Напоминание

Изучение личности младшего школьника на педагогической практике


Автор: Корнышева Галина Владимировна
Должность: преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: Филиал ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет" в г. Зарайске - ЗПК
Населённый пункт: Московская область г. Зарайск
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение личности младшего школьника на педагогической практике
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Изучение личности младшего школьника на педагогической практике
Корнышева Г.В. Филиал ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж Первым видом педагогической практики, в процессе которой формируются ценные профессиональные качества, развиваются умения, навыки и профессиональные компетенции является психолого-педагогическая. В центре внимания практикантов личность ребёнка с его богатым и разнообразным внутренним миром. Изучить его, выявить потребности, желания , ценностные ориентации, интересы ребёнка и с учётом их спроектировать разнонаправленную внеклассную воспитательную работу, значит успешно пройти большую часть пути по формированию самодостаточной личности младшего школьника. В каких же условиях была организована и проводилась педагогическая практика в этом учебном году? Она была организована на базе МБДОУ школа-сад №14 г. Зарайска в 1-4 классах. В каждом классе помощниками классных руководителей в организации и проведении внеклассных воспитательных мероприятий на основе коллективной творческой деятельности выступили группы студентов 2 «Б» курса. Ниже представлены материалы итоговой учебно- практической конференции, в которых отражены разные аспекты изучения личности младшего школьника практикантами в процессе прохождения данного вида педагогической практики. В каких классах, с какими детьми предстояло работать практикантам?
Авдеева В.: Всегда интересно , в каком классе тебе предстоит работать, особенно если он первый. Вот какую характеристику своему классу дала Т.Н.Чернова при первой встрече с нами. « В классе 26 человек. Из них 18 девочек и 8 мальчиков. Все дети до поступления в школу посещали детский сад. Подготовка детей к учению различная. Есть читающие и нечитающие дети. Есть сложные, недостаточно подготовленные к школе.23 ребёнка живут в полных семьях. У одной девочки папа умер, у другого мальчика многодетная семья, в двух семьях родители разведены. Есть семьи с низким материальном достатком, некоторые родители не работают. Многие дети обучены необходимым бытовым делам. Несмотря на разницу характеров , все дети ласковые, отзывчивые, контактные». Успех прохождения практики во многом зависел от первой встречи. Визитную карточку 2 класса мы хотим представить в частушках. Мы расскажем вам сейчас Про активный второй класс Здесь детишки собрались В дружный коллектив влились. * * * Мы поем и мы танцуем, На асфальте мы рисуем. Получаем мы места За красивые глаза. ** * Любим петь и танцевать, Веселиться и играть. Нас никак не удержать, Любим бегать и скакать. А девиз наш таков « Больше дела - меньше слов». Итак, на первом часе общения мы познакомились с детьми и выявили их желание работать с нами
по разным направлениям воспитания. Мы познакомились с оценкой детей их класса. Например , такой: характеристика 4 класса глазами учащихся. «Мы самые старшие в школе. Нам повезло, потому что нас учили два замечательных педагога. Юлия Константиновна развивала у нас любознательность,внимание, умение высказывать своё мнение , рассуждать, делать выводы. Ольга Владимирована приучала уважать себя и окружающих, быть ответственными и дисциплинированными. Скорее всего наш класс дружный , но иногда из-за своей подвижности мы ссоримся. Девочки у нас « активные», « добрые», а мальчики « умные», «шустрые», « озорные». В классе у каждого есть приятели и друзья. Нам нравятся нескучные уроки. Практикантам с нами работать легко и интересно. А еще мы способные и разносторонне развитые: занимаемся спортом, рисуем, танцуем, поём, а поэтому с нами не соскучишься. И мы любим таких же людей.» Желания и потребности детей мы пытались учесть в процессе проведения коллективных творческих дел. Но всё началось с изучения личности и классного коллектива. Тренева А.: В начале учебного года на встрече с учителями мы выяснили, с какими детьми будем заниматься. Вот некоторые суждения учителей на этот счёт.« Работать с каждым годом становится трудней», « Эти мои первоклассники совсем другие, не похожие на предыдущих», « Ребята несобранные, невнимательные», « Класс очень неровный , но в основном все читают, считают», « лучше бы ничего не умели ,но были бы посдержанней», «а мне с современными ребятами интереснее работать, они более яркие, развитые.» Гераськина М.: В младшем школьном возрасте активно формируется представление о себе. На первое место на вопрос « Кто ты?» дети ставят следующие характеристики: Ученик (ца)-89%;
Сын (дочь)-53%; Внук(внучка)-47%; Друг (подруга)-47%; Пассажир ( пешеход)- 21%; Мальчик(девочка)- 20%. Таким образом ,видим, что второклассники осознают свою приоритетную социальную роль и назначение « быть школьником и направленность на успешное учение, о чём говорят ответы на волнующие вопросы, например: «интересует учёба: хочу научиться грамотно писать,» « быстро читать», «волнует, на какие оценки закончу четверть», « надо исправить оценки», «учиться на пять». Кроме этого на вопрос « Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе»?. Были получены такие ответы восьмилетних школьников: « думаю, что я хороший»; « хочу быть красивой и сильной»; « хочу научиться слушать, преодолевать лень, освободиться от плохих привычек»; « хочу научиться играть в футбол и на гитаре»; «хочу собаку и кошку»; « не хочу умирать». Ивасива В.: Существенно изменились ценностные ориентации младшего школьника. Примером для подражания становится не идеальный герой, романтик, а образ сильного всемогущего, жёсткого, умеющего постоять за себя сверхчеловека, обладающего властью и деньгами. ( Халк-капитан Вселенной, Бетман, Терминатор, Человек-Паук). Пересмотр идеалов, ценностей, изменение самой атмосферы нашей жизни - объективные предпосылки нового образа, ориентации, интересов современных детей. На этапе подготовки к КТД « Мир твоих увлечений» выявились интересы второклассников.
Чем любят заниматься дети в свободное время? «гулять, играть с друзьями»-55%; «играть на компьютере»-53%; «играть в футбол и другие спортивные игры»-30%; «читать»-17%; «петь, танцевать»-11%; «смотреть мультики»-11%; «убираться, общаться»-5%. Их идеалы менее романтичны, они утрачивают безграничную веру в сказку, оптимизм, незыблемость авторитета взрослых ( учителей, родителей). Артикуленко А.: На вопрос, что тебе дороже всего в жизни? 77% второклассников ответило « родные в семье» Среди ответов были и такие: «здоровье», «близкие», «друзья», «домашние животные». Семья называется большинством ребят , как особая ценность в их жизни. В ходе проведения КТД «Твои социальные роли» были получены ответы второклассников на такие вопросы: «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» «всё» - (33%); «доброта» - (50%); «дружба» - (40%); «когда мы вместе отдыхаем и играем» - (30%); «хорошие отношения» - (20%). Вот ответы на уточняющие вопросы : «А что пожелали бы своей семье?» «Здоровья» - (11%); «мирных отношений» - (28%); «добра» - (20%);
«дружбы» - (16%); «удачи» - (10%) Обсуждая вопрос «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?», именно к маме (50%) детей обратилось бы за помощью, к бабушке - (28%), к папе - (25%), к друзьям и учителю - (22%). Эти ответы ребят еще раз показывают, насколько, велика ответственность родителей в становлении личности сына или дочери. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему тепло, уютно, спокойно. Он хочет любви, внимания, уважения. Максимова А.: Несмотря на взрослость суждений отдельных современных младших школьников, их по-прежнему привлекает игра, а потому они с удовольствием фантазируют, превращаясь в сказочных героев. Им так проще раскрыть и выразить себя. Накануне незабываемого КТД «Новогодняя мозаика» детям предлагалось побыть волшебником и исполнить 3 своих заветных желания. Полученные ответы условно были объединены в несколько групп: для семьи: - «чтобы родители были живы»; - «чтобы у семьи было много денег»; -«помирить маму с папой»; - «купить машину»; для себя: - стать красивой и умной (учиться «на отлично»); - найти хорошего жениха, создать семью; - красиво жить во дворце; - иметь фотоаппарат, стать хорошим спортсменом. Как видим, в своих мечтах и желаниях дети ориентируются на семью и на себя.
Смилянец Л.:В русле планирования и проведения КТД «Школа этикета» м ы учитывали, что друг и дружба занимают большое место в жизни младших школьников. Потому интересно было узнать : «Что тебе нравится в друге, с кем и почему ты хотел дружить, кого считаешь настоящим другом?» Все дети определились с выбором друга. В своих друзьях они ценят больше всего такие качества: - добрый, доброжелательный, всегда поможет (подавляющее большинство); - умный, много знает; - веселый, рассмешит, поднимает настроение. Среди, других качеств назвали: чуткий, культурный, спокойный, отзывчивый, не обзывается, не смеётся над ошибками, аккуратный, красивый, хорошо учится, не предаст. Мириева Д.:Мы воспитываем российского школьника. В связи с этим вспоминаются слова педагога Н.К. Крупской , которые актуальны и сейчас: «Говорят, что дети не доросли до понимания вопросов экономики и политики. Между тем дома, на улице - повсюду дети слышат разговоры на эти темы, думают о них, и было бы ошибочно обходить эти вопросы в школе. При разборе этих вопросов надо учитывать детскую психологию, размеры детского опыта и их интересы.» Томилина А.:Образ Родины издавна определялся как общечеловеческая ценность. В ходе подготовки и проведения КТД «Я - гражданин России» мы еще раз убедились, что в младшем школьном возрасте активно идет процесс накопления информации и впечатлений о Родине. Дети достаточно четко осознают, что Родина - это место их рождения, жительства. На вопрос, в какой стране ты живешь? Учащихся 4 класса в 69% ответов называют Россию или в 31 % ответов Российскую Федерацию. Опрошенные говорят, что надо любить свою родину, а это значит... «Надо защищать её, когда вырастишь» (58%)
«Уважать её, сохранять богатства» (32%) «Не разорять, а оберегать её природу» (32%) «Ценить и любить граждан России» (26%) Учащиеся выпускного класса начальной школы, анализируя причины войн (Почему бывают войны?) делают выводы: «Войны бывают из-за жадности и жестокости» (16%) «Из-за стремления властвовать в мире» (10%) «Из-за желания расширить свои владения за счет захвата других стран и овладения чужими землями» (26%) «Из-за разногласий и неумения договориться мирным путем»(10%) Школьники перечисляют качества, которые характеризуют гражданина: добрый, честный, умный, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, смелый, самостоятельный, веселый.Эти качества расположены по степени значимости для детей. Гавриленко О.:На вопрос: «Каким должен быть Президент?» ученики 4 класса отвечали самостоятельно - умным (53%); -добрым и справедливым (53%); - высококультурным (30%); -уметь встать на защиту прав своего народа (32%); -защищать свою страну на разных уровнях (20%); -миролюбивым человеком (25%); - эрудированным и смышленым (50%). Итак, вопреки расхожему мнению об аполитичности юных граждан, дети ясно представляют, чем должен заниматься руководитель государства. В качестве примера приведём ответы младших школьников на вопрос: «Если бы я был Президентом...» «Снизил бы цены на продукты питания...»; «Восстановил бы справедливость»; «Все деньги из казны потратил бы на улучшение жизни людей»;
«Заботился бы о простых людях»; «Сделал бы бесплатные магазины»; «Построил бы дома для стариков»; «Починил и усовершенствовал бы дома для детей» Дети в целом довольны своей жизнью и большинство опрошенных ничего не хотели бы менять в ней, но те, кто дал ответ на данный вопрос, был индивидуален в своем решении. Например, «становиться умнее», «учиться на пятёрки», «не болеть», «не делить детей в семье», «быть счастливым». Круглякова А.:Мы видим, что у младших школьников ярко проявляется готовность к восприятию и осмыслению окружающей их жизни. Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценить себя, у них формируется новое отношение к себе и к окружающим людям. Особенности современного мира детства выражаются в том, что ребята не могут ждать, когда вырастут, когда настанет лучшее будущее, они живут сейчас. Школьники с интересом участвуют в исследовательской работе, они пытаются осмысливать жизнь, определять свое поведение. В какой - то степени они сами себе воспитатели. Отвечая на вопросы, делая выбор в определенных ситуациях, они упражняются в умении размышлять , анализировать, делать выводы. А помогает им в этом их, мудрый наставник, который по словам поэта Михаила Светлова «не столько воспитывает детей, сколько помогает им стать самим собой». Меркулова Д.:Позади первый вид психолого - педагогической практики. Что же он дал в плане нашего профессионального становления? Остановлюсь на некоторых высказываниях будущих педагогов: «Практика помогла мне повзрослеть, взглянуть на жизнь профессионально» Рыженкова Ю. «Теоретические знания предметов психолого - педагогического цикла применила на практике в ходе проведения классных часов и это мне понравилось» Иванова А.
«Практика научила видеть проблемы класса и отдельного ребенка» Бочарова Ел. «Получила представление о возрастных особенностях первоклассников, поняла, насколько они разные, неповторимые, любознательные. Общаться с ними одно удовольствие» КонюшковаТ. «Педагогическая практика помогла понять и принять ребенка таким, какой он есть, помочь раскрыть его способности во внеурочное время» Артёмова О. «Я поняла, как заинтересовать детей и вызвать на откровенный разговор» Маликова И. «Я научилась организовывать класс, побуждать детей к доверительной беседе и обсуждению волнующих вопросов» Позднякова М. «Я познакомилась с различными формами классных часов и методикой их проведения» Батарева Н. «Я стала другом и вожатой для детей. Дети доверяют мне, а это дорогого стоит» Лункина К. «Эта практика научила разбираться в детях, придала уверенности и самостоятельности» Штыкова И. «Это настоящая школа общения и сотрудничества в ходе КТД'с детьми» Пеева А.


В раздел образования