экспериментирования. Такое взаимодействие очень понравится родителям, что и будет привлечь их. Для успешного формирования и достижения
детского экспериментирования регулярно проводить индивидуальные беседы с родителями, консультации как «Развитие восприятия цвета»,
«Лаборатория экспериментирования», советы «Изготовление ледяных звезд», примерные беседы «О воде», «Как беречь воду?», «О снеге», «О льде»,
также советы в домашних условиях. Домашнее задание.
Например:
Изготовление «Ледяных звезд», «Ледяных узоров»; фотовыставки во время
опытов детей, лепить из глины различные формы или фигурки, сходить с детьми на пруд, на близлежащую речку и обсудить вопросы по теме.
Например, нельзя загрязнять воду, бросать мусор в реки и озера и т.д. Можно провести опыт очищения грязной воды с помощью фильтра, чтобы
она снова стала чистой. В результате такого взаимодействия, родители с огромной радостью будут приносить все, что «ненужное» дома, для нас,
для маленьких исследователей очень даже «нужные» предметы, которые пригодны для опытов, также игр-экспериментов. Это могут быть,
различные природные камни разной формы и рода, или цветные аквариумные камушки, ракушки разной формы, размера. Пуговицы, бусинки для
опытов «Ледяные узоры», «Ледяной плен» (см приложение).
Примерный перспективный план для старшего дошкольного возраста по экспериментированию
Срок
Название
опыта
Цель опыта
Содержание опыта, вывод.
Сентябрь
Свойства
песка и
глины.
Определить свойства песка и глины.
Взять 2 банки и поставить на них воронки. Насыпать в одну воронку песок, в другую
глину и наблюдать, что легче высыпается через воронку – песок или глина? Можно
дополнительно наблюдать за песочными часами.
Сентябрь
Из чего
состоит песок
и глина.
Подвести детей к выводу, что песок состоит
из мелких песчинок, а глина состоит из
мелких частичек.
Аккуратно насыпать немного песка и глину на лист бумаги отдельно друг от друга. И с
помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть, как выглядят песчинки и
мелкие частички глины.
Октябрь
«Ветер»
Выявить изменение песка и глины при
взаимодействии с ветром.
Поставить две 3хлитровые банки в горизонтальном (лежачем) положении, в одной –
песок, в другой – глина с комками. Создать искусственный ветер с помощью «ветерка»
(аптечная резиновая груша). Песчинки легко вздуваются «убегают от ветра», а липшие
частички глины сдуваются труднее или совсем нет.
Октябрь
«Посадим
дерево»
Определить рыхлость песка.
Берем веточку и «сажаем» ее в стакан с песком и отдельно в стакан с глиной. В ходе
действия дети делают вывод – воткнуть ветку в глину трудно, а песок – легче, потому
что песок рыхлый.
Ноябрь
«Как беречь
воду?»
Определить свойства воды. Она легко
переливается, потому что вода жидкая.
У каждого есть стакан с водой, а мой стакан пустой. Отлейте, пожалуйста, мне
немного
воды, (воспитатель подходит к каждому, дети отливают воду в стакан
воспитателя). Наливали, отливали. Значит она какая? Жидкая, льется, чистая.
Ноябрь
Окрашивание
воды. Игра
«Прятки»
Расширить представление, что вода может
изменить цвет.
Спрятать игрушку в стакане с водой. И выясняется, что в воде невозможно спрятать
игрушку, потому что она прозрачная. Детям предложить покрасить воду. Вывод: в
окрашенной воде игрушки не видно.
Декабрь
Изготовление
цветных
льдинок.
Выявить свойства и качества воды:
превращается в лед (цветная вода на морозе
тоже замерзает)
Детьми гуашевой краской окрашивается вода в пластиковых стаканчиках, и вынести на
улицу в мороз. На следующий день цветными льдинками украшать деревья на участке.
Декабрь
Лед и снег –
этот тоже
вода.
Познакомить с двумя видами состояния воды
(жидкий, твердый). Выводить, что в теплом
помещении тают снег и лед
Налить воду в стеклянную банку и вынести на мороз. На следующий день занести в
группу и обсудить. Она замерзла; вода превратилась в лед. Но стеклянная банка
лопнула.
Вывод: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. При
замерзании объем воды увеличивается, поэтому стеклянная банка лопнула. Лед –
твердый, холодный.
Январь
Теплота.
«Где
быстрее?»
Выявить условия изменения агрегатных
состояний жидкости: лед – вода, вода – лед.
Принести в группу заранее приготовленные льдинки одинакового размера. Положить
на трех разных местах:
1й вариант: в банку с горячей водой;
2й вариант: на ладони;
3й вариант: в варежке.
Где быстрее растаял?
Вывод: в банке с горячей водой тает быстрее, потому что, температура выше, чем на
других местах. Под наблюдением выясняется, лед, снег превратились воду. Потому что
в теплой температуре снег (лед) растает или превращается в воду.
Февраль
Посадка лука
Вызвать у детей познавательный интерес к
выращиванию лука. Развивать
Обращать внимание детей на сухие чешуйки, предлагать рассмотреть донце луковицы.
Уточнять, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень.
наблюдательность – умение замечать
изменения в росте растений.
Февраль
«Смешение
цветов»
Расширять представление о смешении цветов
и о 3х основных цветах.
Игры с красками «Смешение цветов». 3 основные цвета: красный, желтый, синий.
Красный + желтый = оранжевый, красный + синий = фиолетовый,
синий + желтый = зеленый.
Март
«Что такое
Радуга?»
Расширять представление о радуге.
Знакомство с цветами спектра и порядком их
расположения.
Рассматривать радугу на картине. Предварительная работа – выучить считалку радуги о
порядке цветов («слова радуги»). Первым звуком обозначен каждый цвет. «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жук звонарь городской
сломал фонарь».
Март
Ручной труд
«Волшебный
цветочек»
(цвета
радуги)
Расширять представление о радуге;
познакомить детей со свойствами света,
развивать мелкую моторику рук, закрепить
порядок цветов радуги.
Приготовить цветной картон, клей, ножницы, простой карандаш, шаблон или трафарет
овальной фигуры. Картина или образец цветка с цветами радуги по порядку. Размер по
желанию детей.
Апрель
«Радужные
переливы»
Расширять представление о радуге;
познакомить детей со свойством света
превращаться в радужный спектр;
Игры на прогулке: «Солнечный Зайчик», игра с мыльными пузырями. Рассматривание
радужной поверхности мыльных пузырей.
Апрель
«Колбаски»
из глины для
Веснянки
Подвести к выводу – из сырой глины лепить
легче, чес из мокрого песка.
Сырую глину приготовить также как сырой песок. Лепить «колбаски» техникой лепки
из пластилина. Продолжение. На следующий день выясняется, что при высыхании
глина не теряет форму. Дополнительно – можно покрасить.
Май
Беседа
«Не обижайте
рек и озер»
Дать представление об основных источниках
загрязнения воды, его последствиях,
мероприятиях по предотвращению
загрязнения.
Материал: глобус, схема изображения круговорота воды в природе, иллюстрации.
Отгадывать загадки, чтение стихов о воде. Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
стр 123 «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г.Горькова,
А.В.Кочергина.
Май
Составить
правила
поведения во
время отдыха.
Уточнить и расширить знания детей о воде,
ее свойствах, роли в жизни человека и живых
организмов. Умение любоваться красотой
водоемов, воспитывать бережное отношение
к воде как основному природному ресурсу.
Рассматривать иллюстрации по теме. Познакомить соответствующими знаками
стоящих на прибережных местах, где отдыхают люди. Придумать новые знаки-схемы с
детьми. Вызвать положительно-эмоциональный отклик детей. Нарисовать знаки-схемы
Делать вывод, что воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало.
Как сказали, что ведущий вид деятельности – игра, а основной прием – опыт. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам.
Примерное содержание детских экспериментов идет по блокам:
Блок «Песок и глина»;
Блок «Вода»;
Блок «Лед и снег»;
Блок «Краски»
«Радуга» .
Блок «Песок и глина»
Опыт №1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем
насыпать глину. Что легче высыпать – песок или глина? Песок. Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так
легко высыпать из стаканчика, чем песок.
Вывод: Песок рыхлый, в отличие от глины, а глина липкая.
Опыт № 2. Во время проведения этого опыта следует не забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаз или в нос. Для этого опыта
мы берем две трехлитровые банки с полиэтиленовой крышкой с отверстием. В одной песок, в другой глина. Вставив резиновую грушу в отверстие,
создаем сильный поток воздуха – искусственный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на
комочек глины. Что мы видим? Могут ли кусочки глины двигаться так быстро, как песчинки? Нет, они вздуваются труднее или совсем не двигаются
(подобный опыт можно провести и с увлажненным песком и глиной).
Вывод: Песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Опыт № 3 с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они
очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Это крохотные камешки. Затем таким же образом рассмотрим комочек глины. Видны ли такие же
частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички,
из которых получаются комочки.
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за ручки и
прилипли друг к другу.
Опыт № 4 Возьмем веточку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.
Во что его легче его поместить? Сухая глина твердая, веточку в нее воткнуть трудно. А вот в песке веточка расталкивает песчинки, которые «не
держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы выше выяснили, что песок – рыхлый.
Вывод: Воткнуть веточку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт № 5 Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она
«забралась» в песок и «уютно забралась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается:
быстро или медленно? Медленно; медленней, чем в песок. Часть воды, остается сверху, на глине. Для большой наглядности можно одновременно
наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них впитывается быстрее.
Вывод: В песок вода впитывается быстрее, чем в глину. Потому что песчинки не прилипают друг к другу. Поэтому вода быстро бежит между ними.
Опыт №6 Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Затем попробуем создать таких же предметы из влажного песка. Что получается?
Из песка колбаску слепить невозможно, а шарики не прочные. Что с ними произойдет при высыхании? Песчаные шарики распадутся или теряют
форму, а глиняные становятся крепче или сохраняют форму. Из какого песка получается кулич? Из сырого песка, т.к. вода соединяет песчинки.
Вывод: Глина лепится хорошо, а песок – нет. Хорошо лепится влажная глина и песок.
Блок «Вода»
Опыт №1. У каждого ребенка есть стакан с водой. Просить детей перелить воду в пустой стакан через воронку. Что делали? Наливали; переливали.
Она быстро и легко проходит через воронку в стакан.
Вывод: Вода легко и быстро проходит через воронку, потому что она жидкая; льется.
Опыт №2. проводится в игровой форме. Игра «Прятки». 1я часть. Воспитатель прячет игрушку от киндер сюрприза в стакан с водой. Дети быстро
находят игрушку. Почему так быстро нашли? Потому что вода прозрачная.
Вывод: В воде невозможно спрятать какой-либо предмет, потому что она прозрачная.
Блок «Лед и снег»
Опыт №1. Налить воду в стеклянную банку и вынести на мороз. На следующий день занести в группу и обсудить. Она замерзла; вода превратилась
в лед. Но стеклянная банка лопнула.
Вывод: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. При замерзании объем воды увеличивается, поэтому стеклянная
банка лопнула. Лед – твердый, холодный.
Опыт № 2 «Цветные льдинки». Детьми окрашивается вода красками в разных формочках с веревочкой, которой один конец в краске другой оставим
снаружи. На ночь оставить на морозе. Затем этими разноцветными льдинками украсить дерево на участке.
Вывод: Вода замерзает на морозе, превращается в лед. А веревочка примерзла к льдинке. Когда вода замерзает, тогда она принимает форму емкости.
Варианты: «Ледяные узоры», «Бусинки в плену». Сделать узоры из камешков, бусинок, листьев в воде в плоской емкости и вынести на мороз.
Опыт № 3. «Где быстрее?». Принести в группу заранее приготовленный снег или лед. Положить на разных местах:
в тарелке на горячей батарее или в банку с горячей водой.
на столе;
в варежке.
Где быстрее растаял? Ответ: На горячей батарее.
Вывод: на горячей батарее тает быстрее, потому что, это место теплее, чем другие. [№ 3,4,6]
Блок «Краски»
Опыт №1. 2я часть игры «Прятки » из опыта №2 блока «Вода». Что нужно делать, чтобы спрятать игрушку в воде? Что делать с водой? Какая
должна быть вода? Добавить в воду акварельную (можно гуашевую) краску любого цвета; окрашивать воду. Дети добавляют в воду акварельную
краску. Педагог не может найти игрушку в воде. А почему? Потому что окрасили воду.
Вывод: В окрашенной воде игрушки не видно; цветная вода спрятала игрушку. Вода может изменить цвет.
Опыт № 2. «Окраска воды». Поставить 3 прозрачные стеклянные банки, наполненные водой. Набирать на кисточку, например: краску синего цвета
и опускать в воду, получаем голубой оттенок (светло-синий); затем набираем на кисточку больше краски, опускаем во вторую банку, получаем
темно-синий оттенок; снова набираем еще больше краску и опустить в третью банку, получаем оттенок еще темнее. После завершения дети
закрепляют названия оттенки тонов синего цвета – голубой, темно-синий, еще темнее.
Вывод: Познакомить детей с тремя оттенками одного цвета, используя способ окраски воды. Умение получать из одного цвета разные оттенки.
« Радуга ».
Опыт. « Солнечный зайчик ». Начнем с солнечного луча. У зеркал из толстого стекла края всегда скошенные. Наведите с помощью зеркальца на
зеркало со скошенными краями солнечный зайчик. Падая на зеркало под небольшим углом, он отразится от амальгами и выйдет наружу через
скошенный край зеркала. И тогда на стене или на подставленном листе бумаги вы увидите цветовую полоску – радугу.
Бывает так, что радуга возникает в комнате случайно. В ясный день против зеркала на потолке или стене вдруг появляется красивая цветная
полоска.
Каждый цвет спектра незаметно переходит в другой. Исаак Ньютон выделил семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый. С отдельными цветами спектра можно проделать любопытные опыты. Например, «смешать» красный и желтый превращаются
в оранжевый; оранжевый и зеленый, смешиваясь, дают желтый; желтый и голубой дают зеленый, зеленый и синий – голубой. Мы можем различные
цвета красок. Для этого воспользуемся хорошими акварельными красками и простыми самодельными волчком.
Опыт. Вырежьте из белой плотной (для рисования) бумаги несколько кружков диаметром 4,5 – 5 см и один такой же кружок из не очень толстого
картона. Бумажные кружки разделите на восемь одинаковых секторов. Закрасьте сектора поочередно теми цветами, которые вы предполагаете
сложить. Например, один сектор красный, другой – желтый, снова красный, затем желтый и так далее. Краску нужно наносить не густо, а так, как
принято в акварельной живописи. Краска должна лежать ровно, без потеков. Перед нанесением краски смочите сектор, которой вы собираетесь
закрашивать, чистой водой, удалите кистью лишнюю воду и по ровновлажной поверхности нанесите разведенную заранее краску.
Когда краска высохнет, разровняйте кружок, наложите его на картонный кружок и проткните их заостренной спичкой. Запустите полученный волчок
на гладкой поверхности, и вы увидите тот цвет, который появился от сложения красного и желтого цветов – оранжевый.
Заключение. Задача – не разочаровать заинтересованность детей в детском экспериментировании. Впереди еще можно поставить много задач,
которые необходимо совместно решить в игровой форме и ситуаций, чтобы получить реальный результат. Дети должны в свободное время могут
самостоятельно взять необходимый материал и оборудование для проведения опыта, выбранный ими же. Участие педагога тоже составляет элемент
развивающей среды, от него и зависит деятельность воспитанников, будет она исследуемой, творческой или воспроизводящей. Также большое
внимание уделять на игры, хороводы, физминутки по теме.
Например:
Игры «Песчинки и комочки глины», «Третий лишний»; физминутка
«Лепим Снеговика»;
хороводы «Пирожки для Миши» и т.д. Новый материал закрепляется индивидуально и группой детей в количестве 4-8
человек. Были трудности. Например, глина и песок – это грязь. Поэтому в первую очередь необходимо педагогу поставить цель – соблюдать
санитарно – гигиенические требования. Как? Это зависит от правильной организации педагога. Можно использовать различные картинки-
напоминалки, схемы, а так же через стихотворения «С водой», «С песком», «По окончании работы». Проводились беседы: например, «Что нельзя и
что можно». Наблюдения во время прогулок. Например. Осенью – после дождя песок мокрый, но воды не видно, потому что, песок рыхлый, а на
глине стоит вода, так как, она липкая и т.д.
Зимой – снег – белый, холодный, рыхлый. Весной – где быстрее наступит весна? (установить связь
сезонных изменений). Где солнышко светит, там быстрее наступит весна, чем в тени веранды.
В старшем возрасте вырабатываются новые умения и навыки в детях. Главный атрибут детских экспериментов – это природный материал, так как в
занятиях проводятся игры-эксперименты экологического содержания. Во время проведения опытов у воспитанников проявляются – трудолюбие,
ответственность, сплоченность. Например, по блоку «Вода» , дети имеют представления: «Нужно беречь воду», «Как беречь воду?», «Зачем нужна
вода человеку?», «Не бросать мусор в реки и озера». Порядок экспериментальной деятельности (опыта) закреплять через рисунки-схемы. Это тоже
зависит от фантазии и творчества педагога, как они будут выглядеть. В старшей группе все наметившиеся тенденции усиливаются: опыты
усложняются, количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется.
Правила работы с различным материалом, которые просты и легко запоминаются по следующим стихотворениям:
С водой:
Коль с водой имеем дело, По окончании работы: Ты работу завершил
Рукава засучим смело, Все на место положил.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
С песком: Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развлечение
«Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цели:
Создать условие для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
Развивать эмпатию, желание помочь другим;
Воспитывать аккуратность в работе.
Методика проведения: сюрпризный момент – персонаж Лисичка, проведение опыта, художественное слово.
Оборудование: бусинки в замороженной воде, теплая вода в баночках, миски, салфетки х/б.
Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева», наблюдение за льдом на прогулках, изготовление цветных льдинок.
Словарная работа: замороженная вода, ледяной плен, освободить, растает
Ход:
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чем речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
– Что же случилось с водой?
Дети:
Она превратилась в лед;
Наверное, это было зимой, и она замерзла;
Вода превратилась в лед на морозе и т.д.
Входит Лисичка.
Лисичка: Здравствуйте, дети. Угадайте, кто я?
Дети: Здравствуйте! Ты – Лисичка хитрая сестричка!
Лисичка: Я – Лисичка добрая. Сегодня пришла к ручью напиться, а вода замерзла. Утолите жажду мне, пожалуйста, ребята.
Ребята угощают Лисичку чистой холодной водой.
Лисичка: Спасибо! Ребята, вы мне понравились, а можно мне с вами остаться. Я буду добра к вам, и поиграю с вами дружно.
Воспитатель: Дети, будем дружить Лисичкой?
Дети: Да!
Лисичка: Вот, я несла в садик вам бусы, шла по дороге и уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как нам быть? Что
делать?
Дети: Освободить бусинки из ледяного плена.
Воспитатель: Дети, помогите Лисичке. Придумывайте, пожалуйста, как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети:
Погреть в руках;
Отогреть в варежках;
Можно положить на батарее;
Отковырнуть ножом; положить в теплую воду и т.д.
Воспитатель анализирует с детьми их позиций «хорошо – плохо».
Анализы суждения:
Воспитатель:
Можно погреть в ладонях, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся, плохо – руки замерзнут);
Можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, бусинки освободятся, плохо – варежки намокнут);
Можно положить на батарее (но придется долго ждать);
Можно положить в банку с горячей водой (только осторожно, попросить взрослых);
Можно отковырнуть ножом (только попросить взрослых, а то поранишься и т.д.).
Лисичка: Ребята, я выбрала ваши три предложения. Нам будет удобно, если:
Поставим на батарее;
Погреем в ладонях;
Положим только не в горячую воду, а в теплую воду. Вы со мной согласны?
Дети: Согласны!
Лисичка и воспитатель разбивают детей на три группы и предлагают провести опыты. Каждая группа выполняет
определенное задание и очень внимательно наблюдает за процессом действия. Необходимые атрибуты приготовлены заранее.
Лисичка (во время опытов): Дети, вам интересно проводить опыты, которые я выбрала?
Дети 1й группы: Да! Наши бусинки на батарее освободились быстрее, чем в варежках!
Дети 2й группы: Нет, у нас быстрее освободились, чем у вас…
Воспитатель: Лисичка, как ты думаешь, где быстрее освободились бусинки из плена?
Лисичка: Ребята, тут не надо спорить. Мы все внимательно наблюдали и вместе сделаем вывод. Скажите, где быстрее освободились бусинки?
Дети: Быстрее всего освободились в теплой воде!
Лисичка: А где дольше оставались?
Дети: Дольше оставались в варежках!
Воспитатель: Молодцы! Лисичка, ты с детьми освободила бусинки из ледяного плена.
Лисичка: А эти красивые бусинки мы с вами будем нанизывать на нитку и подарим кукле Кате. Ведь вы мне утолили жажду чистой холодной водой.
Дети: Ураа! Наша кукла Катя будет очень рада.
Лисичка: Мы за собой уберем, а потом, чтоб было веселее, поиграем.
После уборки проводится игра «Освободим бусинок из ледяного плена».
Условие игры: Лисичка в роли бусинки, дети – замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Лисичка
просит теплые руки детей, если есть дети, которые не участвуют или просит воспитателя растопить льдинки. Воспитатель и дети теплыми руками
гладят «детей-льдинок», и они постепенно отпускают из плена «бусинку-Лисичку».
Лисичка: Дети, с вами было очень весело, но мне пора в лес. До свидания!
Лисичка уходит.
Развлечение
«Пирожки для Миши»
(Мотив сказки «Маша и медведь»)
Цели:
Развивать активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарный запас детей;
Закреплять культурно-гигиенические навыки;
Воспитывать уважение друг к другу, помогать другу в беде.
Методика проведения: обыгрывание сказки «Маша и медведь», проведение хороводной игры, сюрпризный момент – персонаж Медведь.
Оборудование и материал: таз с песком, набор формочек, совочки, миски, салфетки х/б, банка с водой. Для угощения детей: варенье или джем из
малины.
Предварительная работа: игры с песком и водой, изготовления куличей из мокрого песка, чтение сказки «Маша и медведь».
Словарная работа: рыхлый, сыпучий
В группу приходит грустный Медведь.
Миша (грустный): Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, кто это? Из какой сказки он?
Дети: Это Медведь, он из сказки «Маша и медведь».
Воспитатель: Правильно, вы угадали. Но почему он грустный, давайте, узнаем. Миша, ты почему такой грустный?
Миша: Машенька отправила меня отнести пирожки бабушке и дедушке, а я потерял корзину пирожками. И не знаю, как мне быть.
Дети:
Пойти в лес и найти корзину с пирожками;
Нарисовать пирожки;
Слепить пирожки из песка;
Просить маму, чтоб она постряпала пирожки;
Купить в магазине и т.д.
Миша: Спасибо, ребята, я очень рад!
Воспитатель: Молодцы, вы решили Мишину проблему. Но магазина рядом нет, а стряпать возможности нет, рисовать тоже не получится, т.к. у нас
собой нет краски и кисточки. Но у нас есть песок. Поэтому нам будет легче слепить пирожки из песка. Согласны?
Дети: Согласны!
Воспитатель: Тогда начали лепить пирожки.
Дети подходят к столу, где находятся необходимые предметы. В ходе практической
деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются.
Дети (жалуются): Из сухого песка невозможно слепить пирожки.
А Миша, услышав препятствие, он еще стал грустным.
Воспитатель: А почему невозможно?
Дети: Потому что песок рыхлый, сыпучий.
Воспитатель: Чтобы не огорчить Мишу, как нам поступить? Как избавиться от столкнувшегося затруднения?
Дети: Чтобы избавиться, нужно добавить в песок воду.
Воспитатель: Ах, какие вы умные дети. Миша, дети придумали, как выйти из трудного положения, так что не унывай, а радуйся, поддерживай детей.
А вы, дети, начинайте лепить пирожки.
Дети добавляют в песок воду и начинают лепить,
а Миша с большим удовольствием помогает детям.
Миша: Из мокрого песка легче стало лепить пирожки, ребята?
Дети: Да, Миша, стало легче. Вода соединяет песчинки и поэтому они не рассыпаются.
Миша: Значит, лепить можно только из какого песка?
Дети: Легче лепить из мокрого песка.
Миша: Чтобы получить мокрый песок, что мне нужно делать?
Дети: Чтобы получить мокрый песок, Миша, в сухой песок необходимо добавить воду.
Миша: Спасибо, ребята. Вы помогли решить мою проблему, что слепили пирожки. Поэтому в знак благодарности хочу угостить вас малиновым
вареньем. Еще я у вас научился, как лепить пирожки из песка.
В конце занятия проводится игра – моделирование по методу « маленьких человечков »: воспитатель «превращает» мальчиков в сухие песчинки и
«пытается» слепить из них пирожки для Миши. Песчинки-мальчики разбегаются. Воспитатель призывает на помощь капельки воды-девочек.
Соединяя детей (песчинки и капельки воды) в пары, а затем – в круг, «лепить» большой пирог.
Дети водят хоровод, исполняя песню:
Как для Маши и для Миши испекли мы пирожок,
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой нижины, вот такой высоты!
Из песочка и водички – бабушке и дедушке!
Литература. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003г.
Игра «Светлее - темнее»
Цель: упражнять детей в различении по светлотным оттенкам: светлее – темнее – самый темный. Развивать внимание, быстроту реакции на
указания воспитателя.
Раздаточный материал: набор листьев зеленого цвета трех оттенков (листья из картона или можно взять настоящие листья).
Персонаж – Петрушка.
Проведение игры: вместе с детьми называть три оттенка листьев: светлее – темнее – самый темный . Петрушка просит детей показать сначала
самого темного листа, затем немного светлее и дальше самую светлую. После этого дети по заданию Петрушки располагают в порядке убывания
светлоты – темный – светлее – самый светлый , а потом наоборот. Кто быстрее и правильнее выложит, тот и выигрывает. Победитель получает
фишку от Петрушки.
Вариант. По сигналу педагога темные дети-листья кружатся по ветру, а зеленые дети-листья пляшут и светло-зеленые дети-листья взялись за
руки делают хоровод. Движения и рисунки могут быть разные по желанию детей или по фантазию педагога, но разные оттенки одного цвета
остается главной темой игры.
Игра «Песчинки и частички (комочки) глины»
Цель: закрепить представление о свойствах песка и глины, полученные во время экспериментирования; сплоченность, взаимопонимания; вызвать
желание участвовать в игре.
ТСО: аудиозапись шума ветра или соответствующая музыка.
Проведение игры:
Дети становятся песчинками. Как они будут вести себя при этом? Каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другим. Подул ветер –
что случится с песчинками? Дети бегают по одному.
Дети изображают частички глины . Как они при этом будут стоять? Группами, взявшись за руки. Налетел ветер – что происходит с
кусочками глины? Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. Дети передвигаются группами, но
при этом руки не разжимают.
Усложнение игры . Дети делятся на две команды: одна из них – это песчинки , вторая – комочки глины . Под шумом ветра аудиозаписи
команды ведут себя по-разному.
Литература. Журнал «Дошкольное воспитание» 7/2003г.
Игры с песком и водой.
Игра « Достань игрушку » (ракушку, камешек и др.)
Цель: развитие внимания и координации движений.
Материал и оборудование: емкость с водой, маленького размера лопаточка и игрушки (от киндер сюрприза, ракушка, камешек).
Содержание: Взрослый или ребенок опускает на дно емкости с водой несколько игрушек. Вместе их разглядывают. Затем предлагает ребенку
достать «клад». Ребенок пытается его достать.
Усложнение: В емкость с водой опускается сразу – игрушки, ракушки, камешки и др. А ребенок выбирает один из них, достает только выбранный
предмет.
Игра «Печем печенье»
Цель: знакомство свойствами песка, развиваем моторику и координации движений.
Материал и оборудование: два таза: в одном сухой песок и во втором мокрый песок; совочки и набор формочек, салфетки х/б.
Содержание: В центре « Песок и вода » мокрый и сухой песок. Взрослый показывает детям формы разного фасона и предлагает «испечь печенье».
Дети пробуют выполнять действие, как сухим песком, так и мокрым.
В результате игр с сухим и мокрым песком, постепенно они понимают, что из сухого песка невозможно построить, а из мокрого – можно. При
необходимости взрослый оказывает помощь детям или руководит его действия словесно.
Литература . Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004г.
Беседа о снеге
Цель: выявить и расширить представление детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение.
дети рассаживаются полукругом
– Почему мы так любим зиму?
Дети: Чтобы кататься на лыжах, санках; лепить снеговик, играть в снежки и т.д.
– В жарких странах холодной зимы не бывает, и поэтому дети в этих странах, никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что
вы можете африканским детям рассказать о снеге?
Дети перечисляют известные им свойства снега: белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле в холодное время года.
Из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они очень похожи на звездочки, сияют и переливаются на солнышке.
– А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках?
Дети по желанию читают известные им стихи.
– Трудно им передать словами, как скрипит снег в морозный день, как блестит снег в солнечную погоду. Мы любим красоту зимней природы, а еще
все мы любим зимние забавы.
Можно рассматривать иллюстрации «Зимние забавы»
– Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках. Как
интересно бывает, нам играть в зимний день на улице (Дети рассказывают о зимних играх).
– Ребята, а можем ли мы привести в Африку Снеговика?
Дети: Нет, не можем привести. Снеговичок растает, потому что в Африке жарко. Разные ответы детей.
Литература. Журнал «Дошкольное воспитание» 7/2003г.
Игра «Снежки»
Цель: развивать игровой замысел. Движения соотносительно словам текста.
Мы танцуем со снежками,
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами!
Раз – два! Раз – два! Раз – два!
А теперь снежки положим
Мы снеговику сюда.
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок.
Предварительная работа с явлениями и объектами не живой природы.
Блок «Вода, снег, лед»
«Вода»
Дать представление о воде. «Я принесла воду. Ее пьют, чтобы утолить жажду. Попейте и вы. Что вы пили? Воду. Она вкусная? Да».
Наблюдение за водой во время умывания. «Из крана льется теплая вода. Ваши руки, какие? Мокрые. Почему мокрые? Потому что намочили. Вода
теплая, она приятная. Льется чистая вода, мы умеем чисто мыться».
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб улыбался роток,
Чтоб кусался зубок.
Продолжать знакомить со свойствами воды. Вода бывает холодная, теплая, горячая. Она еще жидкая, льется, прозрачная, шуршит, течет и т.д. А
морская вода соленая.
Игра с водой. Предложить рассмотреть игрушки из разных материалов. Опустить их в таз с водой. Резиновые плавают – они легкие. А железная
ложка, камешек тонут – они тяжелые.
«Снег»
Знакомство со снегом. «Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл».
Снег сегодня белый – белый,
От него кругом светло.
Рукавички мы надели,
В теплой шубе нам тепло.
Наблюдение за снегом. «Чем покрыта земля? Снегом. Посмотрите, он такой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл
скамейки, землю. Стало холодно – дети надели шубы, валенки, рукавички. Давайте, оставим на снегу следы наших валенок, ботинок. Послушаем,
как скрипит снег».
Наблюдение за снегом во время снегопада. «Снег идет тихо – тихо. Посмотрите, как падает снег. Он тихо кружится и ложится на шапки, пальто,
землю, на крыши домов, скамейки и т.д. Все кругом стало белым - бело».
« Лед »
Замораживание льдинок. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: она замерзает на холоде. Можно сделать разноцветные льдинки: в одном
сосуде развести красную и желтую краски, размещать их в воде. Какого цвета стала вода в этой банке (в другой банке)? Вода стала красного
(желтого) цвета. Разноцветную воду разливать по формочкам и оставить их на улице, на холоде. В формочку нужно опустить нитку, чтобы потом
можно было подвесить льдинку.
Размораживание
льдинок.
Продолжать
знакомить
со
свойствами
воды.
Показать
замерзшую
воду.
«Что
же
стало
с
водой?
Она
замерзла,
превратилась в льдинки. Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке теплая вода. Надо формочку ненадолго опустить в теплую воду и вынуть
ее. Льдинка сама выскочит. Можно принести в группу, а дети наблюдают, как льдинки в тепле тают и превращаются в воду»
Беседа о воде
Цель: расширить знания о роли воды. Воспитание бережного отношения к чистоте воды.
Дети рассаживаются. На руках педагога кукла-поросенок.
Поросенок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Хрюшка!
Воспитатель обращает внимание детей на его чистоту. И приглашает к водопроводному крану.
Поросенок: Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана! А как вы думаете, откуда она берется?
Дети: В кран вода берется из реки.
Поросенок: А еще воду берут из под земных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник. А кто из вас пил
воду из родника?
Ответы детей.
– А как говорят о чистой воде?
Дети: Прозрачная, чистая, холодная, красивая.
Поросенок: Можно еще говорить – хрустальная, вкусная. Ребята, чистой воды на Земле стало, поэтому воду надо беречь, не бросать мусор в реки и
озера. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше?
Предполагаемые ответы детей.
– Воду напрасно не лить, закрывать кран крепко. С вами очень приятно общаться дети, но мне пора к другим детям. Спасибо, тебе, Хрюшка! До
свидания!
Поросенок уходит.
Литература . Журнал «Дошкольное воспитание» 7/2004г.
Конспект экспериментальной деятельности
Тема «Окраска воды»
Получение оттенков зеленого цвета.
(средний, старший возраст)
Цели:
Закреплять знание детей о зеленом цвете;
Познакомить их с тремя оттенками, используя способ окраски воды;
Развивать активность восприятия в процессе выполнения практических действий.
Методические приемы: сюрпризный момент – появление куклы Петрушки, проведение игры;
Словарная работа – оттенок, светлый, темный, самый темный.
Материал: демонстрационный – три баночки с водой, кисточки, гуашевая краска зеленого цвета, х/б салфетка; раздаточная - на каждого, то же
самое.
Воспитатель: Ребята, утром я нашла конверт, возле двери нашей группы (показывает конверт детям). Давайте откроем конверт и узнаем от кого он и
кому адресован (воспитатель открывает и читает). Это письмо к нам отправил Петрушка. Сейчас он идет к нам в гости.
Стук на дверях, воспитатель идет открывать и возвращается с куклой бибабо Петрушка. Исполняет роль Петрушки.
Петрушка: Здравствуйте, угадайте кто я и какого цвета?
Дети (быстро узнают): Здравствуйте, ты, Петрушка зеленая Королева.
Петрушка: Я очень рад, что быстро угадали. Скучно мне одному, поэтому я пришел познакомиться с вами, показать чудесный мир моего Зеленого
Царства. Сегодня научу вас, как получить три разные оттенки одного зеленого цвета. Значит, берем три банки, наполненные водой и кисточки.
Набираем в кисточку краску и опускаем в воду (дети точно так же выполняют). Настя, вода какой оттенок приобрела?
Настя: Вода приобрела светлый оттенок зеленого цвета.
Петрушка: Правильно, молодец! А теперь снова набираем в кисточку краску, но больше, чем с первого раза ( дети так же выполняют). Ксения, а
сейчас вода какой оттенок приобрела?
Ксения: Вода приобрела темный оттенок зеленого цвета, чем в первой банке.
Петрушка: Правильно, вода стала темнее. Ребята, набираем краску еще больше, чем со второго раза и опускаем в третью банку ( дети так же
выполняют). Вода приобрела, какой оттенок?
Дети: Вода стала еще темнее, чем в первой и во второй банках.
Петрушка: Правильно, вы молодцы!
Петрушка ставит три банки в один ряд, так же дети. После окончания работы дети называют оттенки.
– Сколько разных оттенков мы получили из зеленой краски?
Дети: Из одной краски мы получили три оттенка: светлый (светло-зеленый), темный (зеленый), самый темный (темно-зеленый).
– А как мы получили три оттенка из одного цвета?
Дети: В первую банку опустили немного краски – получили светлый (светло-зеленый) оттенок, во вторую банку опустили больше краски, получили
темный (зеленый) оттенок, в третью банку опустили еще больше краски, получили оттенок самый темный (темно-зеленый).
Петрушка: Молодцы, ребята! Вы работали замечательно, были очень внимательны и дружелюбны. Таким образом, вы можете получить из других
цветов разные оттенки в свободное ваше время.
Проводится игра « Светлее – темнее » (см приложение)
Литература. Ремезова Л.А. Играем с цветом. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
Литература
1.
Кощеева Л.В. Путешествия в мир природы. Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. АРКТИ, 2009.
2.
Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011.
3.
Федосеева. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Волгоград. Корифей. 2010.
4.
Разина О. статья: «Играя изучаем природу: о значении игр в экологическом воспитании детей» Д/в № 6/1995 с.9-10
5.
Горького Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» – М.: ВАКО, 2005;
6.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Т.Ц. Сфера, 2004;
7.
Журнал «Дошкольное воспитание», 7/2003. Н.Рыжова, статья: «Песок и глина…»;
8.
Журнал «Дошкольное воспитание», 7/2004.
– статья: «Экология малышам»,
– статья: «Лаборатория природы»;
9.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». – М.: Педагогическое общество России, 2003;
10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004;
11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». – М.: Школьная Пресса, 2004.
12. Рабиза Ф.В. Простые опыты: Забавная физика для детей – М.: 1997.
13. Из опыта работы ст воспитателя МАДОУ д/с 252 «Василек» г. Казань Камардина Т.Г.