Автор: Семенова Лариса Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2 Населённый пункт: Тверская обл., г. Нелидово Наименование материала: методическая разработка Тема: Стеклянные ёлочные игрушки. Раздел: начальное образование
Стеклянные ёлочные игрушки.
Тверская область, г.Нелидово
МБОУ Гимназия №2
Семенова Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов.
Цели
:привлечь внимание к древнему ремеслу стеклодува; познакомить с изготовлением
стеклянных ёлочных игрушек; воспитывать уважение к труду других людей.
В канун нового года все люди украшают дома и наряжают зеленую
красавицу. Ставят красивую елку, достают игрушки. И не задумываются, кто и
как изготовил это изящное и тонкое чудо? Как появился материал, то есть
стекло, из которого сделаны игрушки? Интересно… Необходимо совершить
экскурс в историю.
Для начала стоит сказать, что человек не имеет никакого отношения к
изобретению стекла. Автор стекла – сама природа. Этот подарок
человечеству предстал в виде раскаленной лавы, вырвавшейся на
поверхность земли несколько миллионов лет назад.
Правда, если нам показать это «стекло» сейчас, то нам бы даже в
голову не пришло что перед нами лежит стекло. Это вулканическое стекло,
которое, кстати, сейчас называют обсидианом, было мутным, почти черным
или коричневым.
Большинство историков пришли в выводу, что родина стекла – Египет.
Египетские
мастера
для
изготовления
стекла
использовали
смесь
измельчённой кварцевой гальки и пустынного песка. Через какое-то время они
стали добавлять к этой смеси кобальт, медь или марганец, таким образом им
удавалось получить разноцветное стекло (голубое, зелёное и пурпурное).
Только потом они научились отливать стекло в стеклянных формах.
Стеклянные елочные игрушки начали производить около 150 лет назад и
на протяжении последних 75 лет они составляют большую часть елочных
украшений. Первые украшения были сделаны из толстого стекла и не были
похожи на современные. В 1870 году Луи Грайнер - Шолотфегер из немецкого
города
Лауша
изготовил
первую
игрушку
из
тонкого
стекла.
Развитие
производства
елочных
игрушек
шло
в
определенной
последовательности.
Вначале были тяжелые стеклянные шары – «посеребренные» слоем свинца
или цинка и раскрашенные воском, или же не посеребренные. Некоторые
шары были сделаны из цветного стекла, другие были покрыты лаком. Затем
появились
толстостенные
шары
в
форме
грозди
винограда,
которые
изготавливали
с
помощью
форм.
После
них
стали
делать
тонкостенные
игрушки, покрытые слоем нитрата серебра; и наконец выдуваемые в форме
игрушки из стекла не толще бумаги.
Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство
открыли под Клином,
в
имении князя Меньшикова, в начале 19 века. Александр Сергеевич
Меньшиков обнаружил в своем имении залежи качественного кварцевого
песка и построил стекольный завод. Из этого песка с добавлением других
необходимых компонентов и делают елочные игрушки.
Сегодня в бывшем имении князя
Меншикова находится старейшее в
России и самое крупное предприятие по изготовлению ёлочных украшений —
ОАО «Ёлочка».
Экскурсоводы музея ёлочных игрушек, который называется «Клинское
подворье», рассказывают, что первыми "игрушечниками» здесь стали клинские
ямщики. Те из них, кто не замёрз в степи глухой, овладевали
профессией
стеклодува и зимними вечерами подрабатывали в своих избах. Они делали
бусинки для
ещё
большего
украшения
естественной
женской красоты.
Поначалу бусинки были примитивные, но мастерство
ямщиков
росло.
И
в
конце концов они научились выдувать шарики! А потом и вовсе фигурные
игрушки с помощью специальных чугунных форм.
Технологический процесс производства стеклянных елочных украшений
основан на применении творческого ручного труда.
Мастерство
стеклодувов
самобытно.
Уникальные
приемы
этой
творческой профессии требуют больших навыков и способности чувствовать
стекло.
Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной
горелке.
Отрегулировав
размер
пламени
горелки
для
создания
нужной
температуры
стеклотрубки
(стеклодрота),
стеклодув
равномерно
вращает
стеклодрот,
разогревает
его
до
состояния
полного
размягчения,
что
определяется
по
цвету
и
текучести,
затем
вдувает
воздух
до
полного
формирования изделия.
Подбор
оптимального
огневого
режима,
размера
стеклянной
трубки,
определение
момента
вдувания
воздуха,
соблюдение
равномерности
вращения производится визуально и интуитивно - "на глазок". Способность
стекла
быстро
остывать
создает
внутреннее
напряжение,
поэтому
для
получения
прочного
тонкостенного
стеклянного
изделия
требуется
определенное умение.
Не так-то просто удерживать расплавленное стекло, мягкое и тягучее в
своих руках, подкручивая заготовку. Мягкое стекло стремиться опуститься
вниз,
а
стеклодув
вращением
поднимает
стекло
вверх.
Надо
еще
уметь
сделать ровную стенку при выдувании, что еще сложнее.
Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует
от 6 до 23 приемов.
Изделия дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут
иметь
конусную
поверхность,
правильные
грани,
витые
грани
-
все
это
достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в
пламя горелки для размягчения стекла, поддувом воздуха изо рта после
каждого размягчения.
Окраска
елочных
украшений
осуществляется
нитролак ами,
нитроэмалями и другими материалами.
При
лакирование
изделие
погружают
в
краску
вручную.
Погружать
изделие надо постепенно и одновременно вращая его, чтобы при погружении
оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться
под пленкой и испортить покрытие.
Нельзя
быстро
вынимать
изделие
из
емкости,
так
как
возможно
неравномерное лакирующее покрытие в виде затеков.
После лакирования изделие устанавливается строго вертикально, чтоб
не
было
затёков
в
лотки
сушильной
камеры,
заполненные
песком
или
опилками.
После просушки декоративного лакирующего слоя с заготовки вручную
ветошью удаляются остатки песка или опилок.
Затем полуфабрикаты расписывают мастера-художники. Тоже вручную,
тонкими
кисточками,
в
соответствии
с
эскизами,
утвержденными
художественным советом. Очень красиво. Смотреть, как все это происходит, -
одно удовольствие.
Процесс
превращения
простой
трубки
в
удивительные
изделия
завораживает. Можно долго стоять и смотреть на это чудо. Процесс сложный
и опасный.
Конечно, называть искусством изготовление стеклянных игрушек для
новогодней красавицы в полном смысле этого слова, нельзя. Да и не нужно.
Это искусство прикладное. Ремесло. Но в самом высоком его понимании.
Всегда
приносящее
радость
и
ощущение
праздника
детям
и
взрослым.
Вероятно, потому, что в каждой простенькой игрушке остается крохотная
частичка души мастеров, ее создавших.
Если завтра в Японии придумают робота, умеющего надувать щёки, и других
роботов,
аккуратно
орудующих по лекалу кисточками, может, с конвейера
сойдёт нечто похожее на изделия клинских мастеров. Может, их даже будут
покупать
и вешать на ёлки. Но частички
души
в
таких
изделиях не будет
(потому что душу для роботов изобретут не скоро), и это непременно сразу
же станет заметно каждому.