Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Автор: Михайлова Валентина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Урожайновская школа" Населённый пункт: Симферопольский район Республика Крым Наименование материала: методическая разработка Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова Раздел: начальное образование
" Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце слова "
Цель: формирование
навыка
правописания
парных
согласных
на
конце
слова, закрепление навыка правописания парных согласных в корне и в
середине слова.
Задачи:
Образовательная: повторить
основные
теоретические
сведения
по
теме,
закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в
нестандартной ситуации.
Развивающая: способствовать
развитию
фонематического
с лу ха ,
логического мышления, познавательной активности, расширять словарный
запас.
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и
делать открытия.
Планируемый результат
Универсальные
учебные
действия
(УУД): Уметь
выделять
парные
согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; составить алгоритм по
проверке согласного в слабой позиции.
Личностные
УУД: Сохранять
мотивацию
к
учёбе,
ориентироваться
на
понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному
материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные
УУД: Осуществлять
поиск
нужной
информации,
использовать модели,
схемы,
высказываться
в
устной
форме,
ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты,
выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя.
Коммуникативные
УУД: Допускать
существование
различных
точек
зрения,
учитывать
разные
мнения, формулировать собственное мнение и
позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать
речь
для
регуляции
своего
действия,
владеть
монологической
и
диалогической формой речи.
Регулятивные
УУД: Принимать
и
сохранять
учебную
задачу,
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия,
планировать
свои
действия.
Осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль,
адекватно
воспринимать
оценку
учителя,
различать
способ
и
результат
действия,
оценивать
свои
действия, выполнять учебные действия.
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах, игровой.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для
интерактивной доски, шапка Деда Мороза с буквами, снежинки-смайлики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в классе нашем.
Пусть в классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Проверьте свою готовность к уроку.
Золотое правило уроков русского языка гласит: «Кто правильно сидит, тот
красиво пишет».
Проверьте свою осанку. Начинаем урок.
О т к р о й т е
с в о и
т е т р а д и
и
з а п и ш и т е
ч и с л о ,
к л а с с н а я
работа.
II. Мотивация учебной деятельности.
Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:
«Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить».
Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к
грамотности.
1. Самоопределение к деятельности.
Что же нас ждёт сегодня на уроке русского языка?
- Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему
нашего урока:
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Если слышишь парный звук-
Будь внимательным, мой друг!
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
-
Догадались?
Сформулируйте
тему
нашего
сегодняшнего
урока.
Прием
«Корзина идей»
Тема
урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова. Мы повторим, какие согласные называют парными, научимся грамотно
писать слова с парными согласными на конце слова и закрепим знания писать
слова с парными согласными в корне и середине слова. (слайд)
2. Введение игрового элемента.
Фонограмма метели, пурги. На экране появляется Дед Мороз. Звучит голос
Деда Мороза. Происходит диалог между учителем и Дедом Морозом. (слайд)
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Узнали вы меня?
К вам пришел издалека.
Шел довольно долго
Через льды, через снега.
Шел все дни, не зная лени,
Чуть не сбился я с пути.
То садился на оленей, то в маршрутное такси.
Здесь окончен мой поход-
Я пришел к вам на урок.
Учитель: Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя узнали! Радостно встречаем
и к нам урок тоже приглашаем.
Дед Мороз: Я, ребята, старый дед.
Мне уже 5 тысяч лет!
Но вместе с вами я люблю петь и веселиться,
А еще люблю учиться!
Я
припас
для
вас
интересные
задания.
Справитесь?
А
раз
так,
давайте
проверим ваши умения!
3.
Минутка
каллиграфии: игра
«Что
спрятали
снежинки?»
(Под
снежинками – буквы б в г д ж з)
-
Какая
буква
спряталась
под
снежинкой?
Напишите
ее
заглавную
и
строчную. (слайд)
III. Актуализация опорных знаний:
- Какой звук дают эти буквы: гласный или согласный? Докажите. Прием
«Микрофон»
Согласные
звуки образуют
пары.
Они
бывают
звонкими
или
глухими,
твердыми и мягкими. Давайте определим, к какой группе отнесем эти буквы.
Закройте ушки и произнесите каждый звук. Что услышали: шум или голос?
Если голос-звук звонкий, шум - глухой.
Итак, эти буквы дают звонкий звук. Давайте подберем им пару – глухой звук.
Б В Г Д Ж З.
П Ф К Т Ш С
Таким
образом, перед нами – парные согласные по принципу глухости -
звонкости. (слайд)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
IV. Объяснение учебного материала.
Парные согласные на письме опасные.
Как похоже их звучание — это просто наказанье!
В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.
Чтобы
грамотно
написать
слово
с
парным
согласным,
нужно
подобрать
проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук
или /н/.
Для этого существует два основных способа проверки парных согласных:
1-ый способ — подбираем «ласковое» слово (дед- дедушка);
2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много» (мороз - морозы)
Буква, обозначающая парный согласный- это орфограмма. (слайд)
V. Закрепление учебного материала.
1) Комментированное письмо. Давайте выполним следующее задание Деда
Мороза. Перед нами елочка с необычными игрушками. В каждой игрушке
загадка. Загадку разгадаем, а отгадку запишем в тетрадь. (слайд)
Белая скатерть все поле укрыла. (снег)
Снегу валом навалило,
Все вокруг преобразило.
С горки я слетаю: «Оп!» –
В снежный падаю …(сугроб)
Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки)
На окне, как на картине,
Всё в узорах светло-синих,
Что за мастер тонких дел
Ночь без дела не сидел? (мороз)
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой (лед)
- Для чего необходимо проверять слова при письме? (уметь грамотно писать)
- Есть ли у вас вопросы к данному заданию?
VI. Физкультминутка
Используются
упражнения
для
глаз
(снижение
зрительного
напряжения),
пальчиковая
гимнастика
(развитие
мелкой
моторики),
подвижная физкультминутка ( предупреждение физической усталости).
2) Индивидуальная работа. В следующем задании нам предстоит разгадать
тайны зимнего леса. Прочитайте задание. О чем идет речь в тексте? Запишите
его
и
вставьте
пропущенные
буквы.
Давайте
проверим,
грамотно
ли
вы
написали слова с пропущенными буквами.
Рефлексия: поднимите руку, кто без единой ошибки справился с заданием?
3) Работа в парах.
(звучит фонограмма ветра, метели) (слайд)
Буйный ветер не на шутку разыгрался и сдул все слова в пословице. Давайте
объединимся в пары и восстановим пословицу и вставим буквы.
(во время работы звучит «Вальс снежинок»)
Проверка работы и определение пары - победительницы.
4) Выход из игровой ситуации.
Звучит голос Деда Мороза:
Ох, и порадовали старика!
Хорошо у вас, ребята!
Но пора мне уходить.
Учитесь, растите и пусть Новый год
Успехов и радости вам принесет!
Учитель: До свидания, Дед Мороз!
VII. Обобщение изученного материала.
(Сверху падает заранее спрятанная шапка Деда Мороза)
- Вот так сюрприз! Ай, да Дедушка Мороз!
Игра “Найди пару” (раздать детям карточки с буквами парных Б, П, В, Ф, Г,
К, Д, Т, Ж, Ш, З, С согласных по звонкости-глухости)
- Пары, стройтесь!
- Какую тайну букв сегодня раскрыли? (научились проверять их на письме)
VIII. Рефлексия.
У каждого из вас на парте есть снежинки - смайлики. Выберите ту снежинку,
которая похожа на ваше настроение на этом уроке.
IX. Домашнее задание
Дома
вам
предстоит
выполнить
творческое
задание.
Прочитайте
его.
Запишите в дневники.
X. Итог урока:
- Чему научились на уроке?
- Над какой орфограммой работали?
На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята!