Напоминание

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс


Автор: Марченкова Галина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Арх-Голицынская ООШ"
Населённый пункт: с. Архангельское Голицыно, Республика Мордовия
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Рабочая

программа

по

русскому

языку
(Обучение грамоте) для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебного курса «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. : Рабочие программы:1-4классы––М.: Просвещение, 2011.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Согласно учебному плану школы всего на изучение учебного курса «Русский язык» в 1 классе отводится
165
ч (5ч в неделю, 33 учебные недели): из них
115 ч
(23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте 1 и
50

ч
(10 учебных недель) — урокам русского языка. На обучение грамоте (чтению) отводится
92 ч
(4 ч в неделю, 23 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;  положительного отношения к урокам русского языка;  уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;  интереса к языковой и речевой деятельности;  представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;  представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);  первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;  мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:  принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:  целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;  ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в 1 1
оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);  осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;  понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);  работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;  понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;  преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;  составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);  проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:  слушать собеседника и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  принимать участие в диалоге;  задавать вопросы, отвечать на вопросы других;  принимать участие в работе парами и группами;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;  оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:
 представление о русском языке какгосударственном языке нашей страны, Российской Федерации;  представление о значимости языка и речи в жизни людей;  представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);  практические умения работать с языковыми единицами;  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;  представление о правилах речевого этикета;  адаптация к языковой и речевой деятельности. 2

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи Обучающийся научится:  первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;  слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;  пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;  составлять текст из набора предложений;  выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. Обучающийся получит возможность научиться:  различать устную и письменную речь;  различать диалогическую речь;  отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;  анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;  определять тему и главную мысль текста;  соотносить заголовок и содержание текста;  составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);  составлять текст по его началу и по его концу;  составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:  различать звуки речи;  понимать различие между звуками и буквами;  устанавливать последовательность звуков в слове и их число;  различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;  определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;  различать гласный звук [и] и согласный звук [й];  различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;  различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;  различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;  обозначать ударение в слове;  правильно называть буквы в алфавитном порядке;  различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;  различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;  определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. 3
Обучающийся получит возможность научиться:  наблюдать над образованием звуков речи;  определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;  обозначать на письме звук [й’];  располагать заданные слова в алфавитном порядке;  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;  находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);  произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике). Лексика Обучающийся научится:  различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);  различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;  определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;  классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);  определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова- извинения, слова-благодарения);  определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника. Обучающийся получит возможность научиться:  осознавать слово как единство звучания и значения;  определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;  на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;  подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;  на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов. Морфология Обучающийся получит возможность научиться:  различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);  соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;  соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;  соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;  различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о? Синтаксис Обучающийся научится:  различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;  выделять предложения из речи;  соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;  определять границы предложения в деформированном тексте (из 2— 3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; 4
 соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;  составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);  составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);  писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы. Обучающийся получит возможность научиться:  определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;  устанавливать связь слов в предложении;  сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Обучающийся научится:  применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);  безошибочно списывать текст с доски и учебника;  писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться:  определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;  писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);  писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);  применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;  пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Содержание курса

Фонетика.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв
е,

ё,

ю,

я
. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со 5
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Тематическое планирование
Наименование разделов Кол-во часов Ин них: проекты Добукварный период 31 Букварный период 134 Послебукварный период 42 1 Итого 207 6

Календарно - тематическое планирование уроков обучения грамоте

(чтение)

№п/п

Тема уроков

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт
1 «Азбука» — первая учебная книга. 1 2 Речь устная и письменная. Предложение. 1 3 Слово и предложение. 1 4 Слог. 1 5 Ударение. 1 6 Звуки в окружающем мире и в речи. 1 7 Звуки в словах. 1 8 Слог-слияние. 1 9 Повторение и обобщение пройденного материала. 1 10 Гласный звук  а  , буквы А, а. 1 11 Гласный звук  о  , буквы О, о. 1 12 Гласный звук  и  , буквы И, и. 1 13 Гласный звук  ы  , буква ы. 1 14 Гласный звук  у  , буквы У, у. 1 15-16 Согласные звуки  н  ,  н’  , буквы Н, н. 2 17-18 Согласные звуки  с  ,  с’  , буквы С, с. 2 19-20 Согласные звуки  к  ,  к’  , буквы К, к. 2 21-22 Согласные звуки  т  ,  т   , буквы Т, т. 2 23-24 Согласные звуки  л  ,  л   , буквы Л, л. 2 25-26 Согласные звуки  р  ,  р’  , буквы Р, р. 2 27-28 Согласные звуки  в  ,  в’  , буквы В, в. 2 29-30 Гласные буквы Е, е. 2
31-32 Согласные звуки  п  ,  п’  , буквы П, п. 2 33-34 Согласные звуки  м  ,  м’  , буквы М, м. 2 35-36 Согласные звуки  з  ,  з’  , буквы З, з. 2 37-39 Согласные звуки  б  ,  б’  , буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. 3 40-41 Согласные звуки  д  ,  д’  , буквы Д, д. 2 42 Согласные звуки  д  ,  д’  , буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. 1 43-45 Гласные буквы Я, я. 3 46-47 Согласные звуки  г  ,  г’  , буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. 2 48-49 Мягкий согласный звук  ч’  , буквы Ч, ч. 2 50-51 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. 2 52-53 Твёрдый согласный звук  ш  , буквы Ш, ш. Сочетание ши. 2 54-55 Твёрдый согласный звук  ж  , б у к в ы Ж, ж. Сопоставление звуков  ж  и  ш  . 2 56-57 Гласные буквы Ё, ё. 2 58-59 Звук  j’  , буквы Й, й. 2 60-61 Согласные звуки  х  ,  х’  , буквы Х, х. 2 62-63 Гласные буквы Ю, ю. 2 64-65 Твёрдый согласный звук  ц  , буквы Ц, ц. 2 66-67 Гласный звук  э  , буквы Э, э. 2 68-69 Мягкий глухой согласный звук  щ’  . 2
Буквы Щ, щ. 70-71 Согласные звуки  ф  ,  ф’  , буквы Ф, ф. 2 72 Мягкий и твёрдый разделительные знаки. 1 73 Русский алфавит. 1 74 Как хорошо уметь читать. Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям.
1
75 Одна у человека мать; одна и родина. К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.
1
76 История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В.Крупин. Первоучители словенские). Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.
1
77 В.Крупин. п Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство с азбукой. Создание азбуки.
1
78 А.С.Пушкин. Сказки. Выставка книг.
1
79 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей Нравственный смысл поступка.
1
80 К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.
1
81 К.И.Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг.
1
82 К.И.Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы.
1
83 В.В.Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа.
1
84 С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть.
1

85-86 М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа.
2
87-88 Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Маршак, А.Барто, В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.
2
89 Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка- азбука. Выразительное чтение стихотворений.
1
90 Проект: «Живая Азбука»
1
91-92 Наши достижения. Планируемые результаты изучения.
1

Итого:

92

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо)

№ п/п

Тема уроков

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт
1 Пропись — первая учебная тетрадь. (с.3-6) 1 2 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 7—8) 1 3 Письмо овалов и полуовалов. (с. 9—10) 1 4 Рисование бордюров. (с. 11-12) 1 5 Письмо длинных прямых наклонных линий. (с.13- 14) 1 6 Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с.15-17) 1 7 Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). (с.18-20) 1 8 Письмо овалов больших и маленьких, их 1
чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с.21-23) 9 Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. (с. 24-26) 1 10 Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с.27-29) 1 11 Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с.30-32) 1 12-13 Строчная и заглавная буквы А, а. 2 14 Строчная и заглавная буквы О, о. 1 15 Строчная и заглавная буква И. и. 1 16 Строчная буква ы. 1 17 Строчная и заглавная буквы У, у. 1 18-19 Строчная и заглавная буквы Н, н. 2 20-21 Строчная и заглавная буквы С, с. 2 22 Повторение и закрепление изученного 1 23-24 Строчная и заглавная буквы К, к. 2 25-26 Строчная и заглавная буквы Т, т. 2 27 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 28-29 Строчная и заглавная буквы Л, л. 2 30-31 Строчная буква р. Заглавная буква Р. 2 32-33 Строчная и заглавная буквы В, в. 2 34 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 35-36 Строчная и заглавная буквы Е, е. 2
37-38 Строчная буква П, п. 2 39 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 40-41 Строчная и заглавная буквы М, м. 2 42-43 Строчная и заглавная буквы З, з
.
2 44-46 Строчная и заглавная буквы Б, б. Письмо слогов и слов с буквой б. 3 47 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 48-49 Строчная и заглавная буквы Д, д. 2 50 Заглавная буква Д. 1 51-53 Строчная и заглавная буквы Я, я. 3 54 Письмо слогов и слов с изученными буквами 1 55-56 Строчная и заглавная буквы Г, г. 2 57-58 Строчная и заглавная буквы Ч, ч. 2 59 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 60-61 Буква ь. 2 62-63 Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 2 64 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 65-66 Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 2 67-68 Строчная и заглавная буквы Ё, ё. 2 69 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 70-71 Строчная и заглавная буквы Й, й. 2 72-74 Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо слогов и слов с буквой х. 3 75 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 76-77 Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 2
78-79 Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 2 80-82 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 3 83-84 Строчная и заглавная буквы Э, э. 2 85-86 Строчная и заглавная буквы Щ, щ. 2 87 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 88-89 Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 2 90-91 Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами 1 92 Строчные буквы ь, ъ. 1 93 Письмо слогов. слов и предложений с изученными буквами. 1 94 Контрольное списывание 1 95 Оформление предложений в тексте 1 96-97 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?» 2 98-99 Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» «Что сделать?» 2 100-101 Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» 2 102 Предлоги 1 103 Местоимения 1 104 Диктант 1 105-106 Безударные гласные в корне слова 2 107-108 Звонкие и глухие согласные на конце слова 2 109 Правописание жи-ши 1 110 Правописание ча-ща 1 111 Правописание чу-щу 1 112 Правописание чк, чн, щн 1
113 Заглавная буква в словах 1 114 Контрольное списывание 1 115 Повторение пройденного 1
Итого:

115

Лист изменений в тематическом планировании
№ записи Дата Изменения, внесённые в КТП Причина Согласование с зам. директора по УВР


В раздел образования