Изучение личности младшего школьника на педагогической практике
Автор: Корнышева Галина Владимировна Должность: преподаватель педагогики и психологии Учебное заведение: Филиал ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет" в г. Зарайске - ЗПК Населённый пункт: Московская область г. Зарайск Наименование материала: Статья Тема: Изучение личности младшего школьника на педагогической практике Раздел: среднее профессиональное
Изучение личности младшего школьника на педагогической практике
Корнышева Г.В.
Филиал ГОУ ВО МО
«Государственный социально-гуманитарный университет»
в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж
Первым видом педагогической практики, в процессе которой формируются
ценные
профессиональные
качества,
развиваются
умения,
навыки
и
профессиональные компетенции является психолого-педагогическая.
В центре внимания
практикантов личность ребёнка с его богатым и
разнообразным
внутренним
миром.
Изучить
его,
выявить
потребности,
желания
,
ценностные
ориентации,
интересы
ребёнка
и
с
учётом
их
спроектировать
разнонаправленную
внеклассную
воспитательную
работу,
значит
успешно
пройти
большую
часть
пути
по
формированию
самодостаточной личности младшего школьника.
В каких же условиях была организована и проводилась педагогическая
практика в этом учебном году? Она была организована на базе МБДОУ
школа-сад №14 г. Зарайска в 1-4 классах. В каждом классе помощниками
классных
руководителей
в
организации
и
проведении
внеклассных
воспитательных
мероприятий
на
основе
коллективной
творческой
деятельности выступили группы студентов 2 «Б» курса.
Ниже
представлены
материалы
итоговой
учебно-
практической
конференции,
в
которых
отражены
разные
аспекты
изучения
личности
младшего школьника практикантами в процессе прохождения данного вида
педагогической практики.
В каких классах, с какими детьми предстояло работать практикантам?
Авдеева В.: Всегда интересно , в каком классе тебе предстоит работать,
особенно если он первый. Вот какую характеристику своему классу дала
Т.Н.Чернова при первой встрече с нами. « В классе 26 человек. Из них 18
девочек и 8 мальчиков. Все дети до поступления в школу посещали детский
сад. Подготовка детей к учению различная. Есть читающие и нечитающие
дети. Есть сложные, недостаточно подготовленные к школе.23 ребёнка живут в
полных семьях. У одной девочки папа умер, у другого мальчика многодетная
семья, в двух семьях родители разведены. Есть семьи с низким материальном
достатком,
некоторые
родители
не
работают.
Многие
дети
обучены
необходимым бытовым делам. Несмотря на разницу характеров , все дети
ласковые, отзывчивые, контактные».
Успех
прохождения
практики
во
многом
зависел
от
первой
встречи.
Визитную карточку 2 класса мы хотим представить в частушках.
Мы расскажем вам сейчас
Про активный второй класс
Здесь детишки собрались
В дружный коллектив влились.
* * *
Мы поем и мы танцуем,
На асфальте мы рисуем.
Получаем мы места
За красивые глаза.
** *
Любим петь и танцевать,
Веселиться и играть.
Нас никак не удержать,
Любим бегать и скакать.
А девиз наш таков « Больше дела - меньше слов». Итак, на первом часе
общения мы познакомились с детьми и выявили их желание работать с нами
по разным направлениям воспитания. Мы познакомились с оценкой детей их
класса.
Например , такой: характеристика 4 класса глазами учащихся.
«Мы самые старшие в школе. Нам повезло, потому что нас учили два
замечательных педагога. Юлия Константиновна развивала у нас
любознательность,внимание, умение высказывать своё мнение , рассуждать,
делать выводы.
Ольга Владимирована приучала уважать себя и окружающих, быть
ответственными и дисциплинированными. Скорее всего наш класс дружный ,
но иногда из-за своей подвижности мы ссоримся. Девочки у нас « активные»,
« добрые», а мальчики « умные», «шустрые», « озорные». В классе у каждого
есть приятели и друзья. Нам нравятся нескучные уроки. Практикантам с
нами работать легко и интересно. А еще мы способные и разносторонне
развитые: занимаемся спортом, рисуем, танцуем, поём, а поэтому с нами не
соскучишься. И мы любим таких же людей.»
Желания и потребности детей мы пытались учесть в процессе проведения
коллективных
творческих
дел.
Но
всё
началось
с
изучения
личности
и
классного коллектива.
Тренева А.: В начале учебного года на встрече с учителями мы выяснили, с
какими детьми будем заниматься. Вот некоторые суждения учителей на этот
счёт.«
Работать
с
каждым
годом
становится
трудней»,
«
Эти
мои
первоклассники
совсем
другие,
не
похожие
на
предыдущих»,
«
Ребята
несобранные, невнимательные», « Класс очень неровный , но в основном все
читают, считают», « лучше бы ничего не умели ,но были бы посдержанней»,
«а мне с современными ребятами интереснее работать, они более яркие,
развитые.»
Гераськина М.: В младшем школьном возрасте активно формируется
представление о себе. На первое место на вопрос « Кто ты?» дети ставят
следующие характеристики:
Ученик (ца)-89%;
Сын (дочь)-53%;
Внук(внучка)-47%;
Друг (подруга)-47%;
Пассажир ( пешеход)-
21%; Мальчик(девочка)-
20%.
Таким образом ,видим, что второклассники осознают свою приоритетную
социальную роль и назначение « быть школьником и направленность на
успешное учение, о чём говорят ответы на волнующие вопросы, например:
«интересует
учёба:
хочу
научиться
грамотно
писать,»
«
быстро
читать»,
«волнует, на какие оценки закончу четверть», « надо исправить оценки»,
«учиться на пять». Кроме этого на вопрос « Что волнует, интересует тебя,
когда ты думаешь о себе»?. Были получены такие ответы восьмилетних
школьников:
« думаю, что я хороший»;
« хочу быть красивой и сильной»;
«
хочу
научиться
слушать,
преодолевать
лень,
освободиться
от
плохих
привычек»;
« хочу научиться играть в футбол и на гитаре»;
«хочу собаку и кошку»;
« не хочу умирать».
Ивасива
В.:
Существенно
изменились
ценностные
ориентации
младшего
школьника.
Примером
для
подражания
становится
не
идеальный
герой,
романтик, а образ сильного всемогущего, жёсткого, умеющего постоять за
себя
сверхчеловека,
обладающего
властью
и
деньгами.
(
Халк-капитан
Вселенной,
Бетман,
Терминатор,
Человек-Паук).
Пересмотр
идеалов,
ценностей,
изменение
самой
атмосферы
нашей
жизни
-
объективные
предпосылки нового образа, ориентации, интересов современных детей. На
этапе
подготовки
к
КТД
«
Мир
твоих
увлечений»
выявились
интересы
второклассников.
Чем любят заниматься дети в свободное время?
«гулять, играть с друзьями»-55%;
«играть на компьютере»-53%;
«играть в футбол и другие спортивные игры»-30%;
«читать»-17%;
«петь, танцевать»-11%;
«смотреть мультики»-11%;
«убираться, общаться»-5%.
Их идеалы менее романтичны, они утрачивают безграничную веру в сказку,
оптимизм, незыблемость авторитета взрослых ( учителей, родителей).
Артикуленко А.: На вопрос, что тебе дороже всего в жизни?
77% второклассников ответило « родные в семье»
Среди ответов были и такие: «здоровье», «близкие», «друзья», «домашние
животные».
Семья называется большинством ребят , как особая ценность в их жизни.
В ходе проведения КТД «Твои социальные роли» были получены ответы
второклассников на такие вопросы: «Что тебе больше всего нравится в
твоей семье?»
«всё» - (33%);
«доброта» - (50%);
«дружба» - (40%);
«когда мы вместе отдыхаем и играем» - (30%);
«хорошие отношения» - (20%).
Вот ответы на уточняющие вопросы :
«А что пожелали бы своей семье?»
«Здоровья» - (11%);
«мирных отношений» - (28%);
«добра» - (20%);
«дружбы» - (16%);
«удачи» - (10%)
Обсуждая вопрос «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?»,
именно к маме (50%) детей обратилось бы за помощью,
к бабушке - (28%),
к папе - (25%),
к друзьям и учителю - (22%).
Эти ответы ребят еще раз показывают, насколько, велика ответственность
родителей в становлении личности сына или дочери. Ребенку нужна семья,
дом, в котором ему тепло, уютно, спокойно. Он хочет любви, внимания,
уважения.
Максимова А.: Несмотря на взрослость суждений отдельных современных
младших школьников, их по-прежнему привлекает игра, а потому они с
удовольствием фантазируют, превращаясь в сказочных героев. Им так проще
раскрыть
и
выразить
себя.
Накануне
незабываемого
КТД
«Новогодняя
мозаика» детям предлагалось побыть волшебником и исполнить 3 своих
заветных
желания.
Полученные
ответы
условно
были
объединены
в
несколько групп:
для семьи:
- «чтобы родители были живы»;
- «чтобы у семьи было много денег»;
-«помирить маму с папой»;
- «купить машину»;
для себя:
- стать красивой и умной (учиться «на отлично»);
- найти хорошего жениха, создать семью;
- красиво жить во дворце;
- иметь фотоаппарат, стать хорошим спортсменом.
Как видим, в своих мечтах и желаниях дети ориентируются на семью и на
себя.
Смилянец Л.:В русле планирования и проведения КТД «Школа этикета» м ы
учитывали, что друг и дружба занимают большое место в жизни младших
школьников. Потому интересно было узнать : «Что тебе нравится в друге, с
кем и почему ты хотел дружить, кого считаешь настоящим другом?» Все дети
определились с выбором друга. В своих друзьях они ценят
больше всего такие качества:
- добрый, доброжелательный, всегда поможет (подавляющее большинство);
- умный, много знает;
- веселый, рассмешит, поднимает настроение.
Среди, других качеств назвали: чуткий, культурный, спокойный, отзывчивый,
не обзывается, не смеётся над ошибками, аккуратный, красивый, хорошо
учится, не предаст.
Мириева Д.:Мы воспитываем российского школьника. В связи с этим
вспоминаются слова педагога Н.К. Крупской , которые актуальны и сейчас:
«Говорят, что дети не доросли до понимания вопросов экономики и
политики. Между тем дома, на улице - повсюду дети слышат разговоры на
эти темы, думают о них, и было бы ошибочно обходить эти вопросы в школе.
При разборе этих вопросов надо учитывать детскую психологию, размеры
детского опыта и их интересы.»
Томилина А.:Образ Родины издавна определялся как общечеловеческая
ценность. В ходе подготовки и проведения КТД «Я - гражданин России» мы
еще раз убедились, что в младшем школьном возрасте активно идет процесс
накопления информации и впечатлений о Родине. Дети достаточно четко
осознают, что Родина - это место их рождения, жительства. На вопрос, в
какой стране ты живешь?
Учащихся 4 класса в 69% ответов называют Россию или в 31 % ответов
Российскую Федерацию.
Опрошенные говорят, что надо любить свою родину, а это значит...
«Надо защищать её, когда вырастишь» (58%)
«Уважать её, сохранять богатства» (32%)
«Не разорять, а оберегать её природу» (32%)
«Ценить и любить граждан России» (26%)
Учащиеся выпускного класса начальной школы, анализируя причины войн
(Почему бывают войны?) делают выводы:
«Войны бывают из-за жадности и жестокости» (16%)
«Из-за стремления властвовать в мире» (10%)
«Из-за желания расширить свои владения за счет захвата других стран и
овладения чужими землями» (26%)
«Из-за разногласий и неумения договориться мирным путем»(10%)
Школьники перечисляют качества, которые характеризуют гражданина:
добрый, честный, умный, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, смелый,
самостоятельный, веселый.Эти качества расположены по степени значимости
для детей.
Гавриленко О.:На вопрос: «Каким должен быть Президент?» ученики 4
класса отвечали самостоятельно
- умным (53%);
-добрым и справедливым (53%);
- высококультурным (30%);
-уметь встать на защиту прав своего народа (32%);
-защищать свою страну на разных уровнях (20%);
-миролюбивым человеком (25%);
- эрудированным и смышленым (50%).
Итак, вопреки расхожему мнению об аполитичности юных граждан, дети
ясно представляют, чем должен заниматься руководитель государства. В
качестве примера приведём ответы младших школьников на вопрос:
«Если бы я был Президентом...»
«Снизил бы цены на продукты питания...»;
«Восстановил бы справедливость»;
«Все деньги из казны потратил бы на улучшение жизни людей»;
«Заботился бы о простых людях»;
«Сделал бы бесплатные магазины»;
«Построил бы дома для стариков»;
«Починил и усовершенствовал бы дома для детей»
Дети в целом довольны своей жизнью и большинство опрошенных ничего не
хотели бы менять в ней, но те, кто дал ответ на данный вопрос, был
индивидуален в своем решении.
Например, «становиться умнее», «учиться на пятёрки», «не болеть», «не
делить детей в семье», «быть счастливым».
Круглякова А.:Мы видим, что у младших школьников ярко проявляется
готовность к восприятию и осмыслению окружающей их жизни. Дети чутко
улавливают ситуацию в стране, могут оценить себя, у них формируется новое
отношение к себе и к окружающим людям.
Особенности современного мира детства выражаются в том, что ребята не
могут ждать, когда вырастут, когда настанет лучшее будущее, они живут
сейчас. Школьники с интересом участвуют в исследовательской работе, они
пытаются осмысливать жизнь, определять свое поведение. В какой - то
степени они сами себе воспитатели. Отвечая на вопросы, делая выбор в
определенных ситуациях, они упражняются в умении размышлять ,
анализировать, делать выводы. А помогает им в этом их, мудрый наставник,
который по словам поэта Михаила Светлова «не столько воспитывает детей,
сколько помогает им стать самим собой».
Меркулова Д.:Позади первый вид психолого - педагогической практики. Что
же он дал в плане нашего профессионального становления? Остановлюсь на
некоторых высказываниях будущих педагогов:
«Практика помогла мне повзрослеть, взглянуть на жизнь профессионально»
Рыженкова Ю.
«Теоретические знания предметов психолого - педагогического цикла
применила на практике в ходе проведения классных часов и это мне
понравилось» Иванова А.
«Практика научила видеть проблемы класса и отдельного ребенка»
Бочарова Ел.
«Получила представление о возрастных особенностях первоклассников,
поняла, насколько они разные, неповторимые, любознательные. Общаться с
ними одно удовольствие» КонюшковаТ.
«Педагогическая практика помогла понять и принять ребенка таким, какой он
есть, помочь раскрыть его способности во внеурочное время» Артёмова О.
«Я поняла, как заинтересовать детей и вызвать на откровенный разговор»
Маликова И.
«Я научилась организовывать класс, побуждать детей к доверительной беседе
и обсуждению волнующих вопросов» Позднякова М.
«Я познакомилась с различными формами классных часов и методикой их
проведения» Батарева Н.
«Я стала другом и вожатой для детей. Дети доверяют мне, а это дорогого
стоит» Лункина К.
«Эта практика научила разбираться в детях, придала уверенности и
самостоятельности» Штыкова И.
«Это настоящая школа общения и сотрудничества в ходе КТД'с детьми»
Пеева А.