"Фольклор и театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста".
Автор: Семавина Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №10 Населённый пункт: г.Салават Республики Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: "Фольклор и театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
младшего дошкольного возраста».
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.
А.В.Запорожец
Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду воспитателем, с
завистью
замечают:
«Какая
интересная
у
тебя
работа!».
Да,
я
до
такой
степени влюблена в свою работу, что отношусь к ней как к любимому,
дорогому для меня делу. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою
любовь
и
привязанность,
возможность
творчески
работать,
постоянно
погружаясь в мир музыки, игры и сказки.
О своей профессии я мечтала с детства. Самые яркие детские
воспоминания – как я танцую, пою, выступаю на утренниках. Сколько себя
помню – никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет
связана с музыкой, сказкой и детьми. Меня привлекает именно работа с
дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и
взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш,
который
любит
педагога,
доверяет
ему,
полюбит
и
поймёт
то,
что
тот
предлагает. За 10 лет работы воспитателем я поняла, что дать знания, развить
умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее – пробудить интерес
к творчеству детей. Главная цель моей работы – доставить детям радость,
вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду
в
сказку,
праздник,
воспитывать
их
на
лучших
образцах
народного
творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.
Меня очень радует, когда в конце театрализованной игры дети обнимают
меня и, заглядывая в глаза, спрашивают: «А когда мы ещё будем играть в
театр?». Так хочется научить их быть настоящим артистами. На каждом
театрализованном
занятии
создавать
атмосферу
праздника,
чтобы
дети
ожидали чуда и волшебства.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации
дошкольника
в
процессе
осмысления
им
нравственного
подтекста
литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая
имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для
развития
чувств
партнёрства
и
освоения
способов
позитивного
взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное
развитие;
дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев,
осваивают
способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Очень велико значение театрализованной игры для психологического
развития ребёнка 3 – 4 лет. В это время ещё сохраняется непроизвольный
характер основных психических процессов: внимания, памяти, мышления (то
есть малыш ещё не может ими управлять). Взрослый в это время привлекает
ребёнка
в
первую
очередь
как
партнёр
по
интересной
совместной
деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли,
поскольку
ещё
не
вполне
владеет
речью,
с
ним
трудно
согласовывать
намерения и построить план совместной игры. Взаимодействие с 3 – 4-
летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис
трёх
лет
–
кризис
становления
воли,
кризис
«Я
сам!».
Сфера
его
познавательной
деятельности
сосредоточена
на
реальном,
предметном,
непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что
видит перед собой сию минуту. Важно помнить, что речь у ребёнка находится
в стадии становления, поэтому ещё нельзя полноценно использовать её как
средство проверки и выявления знаний. Вы можете расширить собственный
используемый
словарный запас,
но не требуйте от 3 – 4-летних детей
развёрнутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребёнка, его
внимание переключается с выполнения мыслительных процессов на речевое
формулирование.
Таким образом, я развиваю творческие способности младших
дошкольников средствами фольклора через театрализованную деятельность.
Фольклор
–
устное
народное
творчество,
включающее
в
себя
большое
количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д.
Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным
языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре
народа. Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует
формированию и развитию личности, её творческой активности.