Напоминание

Интерактивные технологии как средство формирования стратегии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классах.


Автор: Иванова Галина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №4 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные технологии как средство формирования стратегии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классах.
Раздел: среднее образование





Назад





Интерактивные технологии как средство формирования стратегии

смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классах.
Одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:  работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;  работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;  работа с текстом: оценка информации. Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний. Не все уроки можно проводить, используя данную технологию, но все же, если планировать такие уроки, то следует обратить внимание на подготовку урока географии с использованием учебно- научного текста учебника в режиме технологии продуктивного чтения. √ Выбираем текст, который мы предлагаем ученикам для чтения на уроке. √ Определяем место и роль данного текста на уроке. √ Формулируем задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения. У ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определения или понятия, не видят «подсказок» в самом тексте. Теперь моей компетентностью как учителя биологии и географии становится использование таких приёмов работы с текстом и овладение школьниками познавательных универсальных учебных действий, чтобы это способствовало успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала. Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений: • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; • составлять план к прочитанному тексту; • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
• логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения; • находить в тексте описание к иллюстрациям; • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы; • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета). Большое значениена уроках географии имеет работа с картой, статистическими материаламитак идёт запоминание и усвоение материала. текст насыщен картографией.чтение несплошных текстов требуют других ,так как сами тексты организованы иначе.Для учащихся очень важно научиться свободно получать информацию,представленную в любой форме читательских навыков
Для ф
ормирования читательской компетенции на уроках географии часто использую задания развивающего характера, в том числе
-викторины
(например, по теме «План и карта ») их ребята могут составить сами, используя материал учебника или дополнительные источники; -кроссворды, -ребусы. Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока (например: « Великие географические открытия» и т.д.) Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. (Например, «Найди ошибку», «Пометки на полях: «+» - это мне знакомо, знаю; «-» - не знаю, не слышал; «?» - интересно, хочу узнать», составление таблицы «Знаю, Желаю узнать, Узнал» и др.). Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно- следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Тема температура воздуха»
Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту
, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. (Например, по теме Температура воздуха» и т.д.). Угол падения солнечных лучей-температура воздуха-давление
Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц
, как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).( Например, тема «Развитие географических знаний о Земле»
Путешественник Годы Географические открытия
В качестве интерактивных используются следующие методы преподавания:

кластер,



пазл,



сравнительная диаграмма,


Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает в себя стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия. Концепция изменений предполагает насыщение уроков географии материалами, демонстрирующими современные средства подачи темы урока и содержащими проблематику, актуальную на сегодняшнее время, в сочетании с интерактивными формами обучения. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов,
является взаимодействие.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Известны такие формы обучения как: диалогическая, парная, групповая, игровая
Исследовательская работа в группах
В данном случае акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах до шести человек или индивидуально. Они выбирают подтему общей темы, которую нужно изучать всей группой. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учащихся. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке. Чаще всего такой вариант работы используется в проектной технологии. Одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — вот основные принципы работы в группах.
Кластер
Так, при работе с использованием метода кластер, который применяется для стимуляции познавательной деятельности учащихся, развития их памяти и пространственного мышления, работа протекает следующим образом. Учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово), просит учащихся сделать то же в тетрадях, а затем подумать и записать вокруг данного слова (словосочетания) все, что приходит им на ум в связи с предложенной темой. Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всей группой и фиксируют их на доске и в тетрадях.
Учимся вместе

Учащиеся разбиваются на разнородные группы в 3–5 человек. Следует учесть уровень обученности учащихся. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — основные принципы такой работы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, группа имеет как бы двойную задачу: академическую — достижение познавательной, творческой цели; социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Учитель контролирует деятельность учащихся.
Эксперты
Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается Следует отметить, что группы дифференцированы, между собой они не соревнуются. Как видно, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что во всех случаях соблюдены основные принципы работы в группах. Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они: • развивают самооценку и уверенность в себе; • делают уроки интересными; • развивают чувство ответственности; • дают возможность высказывать мнения, перенять опыт; • дают возможность осваивать жизненно важные навыки; • способствуют инициативе учащихся; • учащиеся имеют право на свое мнение; • учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем; • учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы; • учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся; • помогает создавать положительные эмоции Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе наполнения мотивационного аспекта содержания обучения географии, обладающей ярко-выраженной
социокультурной направленностью в соединении с технологией развития творческих способностей личности. Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, учитель более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддержать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения. Методика развития речевых умений пятиклассников на уроках географии Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм» Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба». Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб… Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки… Эффект от выполнения упражнения: 1) концентрация внимания детей на работу; 2) закрепление знаний; 3) формирование умение слушать; 4) установление причинно-следственных знаний; 5) развитие речи. Упражнение 2. «Составь задание партнеру» Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах. Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые». Эффект от выполнения упражнения: 1) закрепление знаний; 2) формирование умения слушать; 3) развитие речи; 4) формирование умения вести диалог. Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища».
Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и письменной форме. В первом случае это может быть оценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации. Например: - оцените, насколько полным был ответ на вопрос? - какую оценку поставите за ответ и почему? Во втором случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить. Например, «Урок обобщения по теме «Горные породы и минералы». - Что это за горная порода? (гранит) - Из каких минералов состоит гранит? - Что происходит с гранитом под воздействием внешних сил? (Он разрушается на составные части: кварц на песчинки, полевой шпат и слюда образуют глину). - Какого происхождения гранит? - Какие горные породы называются магматическими? Задание: написать рассказ «История происхождения песчинки». Сильные учащиеся проверяют соблюдение критериев к работе, отсутствие грубых ошибок. Эффект от проведения упражнения: 1. Построение речевого высказывания в устной письменной форме; 2. Умение слушать и слышать 3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия Упражнение 4. «Диалог» Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся. Эффективность от проведения упражнения: 1. Умение слушать и слышать. 2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия. 3. Развитие речи, взаимопроверка. Упражнение 5.
Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему. Например: - Напиши историю происхождения песчинки. - Напиши письмо в газету о своем поселке (городе). - Объясни, с чем связана смена времен года? - Объясни причины отличия людей по цвету кожи. Эффект от выполнения упражнения: 1. Перевод устной речи в письменную и наоборот. 2. Развитие речи 3. Закрепление знаний по теме Методика развития групповой работы пятиклассников на уроках географии Упражнение 1. «Групповая работа» Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4-6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока. Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые» Работают три группы. Этап проверки знаний. Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание: 1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. 2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. 3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. Упражнение 3. «Круглый стол» Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового, урок обобщения знаний. Например, тема: «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города» Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения: - Какими причинами вызваны внешние различия людей различных рас?
- Приведите как можно больше доказательств, что человечество - единый биологический вид. - Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами. - Что вы знаете о различии государств по площади? Подтвердите примерами. Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение. Эффект от проведения упражнения: 1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии. 2. Развитие речи. 3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности. Упражнение 4. «Пресс-конференция» Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся- специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы. Эффект от проведения упражнения: 1. Развитие умений формулировать вопрос. 2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества. 3. Развитие мышления, речи.


В раздел образования