Напоминание

"Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС"


Автор: Биштова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 хутора Первомайского
Населённый пункт: хутор Первомайский муниципального образования Мостовский район
Наименование материала: статья и конспект урока
Тема: "Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18

Биштова Наталья Васильевна


«ТРИЗ – АЗБУКА ТАЛАНТЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН БЫТЬ ТВОРЧЕСКИ ГРАМОТНЫМ».
Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР

ВНЕДРЕНИЕ ТРИЗ РТВ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОЗВОЛЯЕТ РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: – ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ОСНОВ АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; – РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ, ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО ОНИ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С РЕШЕНИЕМ ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ. 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: – ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ; – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ; – УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕШАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ; – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: – РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ЛОГИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА В ЦЕЛОМ; – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (БЕГЛОСТИ, ГИБКОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ); – РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ; – РАЗВИТИЕ РЕЧИ; – УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ, КОМБИНИРОВАТЬ; – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗНЫХ УРОКАХ.
• Типовые приёмы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. • Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путём деления каждого полученного объекта пополам. Цель приёма: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». • Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. • Составление загадок. При составлении загадок используется модель

КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правым и левым столбцами «как» или «но не». • Составление метафор. Метафора создаётся путём переноса свойств одного объекта на другой на скрытом сравнении. • Составление творческих рассказов по картинке с точки зрения какого-либо объекта. Используем модель работы с картинкой как целостной системой.

ИТОГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ-РТВ-

ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребёнок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление. Использование ТРИЗ-РТВ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания.


В раздел образования