Автор: Булыгина Зилия Захаровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ-СОШ № 36 им. М.П.Одинцова Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Игра как средство образовательной деятельности Раздел: начальное образование
Автор: Булыгина Зилия Захаровнаа,
учитель начальных классов.
2017 г.
Аннотация
Дидактическая игра способна сделать переход к учебной деятельности
плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную
составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она
способна существенно повысить эффективность усвоения знаний
учащимися, а также работоспособность маленьких школьников. Увлеченный
ребенок никогда не переутомится. Безделие на уроке - самый опасный для
здоровья детей вид перегрузки.
Актуальность темы в условиях современного образования.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной
активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у
учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно
преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают
способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт
радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Противоречие : между требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования
и недостаточным использованием игровых средств обучения на уроках в
начальной школе.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка.
Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е.
непосредственный участник одной из форм общественно значимой
деятельности, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот
период предъявляются новые требования, у него появляются новые
обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также
требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые
отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную
ситуацию? Новый режим жизни - режим ученика - предполагает
повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского
сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на
уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые
первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни:
нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к
болезням. Все это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется
интерес к школе, к учению. Физическое и психическое самочувствие
шестилеток обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания
в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое
положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии,
используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким
формам работы, конечно же, относится игра. Она позволяет младшему
школьнику лучше адаптироваться к новой среде, повышает учебную
мотивацию и позволяет развивать коммуникативные навыки.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются
эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической
игры помогает осуществить учебные задачи, которые учитель ставит на
уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся
знания и умения.
Игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не
полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным,
помогает повысить активность детей, усвоить знания.
Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно
начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные
герои: Буратино, Незнайка, Чебурашка, Айболит, Федора и т.д. Они просят
помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические
примеры, являются героями задач, текстов.
Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они
способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество
учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую
активность. Например, для закрепления сложения и вычитания в пределах
первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям , чтобы купить
билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить
вагончики по порядку. Затем во время остановок найти для каждой бабочки
свой цветок. Для закрепления навык измерять и чертить отрезки проложить
для муравьишки дорожку от дерева к муравейнику.
Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое
оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет. В игре
должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует
только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.
Фрагмент урока с использованием игровых методов обучения.
«Путешествие по океану знаний. Математическая игра».
Сценарий урока
I.
Организационное начало.
- Сегодня на уроке мы отправимся в математическое путешествие.
(слайд 1)
II.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
1.
Работа в парах.
Счет до 20 в прямом и обратном порядке.
2.
Мы попали во владения Русалочки. ( слайд 2) Она просит нас
посчитать, сколько треугольников на чертеже. ( слайд 3)
3.
Работа с геометрическими фигурами. Расположить их по признаку:
цвету, размеру, форме. ( слайд 4)
III.
Закрепление и повторение пройденного.
1.
Мы попали в бухту осьминога. Решаем задачи. ( слайд 5, 6, 7, 8, 9)
2.
Мы приплыли к острову обезьян. Они просят нас помочь им.
( слайд 10)
1.
На кокосах числа. Составьте равенства. ( слайд 11)
2.
Работа с величинами: длина, масса, объём. Выбираем задание по
силам:
- Найдите массу кокосов.
- Измерьте длину части острова и найдите её периметр. ( квадрат
со сторонами 2 см и 3 см)
- Найдите объём сока, который должны выпить обезьянки.
( слайд 12)
С) Работа в группах. ( слайд 13) Работа над составом чисел 4, 5, 6,
7, 8, 9. Подобрать к своему кокосу подходящие равенства.
4+3 8+1 0+3 2+3 3+5
10-1 5+4 3+1 9-4 8-2
Обезьянки благодарят вас за помощь и говорят вам «Спасибо».( слайд 14)
IV.
Открытие нового.
Знакомство с составными задачами.
На нашем пути оказались пираты. Чтобы преодолеть это препятствие,
мы должны быть быстрыми, смелыми и ловкими. ( слайд 15)
Решение задачи. ( слайд 16)
- Сколько действий при решении задачи?
Почему два действия? Что показывает фигурная скобка?
Решение задачи
V.
Закрепление и повторение пройденного.
Работа с учебником.
VI.
Итог. Наше путешествие подошло к концу.
Вывод : Таким образом, можно сделать вывод, что игровые приемы
оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми,
развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.
Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие
на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к
ответственности перед ее участниками. В игре воспитываются многие
волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание,
выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь
наличие этих условий представляет основу всякого плодотворного труда.