Сценарий праздника,
посвящённого открытию краеведческого музея
в МБДОУ№6 «Радуга» с.Троицкое МО «Анивский городской округ»
Сахалинской области.
Грищук Н.В.,
методист
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ ПРИГЛАШАЕТ
Цель: создание для дошкольников социокультурной среды; формирование
общей культуры личности детей; развитие у воспитанников социальных
навыков, значимости эстетических и культурных ценностей.
Задачи:
приобщать
дошкольников
к
культурно-эстетическому
наследию
островного
региона; воспитывать любовь к малой Родине;
побуждать к
творческой
деятельности;
способствовать
обогащению
представлений
о
природном и рукотворном мире, учит терпимости и уважению по отношению
к рядом живущим людям, дружественному сосуществованию культур разных
народов.
Действие
начинается
в
музыкальном
зале,
по
ходу
действия
на
большом
экране проецируются
на
экране
следующие
фотографии:
русского
леса,
детского
сада,
сахалинской
природы,
моря,
костра
(у
которого
рассказываются
легенды),
карты
мира
и
Сахалинской
области,
обложки
книги русских народных сказок, грозы с молнией, тундры, морские волны,
прибоя.
Звучит музыка, из-за занавеса появляется девочка
Машенька в русском
народном костюме.
МАШЕНЬКА : Ау! Ау! Как же так получилось - я заблудилась. Убежала от 3-х
медведей, глаза от страха закрыла. А сейчас - и леса нет, и место это я совсем
не узнаю. Где же это я?
МАШЕНЬКА видит 1 взрослого - воспитателя и 2-х детей — мальчика и
девочку и, обращаясь к ним, говорит: Здравствуйте! А куда это я попала?
ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, девочка! Так ты из сказки «Маша и медведи»? Не
бойся ничего. А попала ты, Машенька, в детский сад
«Радуга». Мы с
ребятами
рады
встрече
с
тобой..
Добрый
день! (здороваются
и
рядом
стоящие дети)
МАШЕНЬКА :
Здравия
всем
желаю!
(обращаясь
к
ведущей
)
А
где
же
находится ваш детский сад?
ВЕДУЩАЯ: Среди
просторов
России,
а
ведь
ты,
Машенька,
из
русской
народной сказки, есть край, где живём мы с ребятами. Тут наш родной дом. И
называется он - Сахалин .
Ребёнок читает стихотворение: В. Богданова "Наш остров Сахалин"
(при чтении ребёнком стихотворения на экране проецируются фотографии
сахалинской природы)
На самом краешке России,
Где море бьётся в берега,
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка…
Весна немного припоздает,
Промедлит осень взять права –
И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.
А то в апрель влетят метели
И так завеют белый свет,
Что в дальних селах по неделям
Ни писем нет и ни газет.
Но он живёт, живёт наш остров!
И сквозь циклонный ветробой
С неиссякаемым упорством
Идёт на спор с самой судьбой…
И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он –
К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.
ВЕДУЩАЯ: Он чудесен — наш Сахалин. (На этих словах открывается
занавес: В центре ЧУМ. У чума 2 куклы-декорации — мальчик и девочка в
национальных костюмах
МАШЕНЬКА :(обращаясь к ведущей) А это кто?
ВЕДУЩАЯ: На Сахалине, Машенька, проживает много национальностей.
(Далее продолжает повествовательно…)
Некоторые из них живут на самом Севере острова, где долгая и холодная
зима. Занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся.
Они никогда не берут лишнего: ловят столько рыбы - сколько смогут съесть,
собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку
попросту.
ВЕДУЩАЯ: (как будто обращается далеко-далеко) Здравствуйте, друзья!
(Ведущая и дети с Машенькой машут руками куклам-декорациям у чума)
ВЕДУЩАЯ: Машенька, ребята, а хотите сегодня мы с вами
отправимся в
путешествие на север Сахалина и познакомимся с ним поближе.
ДЕТИ и МАШЕНЬКА: (хором) Да! Конечно!
ВЕДУЩАЯ: А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и вперёд, нас
ждут оленьи упряжки.
Ведущая стучит в бубен. Декоративный бубен подвешан как стилизованное
северное солнце. Ведущая и дети уходят за кулисы. Появляются дети в
костюмах северных оленей.
Исполняется «Танец оленей с каюром»
(На
последних
танцевальных движениях из-за кулис
выходят
дети и
ведущий, а олени с каюром под аплодисменты покидают сцену)
Хозяйка Тундры Выходит в национальном уильтском (северном) костюме .
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Северной земли,
Мир волшебный охраняю
От рассвета до зари.
И легенд много я знаю,
к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать,
Сможете ли вы мои загадки отгадать?
ДЕТИ: ДА!
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ: Тогда слушайте… Звучат национальные мотивы. Под
эту музыку Хозяйка Тундры задаёт загадки
Загадки:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
У него же нет берлоги,
Но нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора (Заяц)
Для гостей загадка
В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов-
Транспорт надёжный для дальних походов. (Северный олень)
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ:
Молодцы! Отгадали все загадки. Мои друзья северные олени доставили Вас
ко мне. Они ушли отдыхать, а Вас я возьму с собой.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые
и мечтательные, светлые и улыбчивые. Великое множество их.. Весело и
вольготно живут они в наших сердцах. Сейчас я Вам поведаю одну из них…..
Легенда о Сахалине и Куриле звучит музыка — героями исполняется
танец-легенда. (Герои: Сахалин — отважный юноша, Курила — красавица,
Магок — великий и могучий, молнии, рыба Кета — дочь Сахалина и Курилы)
Хозяйка Тундры под музыку рассказывает легенду, а дети исполняют танец.
Когда-то на земле правили огромные титаны, а главным из них был могучий и
великий Магок . У него была любимая дочь Курила , красивее и добрее
которой не было на всей Земле. Жил в это время и смелый воин Сахалин .
Полюбила Курила сильного воина. Но Магок не хотел отдавать дочь замуж.
Поэтому влюбленные сбежали от Магока и спрятались глубоко в океане.
Разгневанный отец долго искал свою дочь, насылал на землю бури и ненастья,
но так и не смог найти Сахалина и Курилу . Прошло три года, у Сахалина и
Курилы родилась дочь, которую назвали Кета .
И однажды влюбленные решили показать девочке солнечный свет, и они
поднялись из морской пучины наверх. Но напрасно они думали, что великий
Магок забыл о них и простил побег – как только влюбленные поднялись со
дна моря, отец Курилы увидел их и в гневе начал метать молнии. Одна из
молний, посланных Магоком , летела прямо в сердце смелого Сахалина . Но
Курила успела бросится навстречу стреле и разбилась на двенадцать частей.
(Курила на свитке раскрывает нарисованные Курильские острова ) Неутешен
был юноша и день и ночь и остался на месте гибели своей любимой. ( на
другом свитке рядом с Курилами Сахалин
раскрывает
остров ).
Так
продолжается и по сию пору –
острова Курильской гряды лежат рядом с
Сахалином. А каждый год к родителям приплывает их осиротевшая по воле
родного деда дочь Кета , которая превратилась в рыбу.
Хозяйка
Тундры выходит
из-за
кулис
и
продолжает
легенду: А
жители
курильских островов до сих пор считают, что раскаленная лава вулканов – это
не что иное, как слезы Курилы об утраченной из-за великого отца любви.
МАШЕНЬКА : Какая замечательная история!
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ: Да! А какие интересные праздники у нас бывают. Да
вот посмотри!
Декорации: у чума висящая сеть, сушится рыба, под народные мотивы из-за
чума выходят представители нивхского селения в костюмах — девочки и
мальчики и становятся в круг.
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ: С глубокой древности жизнь наших северных народов
во
многом
зависела
от
удачной
рыбалки.
Начало
путины
обязательно
начиналось с обряда "Кормления ТОЛЫСА -духа хозяина моря" - одного из 2-
х самых могущественных богов у нивхов.
Под
музыку
в
кругу
начинается
национальный
танец
с
бубнами,
сопровождаемый криками чаек, имитацией шума моря.
ХОЗЯЙКА
ТУНДРЫ:
стучит
по
ударному
музыкальному
инструменту
тятя-чхаршу.
Под эти звуки заканчивается танец и
герои
в национальных костюмах
выходят к берегу моря (декорации морских волн у экрана, на котором волны
плещут у берега) с дарами и преподносят эти дары ТОЛЫСУ у самых волн.
МАШЕНЬКА :
Как
здорово!
А
какие
интере сные
музыка льные
инструменты?! Мне в русских сказках встречались колокольчики, дудочки. А
тут?
ДЕВОЧКА: А тут наши друзья играли на бубнах. А ещё вот посмотри –
тятя-чхарш!
МАШЕНЬКА : Да разве это музыкальный инструмент? Бревно какое-то!
МАЛЬЧИК: Это не просто бревно, а музыкальное бревно! Это даже немного
волшебный музыкальный инструмент!
ДЕВОЧКА:
Ночь
на
Севере
долгая.
С
каждым
ударом
по
тятя-чхаршу
прогоняли прочь все свои страхи северные люди.
ХОЗЯЙКА ТУНДРЫ: Совершенно верно! А ты, Машенька, хочешь прогнать
свои страхи! Ударь по тятя-чхаршу!
ВЕДУЩАЯ : Прогони прочь все свои тревоги!
Машенька соглашается, ударяет по тятя-чхаршу и приговаривает:
МАШЕНЬКА: Хочу
больше
не
бояться
темного
леса
и
всегда
находить
дорогу домой!
МАЛЬЧИК: Ты, Машенька, одна в лес больше не ходи.
МАШЕНЬКА: (обращаясь в детям из детского сада) Ребята, а откуда вы
столько знаете?
ДЕВОЧКА: Так у нас в «Радуге» музей открылся, а в нём столько всего
интересного!
ХОЗЯЙКА
ТУНДРЫ: А мне можно в него заглянуть, я ведь ещё его не
видела?
ВЕДУЩАЯ: Конечно! Мы
всех ребят приглашаем посетить наш музей.
(жестом приглашает всех гостей праздника пройти в музей)
Всем желающим, кто хочет прогнать прочь свои страхи ударом по бревну
предлагается ударить по тятя-чхаршу.
А в
музее
дошкольников
встречает экскурсовод и знакомит ребят с
экспозицией «Суровый Север».