Напоминание

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова


Автор: Михайлова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Урожайновская школа"
Населённый пункт: Симферопольский район Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Раздел: начальное образование





Назад





" Правописание парных звонких и глухих согласных на

конце слова "

Цель:
формирование навыка правописания парных согласных на конце слова, закрепление навыка правописания парных согласных в корне и в середине слова.
Задачи:

Образовательная:
повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.
Развивающая:
способствовать развитию фонематического с лу ха , логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.
Воспитывающая:
воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.


Планируемый результат

Универсальные

учебные

действия

(УУД):
Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.
Личностные

УУД:
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные

УУД:
Осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные

УУД:
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные

УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия.
Методы:
проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах, игровой.
Формы работы:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски, шапка Деда Мороза с буквами, снежинки-смайлики.
Ход урока

I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в классе нашем. Пусть в классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам всем урок начинать, Поэтому время не будем терять. Проверьте свою готовность к уроку. Золотое правило уроков русского языка гласит: «Кто правильно сидит, тот красиво пишет». Проверьте свою осанку. Начинаем урок. О т к р о й т е с в о и т е т р а д и и з а п и ш и т е ч и с л о , к л а с с н а я работа.
II. Мотивация учебной деятельности.
Я предлагаю вам сегодня работать под девизом: «Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить». Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.
1. Самоопределение к деятельности.
Что же нас ждёт сегодня на уроке русского языка? - Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока: В нашем русском языке Ходят пары «налегке». Если слышишь парный звук- Будь внимательным, мой друг! Часто «хитрые подружки» Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. - Догадались? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Прием «Корзина идей» Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Мы повторим, какие согласные называют парными, научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце слова и закрепим знания писать слова с парными согласными в корне и середине слова. (слайд)
2. Введение игрового элемента.
Фонограмма метели, пурги. На экране появляется Дед Мороз. Звучит голос Деда Мороза. Происходит диалог между учителем и Дедом Морозом. (слайд)
Дед Мороз:
Здравствуйте, ребята! Узнали вы меня? К вам пришел издалека. Шел довольно долго Через льды, через снега. Шел все дни, не зная лени, Чуть не сбился я с пути.
То садился на оленей, то в маршрутное такси. Здесь окончен мой поход- Я пришел к вам на урок.
Учитель:
Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя узнали! Радостно встречаем и к нам урок тоже приглашаем.
Дед Мороз:
Я, ребята, старый дед. Мне уже 5 тысяч лет! Но вместе с вами я люблю петь и веселиться, А еще люблю учиться! Я припас для вас интересные задания. Справитесь? А раз так, давайте проверим ваши умения!
3.

Минутка

каллиграфии:
игра «Что спрятали снежинки?» (Под снежинками – буквы б в г д ж з) - Какая буква спряталась под снежинкой? Напишите ее заглавную и строчную. (слайд)
III. Актуализация опорных знаний:
- Какой звук дают эти буквы: гласный или согласный? Докажите. Прием «Микрофон» Согласные звуки образуют пары. Они бывают звонкими или глухими, твердыми и мягкими. Давайте определим, к какой группе отнесем эти буквы. Закройте ушки и произнесите каждый звук. Что услышали: шум или голос? Если голос-звук звонкий, шум - глухой. Итак, эти буквы дают звонкий звук. Давайте подберем им пару – глухой звук. Б В Г Д Ж З. П Ф К Т Ш С Таким образом, перед нами – парные согласные по принципу глухости - звонкости. (слайд) В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит.
IV. Объяснение учебного материала.
Парные согласные на письме опасные. Как похоже их звучание — это просто наказанье! В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов. Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/. Для этого существует два основных способа проверки парных согласных: 1-ый способ — подбираем «ласковое» слово (дед- дедушка); 2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много» (мороз - морозы) Буква, обозначающая парный согласный- это орфограмма. (слайд)
V. Закрепление учебного материала.


1) Комментированное письмо.
Давайте выполним следующее задание Деда Мороза. Перед нами елочка с необычными игрушками. В каждой игрушке загадка. Загадку разгадаем, а отгадку запишем в тетрадь. (слайд) Белая скатерть все поле укрыла. (снег) Снегу валом навалило, Все вокруг преобразило. С горки я слетаю: «Оп!» – В снежный падаю …(сугроб) Зимой забава есть одна. В ней меткость, ловкость всем нужна. А как "снаряды" называешь, Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки) На окне, как на картине, Всё в узорах светло-синих, Что за мастер тонких дел Ночь без дела не сидел? (мороз) Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто сталь. Занесёшь в тепло, домой. Станет сразу он водой (лед) - Для чего необходимо проверять слова при письме? (уметь грамотно писать) - Есть ли у вас вопросы к данному заданию?
VI. Физкультминутка

Используются

упражнения

для

глаз

(снижение

зрительного

напряжения),

пальчиковая

гимнастика

(развитие

мелкой

моторики),

подвижная физкультминутка ( предупреждение физической усталости).

2) Индивидуальная работа.
В следующем задании нам предстоит разгадать тайны зимнего леса. Прочитайте задание. О чем идет речь в тексте? Запишите его и вставьте пропущенные буквы. Давайте проверим, грамотно ли вы написали слова с пропущенными буквами. Рефлексия: поднимите руку, кто без единой ошибки справился с заданием?
3) Работа в парах.
(звучит фонограмма ветра, метели) (слайд) Буйный ветер не на шутку разыгрался и сдул все слова в пословице. Давайте объединимся в пары и восстановим пословицу и вставим буквы. (во время работы звучит «Вальс снежинок») Проверка работы и определение пары - победительницы.
4) Выход из игровой ситуации.
Звучит голос Деда Мороза: Ох, и порадовали старика! Хорошо у вас, ребята! Но пора мне уходить. Учитесь, растите и пусть Новый год Успехов и радости вам принесет! Учитель: До свидания, Дед Мороз!

VII. Обобщение изученного материала.
(Сверху падает заранее спрятанная шапка Деда Мороза) - Вот так сюрприз! Ай, да Дедушка Мороз!
Игра “Найди пару”
(раздать детям карточки с буквами парных Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С согласных по звонкости-глухости) - Пары, стройтесь! - Какую тайну букв сегодня раскрыли? (научились проверять их на письме)
VIII. Рефлексия.
У каждого из вас на парте есть снежинки - смайлики. Выберите ту снежинку, которая похожа на ваше настроение на этом уроке.
IX. Домашнее задание
Дома вам предстоит выполнить творческое задание. Прочитайте его. Запишите в дневники.
X. Итог урока:
- Чему научились на уроке? - Над какой орфограммой работали? На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята!


В раздел образования