"Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС"
Автор: Биштова Наталья Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 хутора Первомайского Населённый пункт: хутор Первомайский муниципального образования Мостовский район Наименование материала: статья и конспект урока Тема: "Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС" Раздел: начальное образование
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ
ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18
Биштова Наталья Васильевна
«ТРИЗ
– АЗБУКА ТАЛАНТЛИВОГО
МЫШЛЕНИЯ, КАЖДЫЙ
ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН БЫТЬ ТВОРЧЕСКИ
ГРАМОТНЫМ».
Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР
ВНЕДРЕНИЕ ТРИЗ РТВ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПОЗВОЛЯЕТ РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
– ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ОСНОВ
АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;
– РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ, ОЩУЩЕНИЯ,
ЧТО ОНИ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С РЕШЕНИЕМ ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
– ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ;
– ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ;
– УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕШАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ;
– ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
– РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ЛОГИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА В ЦЕЛОМ;
– РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (БЕГЛОСТИ, ГИБКОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ
МЫШЛЕНИЯ);
– РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ;
– РАЗВИТИЕ РЕЧИ;
– УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ, КОМБИНИРОВАТЬ;
– РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗНЫХ УРОКАХ.
•
Типовые приёмы фантазирования можно результативно
использовать на уроках математики.
•
Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путём
деления каждого полученного объекта пополам.
Цель приёма: закрепить понятия «до», «после», «между»,
«перед».
•
Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти
строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и
рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной
рифмой, пятая строка является выводом и может не
рифмоваться.
•
Составление загадок. При составлении загадок используется
модель
КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос
«какой?», и делается подборка объектов, у которых данный
признак ярко выражен. После заполнения таблицы
вставляем между правым и левым столбцами «как» или
«но не».
•
Составление метафор. Метафора создаётся путём переноса
свойств одного объекта на другой на скрытом сравнении.
•
Составление творческих рассказов по картинке с точки
зрения какого-либо объекта. Используем модель работы с
картинкой как целостной системой.
ИТОГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ-РТВ-
ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ученик,
овладев
основными
мыслительными
операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам
хочет
учиться.
Ребёнок
характеризуется
высоким
познавательным уровнем активности, самостоятельностью,
у него ярко выраженное творческое мышление.
Использование
ТРИЗ-РТВ-технологии
делает
педагогический
процесс
эффективным,
формирует
системно-диалектическое
мышление,
самостоятельность
учащихся и углубляет предметные знания.