Автор: Александрова Ольга Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13" Населённый пункт: г. Нефтеюганск Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия Тема: "День именинников" Раздел: среднее образование
Тема:" Автоматизация звука [Р]в словах разной слоговой структуры."
Оборудование : игрушка робот, картинки для выкладывания предметов по образцу,
предметные картинки со звуком [Р], мяч, спички, пуговицы.
Задачи:
а) образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить
определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму
существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно
рифмующие слова в предложения;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р]
изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения
органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие,
зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Установка на занятие.
Какое время года сейчас ? Какая погода? Какое у нас настроение?
На занятии наши глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а
голова- думает.
2.Пальчиковая гимнастика «Посмотри моя ладошка"».
Упражнение "Выложи по образцу"
Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.
(картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
Выкладывание радуги из пуговиц.
3. Объявление темы занятия.
Загадка о роботе.
Сам металлический, а ум электрический.
Выставляю игрушку робота. (Робот Робик). Робик пришел к нам в гости с подарками.
Назови игрушки. Какой звук есть во всех словах?
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно и четко произносить звук Р в
словах.
4.Артикуляционная гимнастика.
Ну-ка, зеркальце смотри
Все нам верно повтори
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной.
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно
выполнять следующие упражнения:
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.
5. Повторение артикуляции звука [Р]:
-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
-Расскажи роботу Робику о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты
к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
6.Повторение правила речи.
7. Работа по теме занятия.
Речевая зарядка. Игра «Эхо»:
А теперь поиграем в игру. Я буду произносить ряд слогов, а ты будешь, как эхо,
повторять:
ра- ра-ра
ро-ро-ро
ру-ру-ру-
ры- ры- ры
Игра "Замени звук" (использую мяч)
Слова: хобот, мычать, Лука, забота, лак, танец, козы.
Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать,
трамвай, светофор, помидор).
б) «Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и
т.д.
в) «Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,…
пять ракет и т.д.).
Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Игра «Закончи слово».
-Вот такую игру придумал Робик:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
Повторение чистоговорок. (проверка дом.задания)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
Зашифрованная записка . Робик хочет купить несколько игрушек и составил необычную
шифровку. Каждому предмету соответствует определенная геометрическая фигура.
Назови, какие игрушки хочет купить Робик, используя таблицу.
Работа со стихотворением.
Картинка в корзинке,
Карась на картинке.
Карась с карасенком
И ершик с ершонком.
(Назвать слова со звуком "р")
Словарная работа: карась, ершик.
Игра «Путаница».
И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
Отгадывание загадок со звуками к-к.
Он мяукал у дверей? Открывайте мне скорей, Очень холодно зимой! Кто же просится
домой? (Кот.)
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - ...
Назови первый звук в отгадках (кот-кит)
Игра "Светофор"
(использую слова: камень, кисть, корка, кормушка, пауки).
8.Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р] в
слогах, словах, чистоговорках и этому научила Робика. Познакомила его с новыми
звуками К-К. Наш гость тебе благодарен.